Menu Content/Inhalt
Энциклопедия

Latest Articles

Most read

Уют по-американски

Возникнув как результат смешения разнообразных национальныхтрадиций и культур, привнесенных на континент со всех концов света основнымижителями страны - эмигрантами, стиль американского дома со временем превратилсяв полноценный и оригинальный этностиль, в основекоторого - эклектика.

Изначально архитектуру Нового Света, «колониальногоамериканского стиля», определяли вкусы и пристрастия эмигрантов, прибывших сюдаиз разных стран Европы. Сооружая дома и обустраивая интерьеры, англичане,скандинавы, французы придерживались своих национальных традиций. В результатестали развиваться сразу несколько стилей, каждый из которых вполне можно былоназвать колониальным. Так, для архитектуры юго-западных территорийсеверо-американского континента, где хозяйничали испанцы, характерны элементыевропейского Ренессанса и барокко. Тем не менее, так уж сложилось, что понятие«колониальный стиль» связывают в первую очередь с архитектуройсеверо-восточного побережья Штатов, т. е. Новой Англии.

Постройки первых поселенцев этих земель были, по сути,теми же деревянными срубами, что стояли в Англии и на севере Европейскогоконтинента со времен Средневековья. Правда, их слегка модифицировали: срубыстали дубовыми, появилась дощатая обивка «в накат» (когда бревна или пластиныукладываются сплошным настилом), а также теплоизоляция из штукатурки, смешаннойс плетенкой из прутьев. Роль цвета и декоративного убранства сводилась кминимуму - главное, чтобы жилище было надежным. Однако, когда к началу XVIIIвека американские колонии прошли «пионерский этап» своего существования,декоративная палитра жилищ стала красочной. Жители штатов Новой Англиипридерживались вкусов англичан эпохи раннего георгианства.Владельцы богатых домов покупали дорогие импортные краски: берлинскую лазурь,ярь-медянку, киноварь, с помощью которых создавались сильные, насыщенные цвета.Для большего эффекта добавляли золотую краску. В домах победнее и в сельскойместности в ходу были теплые, приглушенные цвета, а краски изготавливались наместе, предпочтение отдавалось желтой охре, зеленовато-желтым, розовато-красными серовато-зеленым оттенкам.

С точки зрения архитектуры, примерно с 1700 года и доАмериканской революции (конец XVIII столетия), колониальный стиль Новой Англиибыл, в сущности, георгианским. Дома - простых конструкций, прямоугольные, ссимметрично прорезанными окнами и коньковыми крышами. В интерьерах были модныкрашеные стеновые панели из мягких пород дерева с прямоугольными, вклассицистическом стиле, обломами. Панели, особо ценимые за эстетическиекачества, как теплоизоляционный материал, иногда делали во всю стену. В богатыхособняках их украшали пилястры и карнизы в духе классицизма. В XVIII векевладельцы богатых домов зачастую не довольствовались окрашенными или обшитыми деревяннымипанелями стенами, а клеили дорогие обои, бумажные или хлопчатобумажные, снабивным рисунком. К концу столетия их стали производить «на месте», вамериканских городах, в частности в Филадельфии.

Важное место в цветовой гамме колониальных интерьеровзанимали красные и желто-коричневые оттенки мебели из твердых пород дерева.Особый спрос был на изящные предметы в георгианском стиле из орехового ипалисандрового дерева, которую, во второй половине XVIII века, также началиизготавливать «на месте».

К концу XVIII столетия и, особенно, в первые годы послеобразования Соединенных Штатов граждане молодого независимого государства нехотели лишних напоминаний о бывших правителях Америки и пожелали, чтобы вархитектуре и оформлении интерьеров господствовал собственный, американский, ане английский стиль. Эту важную миссию возложили на цветовые сочетания. ВАмерике цвет стенных панелей во внутренних помещениях или наружных стен,обшитых досками «в накат», стал гораздо разнообразнее, чем в Англии. Приотделке пышных интерьеров принято было подбирать для идентичных или похожихпомещений разные цветовые гаммы. В результате каждая комната имела своюиндивидуальность. Для оформления стен использовались обои (а в богатыхособняках - шелковые драпировки), которые были непременной деталью интерьеров.Однако для столовых делалось исключение - стены были оштукатуренными илипокрашенными. Как и в Англии, в Америке считалось, что убранство столовой зоныдолжно быть строгим, в «мужском» стиле.

