Альпы на дачеКаменистые сады - это, пожалуй, самое важное и высочайшее достижение садоводства. Самые первые сады, в которых использовался природный камень, появились в Юго-восточной Азии. Только благодаря философским и религиозным представлениям этих стран человек не противопоставлялся природе, а, наоборот, вся живая природа была предметом поклонения. В Японии, Китае и Корее создавались неповторимые сады, где камень играл не последнюю роль. Здесь точно нельзя было найти симметрии и искусственности. Впрочем, и вычурности там не было: все растения только местные и не очень броские. Все это создавало определенное настроение умиротворенности и спокойствие, помогало простому созиданию того, что вокруг - камень, блики света, журчание воды. Что же касается Европы, то здесь первые каменные сады (рокарии) появились в конце XVIII века. Произошло это случайно, поскольку для горных растений, которые не могут прижиться на обыкновенной почве, пришлось создавать горки, каменистые гряды, стенки сухой кладки. Благодаря этому создавались условия, наиболее похожие на те, в которых эти растения жили раньше. Первое достоверное упоминание о коллекции горных растений относится к рокарию в Челси, созданному физиком Гарденом в 1772 году. Но широкое распространение каменистые сады получили в Европе в конце XIX века. В 60-70-е года XIX все крупные ботанические сады России, Германии, Англии имели такие "альпийские" сады. В самом начале каменистые сады создавались исключительно в целях разведения и изучения "горцев", но с XX века рокарии вошли в моду и стали неотъемлемой частью садов ландшафтной планировки. Естественно, что и требования к внешнему виду этих цветников стали более серьезными. Так сформировались основные типы каменистых садов. В классическом виде они нигде не существуют, но их вариации - основа для развития нового интересного стиля в садоводстве. Стилистически все каменистые сады условно можно разделить на три категории: ландшафтные - моделирующие вид какого-либо горного или иного природного образования; художественные (пейзажные, фантазийные) - создающие выдуманный или идеализированный образ горной местности; коллекционные - построенные исключительно для выращивания растений. Эта классификация условна и отражает лишь общие тенденции развития рокариев. На самом деле каждый садовод или дизайнер создает свой стиль, отражающий исключительно его мировоззрение. Наиболее сложный путь, по которому очень часто идут создатели ландшафтных садов - искусственное воспроизведение растительных популяций, соответствующих типы горной местности, поскольку это требует довольно определенных профессиональных знаний. Создатели художественных и фантазийных садов не должны повторять в точности тот или иной пейзаж, что, по большому счету, легче и рациональней. Рокарий чаще всего является художественным образом, элементом украшения или частью композиции. "Альпийская горка" (альпинарий) - стиль, наиболее распространенный в конце XIX - начале XX века. Назначение таких каменистых садов - показ флоры альпийских высокогорий. Альпинарии изначально создавались с одной стороны как диковинное парковое украшение, с другой, как коллекция растений. Впоследствии в них стали выращивать не только альпийские растения, но и те растения, которые только по внешнему виду напоминают горные. Стилистически альпинарий относится, конечно, к фантазийным рокариям. Такие сады представляли собой террасированные холмы, расположенные одиночно или образующие подобие горной системы. Террасы отделяли друг от друга проходами и соединяли лестницами, сложенными из плит. Все сооружение окантовывали поребриком или ограничивали камнями. Посадочные лунки отделялись камнями по всей линии террасы. Центром композиции, ее вершиной, служил массивный вертикально стоящий камень или группа камней, символизировавших горный пик. По склонам на террасах укладывали более плоские, но тоже массивные камни. Горные породы, камни, использовавшиеся для создания рокариев ценились гораздо больше за декоративные качества, чем за функциональность. Поэтому туфы могли соседствовать с гранитами, слоистыми известняками и даже с "руинами" - обломками колонн и фризов. Подобные сооружения зачастую выглядели настолько искусственно, что напоминали больше каменные пирамиды, чем горные массивы. Еще совсем недавно рокарии такого типа были широко распространены по всей Европе, но поскольку для выращивания горных растений они оказались крайне неудобны, от них сначала отказались ботанические сады, а затем и парковые дизайнеры. В настоящее время их в первозданном виде можно встретить лишь в исторических парках. Несмотря на явные художественные и агротехнические недостатки, альпинарии оказали огромное влияние на вкусы садоводов- "альпийские горки" стали обязательной деталью приусадебных участков. Альпийская горка- идеальный вариант для тех, кому надоело однообразие сада и кто хочет его изменить. Горка имитирует часть горного ландшафта, где все хаотично и неоднородно, чем, в принципе и привлекает. Идеально, если альпийская горка находится в полутени, так как засуха, как и застой влаги вредят растениям. Самое лучшее место для горки на участке- это склоны, насыпи или небольшие возвышенности. Высаживать растения в рокарии желательно по простой технологии: у мелких камней- почвопокровные растения, у более массивных камней - одно-два крупных или несколько мелких. Растения в роккарий высаживаются в небольшом количестве, декоративный эффект здесь основан скорее