Menu Content/Inhalt

Latest Articles

Most read

Дерево - символ тепла и уюта

И этому есть вполне понятные причины. Во-первых, дерево уютный и теплый материал, способный оживить даже самый холодный интерьер. Последнее время деревом начинают отделывать даже ванные и кухни. Стоит только покрыть деревянную ванну влагоустойчивым лаком, как она тут же начинает выигрывать среди своих соперниц - традиционных неприветливых «блондинок». Второе - дерево сочетается с любой цветовой гаммой и с любыми другими материалами: стеклом, металлом, плетением из плотной ткани, мешковиной (например, обивка мягкой мебели или стеновые панели), и даже пластиком ярких расцветок. Третье - минимальный дизайн не уменьшает достоинств деревянной мебели, а, напротив, подчеркивает их, поэтому деревянному стеллажу простых форм будет место даже в классическом и кантри-интерьере.

Ну и, наконец, дерево легко обрабатывать, оно приятно на ощупь и радует глаз - ведь у него такие привлекательные и разнообразные текстуры.

Цвет, фактура и текстура

Текстура - это рисунок древесины, ее лицо и отпечатки пальцев. Ведь говоря о дереве, не стоит забывать о многообразии его пород. Не всякая порода годится для мебельщика. Здесь играют роль и эстетические характеристики, и физические свойства, и то для чего используется материал. Деревья бывают твердых и мягких пород, что влияет на их практическое использование. Понятно, что мягкие породы поддаются всякого рода изгибаниям, а твердые породы больше подходят для изготовления резной мебели, поскольку лучше и дольше сохраняют рисунок резьбы.

Что касается эстетики, то тут обращают внимание, прежде всего, на естественный цвет древесины, который у разных пород варьируется в очень широких пределах: от почти белого у березы и осины, через многочисленные оттенки желтого, кремового, коричневого, красного и серого, до почти черного у «заморского» эбенового дерева. Окраску древесине придают красящие дубильные вещества, находящиеся в ее клетчатке. Цвет некоторых пород меняется под воздействием воды, воздуха и химических реактивов. Иногда его улучшают влажно-термической обработкой (пропариванием), протравливанием или окрашиванием различными составами - морилкой, водными или спиртовыми красителями. Особенно стойкие цвета получают в результате обработки протравами (водными растворами солей).

Блеск поверхности, или фактура - другая важная характеристика. Большинство древесных пород имеет матовую поверхность или едва заметный глянец. Древесина твердых пород, таких, как дуб, бук, клен, ильм, вяз, платан и белая акация, наоборот, - очень хорошо блестит, что придает ей особую нарядность и привлекательный вид. Блеск можно усилить дополнительной отделкой (вощение, лакировка, полировка).

Текстура (рисунок волокон) часто определяет ценность данной породы для декоративной отделки. Она зависит от особенностей внутреннего строения ствола и направления среза. Рисунок поверхности хвойных пород прост ине очень выразителен, хотя и четко заметен. Лиственные породы, напротив, часто имеют очень красивую текстуру, правда, далеко не все. Интересные текстуры чаще всего присущи южным видам твердых лиственных пород, таким, как бук, грецкий орех, карагач, ильм, платан. Но и некоторые породы средней полосы, например дуб, клен и вяз, также имеют вполне привлекательный рисунок поверхности. Особенно выразительна текстура карельской березы и обычных пород, но с путаным (с вилеватым) расположением волокон, а также срезы наростов на стволах различных пород (береза, клен).

Все три свойства имеют значение, разумеется, только в случае применения прозрачной отделки, которая не закрывает, а, наоборот, усиливает цвет, фактуру и текстуру поверхности. Если же заранее определено, что будет использована непрозрачная отделка эмалями, красками или декоративными пленками, то приведенные характеристики древесины не имеют никакого значения.

Среди пород

Одним из лидеров в мебельном производстве, несомненно,является дуб - символ прочности и надежности. Он имеет высокую стойкость против гниения, но при этом настолько тверд, что забивать гвозди или ввинчивать в него шурупы довольно нелегко. Зато дуб хорошо гнется и неплохо обрабатывается. Наиболее характерной чертой дуба являются частые и толстые сердцевинные лучи. Коричневый оттенок дуба усиливается от коры к сердцевине.

Однако, эта порода редко встречается в натуральном цвете - чаще ее древесину подмаривают, это подчеркивает благородную текстуру древесины. Под морением понимают многолетнее выдерживание его в воде, отчего древесина приобретает шелковистую темно-фиолетовую (иногда почти черную) окраску. Морение увеличивает твердость древесины, но при этом повышает ее хрупкость. Выдержанный в воде дуб сразу вырастает в цене и идет в основном на дорогую мебель.

