Витражи - торжественность интерьераВитраж придает интерьеру торжественность и особую атмосферу. В переводе с французского «витраж» означает «оконное стекло». Витраж стал неотъемлемой частью интерьера лишь в средние века, несущего на себе не только груз утилитарности, но и элементы удивительной красоты, волшебства. В наше время витраж используют с расчетом не столько на естественное, сколько на искусственное освещение. Если раньше самой распространенной формой было витражное окно, то теперь это – потолочные плафоны, фальшпроемы в стенах, межкомнатные перегородки. Практически нет такого интерьера, где витраж не пришелся бы кстати. И очень часто он становится центральной декоративной темой интерьера всего дома, связывая отдельные помещения в общий художественный контекст.
Современные витражи делаются из американского стекла. Именно в Америке в конце XIX века Тиффани и Ла Фарж изобрели технологию многослойного стекла, которое позволило добиться такого цветового разнообразия, которое было недостижимо для мастеров средневековья. Таким образом в Америке появилась индустрия витражного стекла. Она постоянно развивается, обогащая фантазию художника все новой и новой фактурой (очень интересно, скажем, выглядит стекло с названием «уроборас» с поверхностью, похожей на застывшую водную рябь). Еще одна новинка – стекла с дихроичным напылением – позволяет достигать эффекта металлической (например, золотой) поверхности.
Возможности витража почти безграничны. Очень популярна сегодня технология, при которой стекло измельчается в пудру, соединяется со специальным клеем, и этой смесью расписывается витражное стекло. При такой обработке после обжига получается сложная, объемная фактура. Эффектно выглядят скульптуры или композиции из металла, в которые фрагментарно включены цветные стекла (это может быть не промышленное стекло, а кустарное, которое до сих пор делается в мастерских на угольных печках).
Витраж может перегораживать помещение, служить стойкой бара, стеной в бассейне, плафоном. В жилой интерьер он внесет ощущение радости, никогда не покажется однообразным. Днем витраж рассеивает свет и впускает в дом солнечные лучи вместе с радужными бликами. Вечером он воспринимается как изысканная живопись с удивительным колоритом. Стекло утрачивает прозрачность и проявляет свои зеркальные свойства: отражая свет ламп, мерцает подобно драгоценным камням.
Чтобы витраж стал демократичным по цене, возникло новое направление – накладные витражи. Разработанная в середине прошлого века, эта технология быстро завоевала популярность из-за своих художественных и конструктивных характеристик. Принципиальное ее отличие от классической состоит в том, что в качестве основы берется целое полотно стекла, а все элементы витража наносятся на поверхность двух сторон. Таким образом, резко повышается прочность изделия – ведь стекло основы может быть различной толщины, закаленным и даже триплексом, что позволяет шире применять витражи для больших остекленных поверхностей и проемов, потолочных плафонов и в стеклопакетах любого размера.
В качестве раскладок используются свинцовые ленты разной толщины и сечения. В накладном витраже такие ленты не разделяют стеклышки, как это делают раскладки в классическом витраже, а лишь создают его линейный рисунок, поэтому создается впечатление сквозных раскладок.
Немаловажный факт: времени на его изготовление идет гораздо меньше, чем на кропотливую работу с классическим, состоящим из сотен фигурных стеклышек полотном. Соответственно и стоимость накладных витражей в три-четыре раза ниже, что делает их доступными для широкой массы заказчиков и позволяет чаще применять для оформления интерьеров, фасадов и даже использовать для создания художественных акцентов в саду, сквере или лужайке среди городской застройки.
В последние годы получил распространение фацентный способ изготовления витражей, очень похожий на классический, с той лишь разницей, что по краям использованных элементов снят фацет. Снятие фацета позволяет получить дополнительную игру света.
Особенно выразительны и, можно сказать, неповторимы витражи, выполненные по технологии, которая называется фьюзинговой. В ее основе метод спекания, или даже сплавления элементов стекла различного цвета. Разноцветные стекла разрезаются на отдельные элементы, которые накладываются на цельную стеклянную подложку, и затем все это отправляется в печь. Из печи достают практически монолитное изделие, в котором все заготовки сплавились с подложкой. Готовое изделие имеет довольно необычную волнистую поверхность.
Оригинальны по исполнению и интересны, как художественно-декоративное полотно, витражи зеркальные и витражи, изготовленные пескоструйным методом. Первые изготавливаются с помощью напыления на тыльную поверхность нитрида титана или подобного ему вещества. Причем отражающая способность такого зеркала может колебаться в любых желаемых пределах. Второй тип – очень популярный сейчас метод изготовления витражей. Песок, подаваемый под давлением на стекло, выбивает на незащищенных участках частицы поверхности, делая ее матовой. Для того чтобы получить рисунок на стекле, используют трафарет. Чтобы облегчить работы, используются лазерная или водяная резка стекла, управляемая компьютером.
Популярными становятся комбинированные витражи, они наиболее оригинальны, и получают их путем сочетания самых разных технологий. Например, используется комбинация техники гравировки, пескоструйной обработки и раскраска керамическими красками. Подобную современную технику изготовления часто можно видеть в интерьерах загородных коттеджей, культурно-развлекательных и торговых центрах.
Новости светотехники |