Оазис на асфальтеГде проводит обеденный перерыв среднестатистический менеджер крупной компании на Западе? Конечно, на природе, которая «организована» прямо на выходе из делового центра. Тут вам и газон, и скамейки в тени деревьев, и цветники…Ландшафтный дизайн у нас еще не возведен в культ, и совсем немногие объекты коммерческой недвижимости делают ставку на «зеленую» концепцию. Индустрия ландшафтного дизайна развивается в России чуть более 10 лет. Все начиналось с частных садов, и лишь спустя несколько лет к озеленению потянулись девелоперы коммерческой недвижимости. Рынок ландшафтных услуг до сих пор формируется. Преимущественно на нем работают небольшие фирмы, ориентированные на частный сегмент, а вот крупных игроков, способных «поглотить» большие площади и подойти к озеленению комплексно, совсем немного. Сказывается также стремление наших девелоперов создавать на имеющихся свободных площадях парковочные места, а не зеленые «поляны». Впрочем, положительная динамика уже есть. По словам Карины Лазаревой, президент группы компаний Harpark, с каждым годом востребованность услуг ландшафтных дизайнеров на коммерческих площадках растет. К девелоперам пришло понимание того, что здание не должно стоять в «чистом поле», а требует грамотного подхода к благоустройству территорий. Слова г-жи Лазаревой, подтверждают сами девелоперы. «Современный подход к озеленению – логичный этап развития рынка коммерческой недвижимости, и мы стараемся предлагать нашим клиентам варианты, применяющиеся в разных странах», – говорит Эвелина Ишметова, руководитель отдела консалтинга и девелопмента компании GVA Sawyer. Никита Емец, менеджер по маркетинговым коммуникациям делового центра «Кантри парк», считает, что ландшафтный дизайн значительно повышает ценность объекта. «Москве не хватает парков, скверов и зеленых площадей, – говорит он. – Если комплекс обладает такой территорией, это позволяет арендаторам чувствовать себя комфортнее и эффективнее работать». Здесь будет город-сад! Объект должен органично сочетаться с прилегающей территорией – вот основной принцип ландшафтного дизайна. Для коммерческих площадей подходят не столько мелкие утонченные детали, сколько крупные яркие «мазки». Тогда элементы озеленения не теряются в городском ландшафте, и это способствует целостному восприятию объекта. Кроме того, яркое оформление может оживить даже самые скучные здания – например те, что были построены в советскую эпоху и сегодня сдаются в аренду. При выборе рассады учитывается не только эстетика, но и способность растений жить в городской среде с ее загазованностью и резкими перепадами температуры. Строительные декоративные материалы также подбираются исходя из климатических условий. В городских садах успешно применяются камень, плитка, гранит, мрамор, элементы художественной ковки… Принято считать, что ландшафтные «излишества» могут позволить себе только крупные объекты – например, те, что находятся за МКАД, на территориях которых есть где развернуться. Вот лишь несколько идей, которые помогут разрушить этот стереотип. Создать зеленый оазис в условиях ограниченных площадей можно с помощью вертикального озеленения. Это направление ландшафтного дизайна предполагает использование вазонов, которыми декорируются фасады, балконы, столбы, центральные входы. Наиболее эффектный вариант – крепление вазонов на специальных кронштейнах в несколько ярусов. Такие конструкции напоминают цветущие деревья, выросшие среди асфальта и бетона. При желании сад можно организовать даже на кровле здания. Речь идет о так называемых зеленых крышах (green roof), которые чрезвычайно популярны на Западе. Например, в Берлине такие сады и террасы встречаются повсеместно. Как рассказала ЖАННА ОКСАНИЧ, директор ландшафтной студии группы компаний «КАМОС ЛАЙН», это направление дизайна предполагает множество вариантов оформления – от газонов и многолетних растений до небольших деревьев и кустарников. Есть даже возможность организовать на кровле небольшой пруд. В качестве примера она приводит немецкую систему FlorDepot, позволяющую