В красоте мебели из дуба есть лишь один недостаток - она несколько мрачновата. Поэтому обилие такой мебели привносит в интерьер ощущение тяжести и некоторой мрачности. Впрочем, вероятно, есть люди, которым подобное «готическое» настроение по вкусу. Особенно часто дуб используют поляки, бельгийцы, белорусы и румыны в производстве мебели так называемого «фламандского» стиля. При выборе метода отделки дубового изделия нужно учитывать, что эта древесина плохо принимает спиртовые лаки и политуру.

Бук не менее прочен, чем дуб. Правда, из-за высокой гигроскопичности он подвержен гниению и не рекомендуется для среды с повышенной влажностью. Текстура древесины бука отличается красотой за счет своего розоватого оттенка и высокими декоративными качествами. Процесс сушки происходит значительно быстрее, чем у других пород, а трещин при этом получается значительно меньше. Бук легко колется, пилится и обрабатывается. В распаренном виде бук легко выгибается, а после просушки долго сохраняет приданную форму. Чем сырее дерево, тем легче его обрабатывать; полируется очень плохо, зато хорошо принимает окраску и особенно хорошо подделывается под орех. Бук широко используется итальянскими производителями практически во всех видах мебели, особенно современного стиля. Из красного бука делается знаменитая гнутая венская мебель.

Довольно популярна у мебельщиков и сосна. Она обладает высокой прочностью, но при этом она значительно легче дуба и бука. Древесина сосны мягкая, поэтому меньше подвержена изменениям, вызванным влиянием влажности, и хорошо обрабатывается (но, к сожалению, и легко царапается). Цвета в основном светлые: от желтовато-красного до бледно-желтого - поэтому изделия из сосны привносят в интерьер ощущение легкости и жизнерадостности. Со временем древесина может темнеть и сердцевина резко выделяется. При окраске сосны может быть видна неравномерность покрытия, так как участки с различной смолистостью и пористостью имеют разную степень впитываемости краски. Сосна строгается вдоль очень легко, но поперек - трудно и негладко; пилится хорошо, клей держит крепко. Из нее готовят недорогую мебель, двери, оконные рамы и т.п.

Береза тоже относится к мягким породам, но древесина у нее плотная и прочная, хоть и не стойкая к гниению. Особенно ценится карельская береза. Она отличается угловатым неровным стволом. Ее древесина свилеватая, с темными жилками, рассеянными между волнообразно изгибающимися волокнами. Это придает древесине красивую текстуру и большую твердость.

Липа имеет достаточно легкую, белую древесину с еле заметными годичными наслоениями. Обрабатывается хорошо, особенно режущими инструментами. Коробится очень мало, не боится сырости, но, к сожалению, подвержена червоточине. Лучшее дерево дает южная липа; из нее готовятся преимущественно литейные модели и все резные изделия под позолоту. Из липы хороша характерная мебель под белой цветной политурой. Древесина липы отличается особой непроницаемостью. Она не пропускает даже мед, легко просачивающийся сквозь стенки любого деревянного сосуда. Поэтому окрасить липу весьма трудно.

Древесина ясеня не особенно красива, желтоватого цвета с чередующимися светлыми и темными полосками. При отделке сильно проявляются годичные наслоения из-за множества пор, засоряемых при шлифовке и полировке. Древесина ясеня достаточно твердая и вязкая, поэтому обрабатывается с трудом, но под паром достаточно легко гнется.При сушке трескается мало. Правда, в сыром виде легко подвергается червоточине и очень чувствительна к атмосферным переменам. В столярном деле ясень идет на выделку дверей, мебели для передних и магазинов.

Очень широко распространена в мире и мебель из ореха. Как дуб и бук, орех - это твердая порода. Молодые деревья дают мягкую и белую древесину, старые же - всем известную темно-коричневую, испещренную более темными прожилками, принимающими иногда совершенно черный цвет. Чем старше дерево, тем красивее и лучше его древесина. Обрабатывается орех хорошо и прекрасно принимает полировку и окраску. Более светлая древесина иногда с успехом подделывается под красное дерево. По оттенкам орех можно разделить на группы: орех античный (очень темный цвет), орех традиционный и орех коньячный (радостный, яркий рыжевато-коричневый цвет). Модной на сегодняшний день является итальянская технология «антикато» - на некоторых элементах протачиваются маленькие дырочки, имитируя «точение червячков». Особенно красиво это смотрится на античном орехе, из которого, в основном, изготавливают мебель «под старину».