на красоте неживой природы, по меньшей мере, половину площади роккария должны занимать камни и гравий. Современная интерпретация "альпийской горки"- каменистая горка. В зависимости от вкуса и желания создателя такая горка может представлять собой либо холм с хаотично разложенными камнями, либо фрагмент горного ландшафта. Горка ни в коем случае не должна разделяться с общей композицией сада: она должна быть связана с ней газоном, подчеркнута мощением или соединена с водоемом. Создавая альпийскую горку, не следует забывать о нуждах растений - для благоприятного развития горных видов необходимо создание специальных посадочных мест: лунок, террас, расщелин, склонов. Помимо пользы для растений эти элементы сложения вносят разнообразие в общую композицию. В любое время года "горка" должна смотреться эффектно не только за счет растений, но и благодаря красиво и естественно уложенным камням. Еще одна вариация альпийской горки - Альпийская лужайка, которая имитирует растительные сообщества альпийских высокогорий. Альпийская лужайка - один из самых стильных, но наиболее трудный в исполнении тип ландшафтных садов. Создание лужайки как самостоятельной композиции практически невозможно, зато она очень хорошо смотрится как элемент большой композиции. Такой рокарий должен не только создавать впечатление альпийского лужка, расположившегося между камнями на горной осыпи, но и обеспечивать максимально комфортные условия для жизни растений. Ассортимент используемых растений очень специфичен и включает только дикие растения высокогорного альпийского пояса. Виды, без которых создание такого сада невозможны - это низкорослые кустовые злаки, карликовые генцианы, эдельвейсы, ковровые камнеломки и минуарции, стелющиеся ивы, подушковидные дабы, миниатюрные ушковые примулы, пульсатилла весенняя и другие редкие и трудные в культуре растения. Для благоприятного роста им необходим небольшой хорошо дренированный и защищенный от палящего солнца участок - терраса "горки", площадка рядом с группой камней или под прикрытием горных сосен и можжевельников. Несмотря на то, что со стороны альпийская горка выглядит замечательно, ее достаточно трудно построить и нужен постоянный уход. Здесь собирается множество самых разных растений и, порой, невозможно даже представить, что все эти растения могут существовать вместе. Еще в самом начале, прежде чем начать строить саму горку, лучше всего решить, что за растения на ней будут раcти и как они будут располагаться. Самый сложный вопрос, естественно, выбор растений. Когда говорят о растениях для альпийской горки, то имеются в виду не только альпийские растения, но и многие растения с морского побережья или даже с равнин. Сразу же следует заметить, что все растения для альпийской горки должны быть приспособлены для жизни на каменистой почве. Выбирая растения для своей альпийской горки, не следует отдавать предпочтение неприхотливым, легко сорничающим растениям и растениям, представляющим опасность для более хрупких цветов - резухи, ясколки, мыльнянки. Не желательны и капризные растения, требующие укрытия на зиму. Существует вероятность, что альпийская горка будет выглядеть просто клумбой с камнями. Что бы этого избежать площадь самой горки должна быть минимум 2,4м х 1,2м, камни должны быть немного погружены в землю и тем самым создавать видимость скалистого склона. Для тех, кто хочет сохранить свое время и силы, предлагается сажать растения не на альпийской горке, а, например, в щелях между плитами, на приподнятой клумбе, в контейнерах, на туфе, либо создать сухую каменную стену. Чтобы создать у себя на участке альпийскую горку надо сначала вырыть на предполагаемом месте котлован, заполнить рыхлым материалом крупной фракции, потом досыпать более мелкую фракцию (керамзит и др.), приближаясь к размерам предполагаемой горки. Далее приступать непосредственно к формированию горки. Традиционный способ- это укладка ярусами. Для создания ярусов камни укладывают снизу вверх, чтобы получились террасы с карманами. Чаще ярусы укладывают в виде латинской буквы V. В основание укладывается "ключевой" камень, далее от него в стороны укладывают более мелкие камни, лучше, если они различаются по размеру и сгруппированы по 2-5 штук, чтобы избежать однообразия. По завершении укладки камней пространство между ними заполняют специально подготовленной почвенной смесью. Желательно, если эта почва среднеувлажненная, рыхлая, поскольку на такой почве горные растения растут лучше. Почвенная смесь должна быть хорошо аэрируемой, удерживать влагу, содержать достаточно питательных веществ и составные ее части должны быть подобраны так, чтобы эти свойства не изменялись во времени. Все это вместе обеспечивает нормальное развитие корневой системы, и как следствие развитие надземного побега и повышение его декоративных свойств. В качестве наполнителя следует использовать разрыхлители (керамзит, шлак, мелкий гравий, а также слюду), которые структурируют почву, а слюда выполняет роль отражателя, увеличивая количество поглощаемой растением солнечной радиации и помогает избежать перегрева и пересушивания почвы. После подготовки почво-грунта, высаживаются растения в сформированные карманы между камнями в создании композиции необходимо учитывать сочетания по окрасу, габитису, и биологических особенностей. Здесь может быть сочетания однолетних видов и сортов, с участием многолетних видов, а так же возможен подсев семян в открытый грунт.
светильники для освещение картин |