озеленять объекты коммерческой недвижимости, как с плоскими крышами, так и с покатыми, с углом наклона не более 45 градусов. Зимой – творчество, весной – реализация! Схематично работа по благоустройству территории выглядит так: сначала специалист выезжает на объект, потом разрабатываются концепция и генеральный план, далее идет его детализация и составляется рабочий проект, где прописываются все технические моменты, и только после этого начинается реализация. Специалисты считают, что об озеленении территории нужно думать еще на этапе возведения здания. Оптимальной можно считать ситуацию, когда утверждение проекта объекта и концепции окружающей территории ведутся вместе. В этом случае удается добиться более гармоничного взаимодействия здания с ландшафтом. Кроме того, заблаговременное планирование расходов всегда их снижает. Ведь когда нужно сделать что-то очень срочное, устранить ошибки, это обходится дороже, чем, если бы проект делался на ранней стадии строительства. К ландшафтным работам лучше приступать, когда здание возведено и в нем уже началась внутренняя отделка. По стандартам объект должен быть готов к запуску одномоментно – как внутри, так и снаружи. Если речь идет об уже существующем здании, вряд ли стоит обращаться к ландшафтным дизайнером в разгар теплого сезона и ждать, что ваша территория тут же превратится в город-сад. Специалисты по озеленению предпочитают работать по принципу «зимой – творчество, весной – реализация». Это позволяет тщательнее проработать все детали проекта к началу сезона во всеоружии. Карта предпочтений Спрос на услуги ландшафтных дизайнеров в сегменте коммерческой недвижимости дифференцирован. Наибольший интерес проявляют крупные ТЦ, где инвесторы задумываются об озеленении прилегающих площадей, чтобы обеспечить лояльность посетителей. Вот что рассказал Анатолий Васильев, генеральный директор компании «Торговый Квартал – Девелопмент": «Благоустройство и озеленение территорий – важная часть работы по проектированию и строительству торгового центра. Расходы на дизайн ландшафта и озеленения территории мы обязательно включаем в смету еще на этапе разработки проекта. При этом учитывается местоположение объекта, его окружение, рельеф местности и другие факторы. Как правило, в концепцию благоустройства входят: мощение пешеходных дорожек, организация мест отдыха, разбивка газонов, клумб и цветников, а в некоторых случаях – устройство фонтанов и создание малых архитектурных форм. Формируя такие зоны ряжом с ТЦ, мы делаем их любимыми местами горожан. Они придают объекту неповторимость, архитектурную целостность и завершенность». В сегменте офисных площадей увлечение ландшафтом разделяют далеко не все. Такие решения чаще встречаются на площадях класса А, для которых это исключительно имиджевая вещь. А вот комплексы класса В, к сожалению, не позволяют себе таких «излишеств». Среди объектов с зеленой концепцией упоминания заслуживает бизнес-центр «Кантри Парк» на берегу Бутаковского залива Химкинского водохранилища. На территории около 2,5 га создана великолепная парковая зона с прудами, ручьем, липовой аллеей, дорожками, скульптурным ансамблем, беседками, скамейками, спуском к набережной залива, где предусмотрен стоянка для катеров и яхт. Экологическую составляющую этого проекта оценили такие арендаторы как Volvo, BMW, Porsche, Metro cash&carry, «Реал Гипермаркет» и др. По словам Леонида Лопатина, председателя совета директоров ООО «Сити Про» (бизнес-центр «Кантри-парк»), вложения в благоустройство и озеленение составили около млн. «С учетом нашего загородного местоположения озеленение важная особенность „Кантри Парка“, – рассказывает он. – Здесь чувствуется атмосфера европейского бизнес-центра, ведь Европа неотделима от ландшафта, и наши арендаторы это ценят. Природа дает общее впечатление от места, это сильнейший „антидепрессант“, который косвенно влияет на мотивацию людей. Приятно видеть, когда люди с удовольствием приходят в офис, гуляют в парке после обеда, а после работы не спешат уходить домой…".
магазин тепличного освещения |