В моде также была красочная, узорчатая обивка мебели,во многом определявшая цветовую гамму интерьера. Цветовая гамма - синяя,красновато-оранжевая и золотистая - характерна для многих богатых домов концаколониальной эпохи.

На первой в истории США Международной торговой ярмарке,проходившей в 1876 году в Филадельфии, демонстрировалась эклектичная экспозициястаринных построек, что свидетельствовало об интересе Америки к ееархитектурному прошлому. В моду начал входить ложный колониальный стиль в духефотографа, торговца антиквариатом и священника Уоллеса Наттинга.Цвета возрожденного стиля - насыщенный синий, светло-серый, светло-зеленый,белый и молочный.

На волне бурного развития промышленного и жилищногостроительства в независимой Америке, которое началось после Гражданской войны,американские архитекторы - воспитанники европейских академий - создалисвоеобразный архитектурный стиль, сочетающий европейские тенденции подражанияклассической архитектуре с традициями жилищ первых американских переселенцев,для которых характерна функциональность в ущерб эстетике.

С ростом мегаполисов, плотно застроенных и почти беззелени, начинается бегство зажиточных слоев населения в пригороды, где строятсянебольшие особняки. Их свободная планировка, все еще сохраняющаясяасимметричность и связь с природным окружением напоминают о домах первыхпоселенцев, осваивавших американский континент. Но в этих зданиях ужечувствуется стиль, их объемы органично вписываются в окружающую природнуюсреду, а нависающие кровли создают необычный облик и выразительную игрусветотени на фасаде. В интерьере находит свое отражение несколько аскетичный, но не лишенный благородства американскиймодерн. Украшением комнаты чаще всего служат светильник, отделанный бронзой, ипокрывающий паркетный пол светлый шерстяной ковер. Мягкая мебель тоже неизящна, но очень удобна и в американских интерьерах играет важную роль.Непременным атрибутом американского дома является шкаф-купе.

Все большую популярность в Америке приобретаютдвухэтажные односемейные дома, известные как дома типа «прерий» (разновидностьдомов в направлении «органической архитектуры»). Конструктивно они напоминаютнемецкие или голландские фахверковые деревянные дома благодаря наружнымдеревянным балкам и нависающему верхнему этажу. Основной особенностью этихдомов является их «вписанность» в окружающую среду,когда из внутренних помещений дома открывается свободный выход в сад. Этомуспособствуют широкие застекленные двери холла, большие окна и множестворазнообразных галерей, террас и балконов, окружающих весь дом.

Американский кантри-стиль отличает скромная, дажепримитивная, грубо сколоченная мебель, широкие деревянные доски пола, покрытыедомоткаными половиками. Старые, расписанные в народном духе сундуки,кресла-качалки, кухонные полки и шкафы. Стеганые покрывала на кроватях. Натканях, как бы выцветших от солнца, - клетка и мелкий цветочек. На мебели истенах - трафаретные рисунки.

Более изысканная разновидность деревенского стиля -американский юго-западный кантри. На коврах, тканях, обоях, обивке мебели идиванных подушках - индейские мотивы. Цвета повторяют колорит юго-западныхпустынь и гор: песок, охра, небесно-голубой, застиранно-синий, цвет шалфея,зелень травы, пампасов и пихт. Присутствуют предметы индейских промыслов,старинное испанское серебро, старое, зеленоватого оттенка, стекло, стулья скожаными сиденьями, терракотовая черепица, круглые камины.