Древесина вишни дает желтовато-красный цвет с темными, слишком заметными наслоениями. Он со временем бледнеет, но избежать этого можно легко, вымачивая дерево в известковой воде. В сухом виде вишневое дерево прочное и твердое, легко колется и строгается. Политуру и краску принимает отлично, особенно хорошо окрашивается под красное дерево. Употребляется исключительно для дорогой мебели.

Черешня по внешности очень похожа на вишню, но достигает такой толщины, что ее можно распилить на доски. Древесина ее более плотная и твердая, нежели у вишни, а потому ее применение предпочтительнее. Дерево это сильно подвержено червоточине. Оно хорошо для «легких» мебельных гарнитуров и отдельных предметов стиля модерн.

Древесину груши получают, главным образом, из дичка. Цвет молодой древесины - изжелта-белый, а старой - коричневатый. Строение древесины плотное, без заметных пор и годичных наслоений. От вымачивания в воде, а затем медленного просушивания грушевое дерево заметно твердеет и буреет. При изготовлении дорогой мебели служит для подделки черного дерева, которое груша намного превосходит по прочности. Единственный недостаток - все та же склонность к червоточине.

К сожалению, довольно редко используется в изготовлении мебели клен, а это долговечный и удивительно красивый материал.

Платан - одна из разновидностей клена, растущая преимущественно на Востоке и на юге Европы. Отличаются от других разновидностей более плотной древесиной прекрасного розовато-желтого цвета с коричневыми крапинками. Употребляется исключительно для дорогой резной мебели.

Понятие «красное дерево» на наших мебельных рынках значит не одну конкретную породу, а целый «букет» видов тропических деревьев. Объединяет их общий цвет и отчасти внешний вид текстуры. Обрабатывается легко, красная древесина довольно мягкая. Дерево не только красиво смотрится, но и стойко к атмосферным влияниям и совершенно не изменяет форму. Поэтому идет на изготовление дорогой мебели, роялей и пианино. В свежесрубленном состоянии древесина красного дерева имеет желтовато-красный цвет, но с течением времени под воздействием воздуха и света темнеет, постепенно принимая коричнево-красный или малиново-красный цвет с отчетливо выделяющимися светлыми и темными прожилками. Цена и сорт красного дерева определяются не месторождением, а красотой рисунка его волокон. Различают красное дерево гладкое, полосатое, узорчатое, огненное, крапленое, узловатое ит. д. Для обозначения всех так называемых красных пород древесины часто применяется термин «махагони», который не следует путать с понятием «меранти», обозначающим древесину группы пород, распространенных в юго-восточной Азии.

У нас чаще всего встречается не слишком интересный желто-оранжевый сорт, известный под названием сахарное, или сундучное дерево. Запах его слабый и довольно приятный для человека, губительный для насекомых. Поэтому из сахарного дерева изготавливаются лучшие сундуки и платяные шкафы. Сахарным же это дерево называется потому, что в ящиках из него перевозился американский сахар, и затем эти ящики продавались как столярный материал.

Множество пород тропических деревьев объединяют под названием черное дерево (эбен). Настоящим следует считать дерево с густым черным цветом, стружка которого при сжигании источает приятный запах. Оно отличается густотой волокон и плотностью строения; годичные наслоения почти незаметны; хорошо шлифуется, образуя благородную матовую поверхность, поэтому полировать его не следует. К большим недостаткам эбена следует отнести способность растрескиваться и крошиться. Дерево это почти не поддается топору и вместо щепок отделяет осколки. Тем неменее, эбен считается самым драгоценным из всех столярных материалов для изготовления предметов роскоши и дорогой мебели.

Видов туи тоже немало, но как мебельный материал особенно ценится один, растущий в Алжире. Живость краски, тонкость и изящество расположения жилок, мягкие переходы тонов,легкость полировки и стеклянистый блеск - все в этом дереве хорошо и превосходит лучшие сорта красного дерева. Особенно красивы буро-розовые крапинки, которыми, наподобие шкуры леопарда, усеяна вся поверхность, эта окраска придает дереву великолепный оригинальный вид. Все оттенки и цвета сохраняют свою живость, что также следует причислить к достоинствам туи. Цвет древесины неопределенный, чаще всего он представляет переплетенные бурые, коричневые,  желтые и красные жилки.

Еще один соперник красного дерева по красоте – палисандр, или фиалковое дерево. В дорогой отделке его употребляют совместно с металлом, что подчеркивает естественную красоту древесины. Древесина его очень твердая, плотная, тонковолокнистая и пористая; цвет ее определить трудно из-за различных слагающих его оттенков. В большинстве случаев преобладает темный коричневатый цвет с фиолетовым отливом, испещренный более светлыми прожилками, образующими красивый рисунок. Без тщательной полировки, что достигается с трудом, со временем палисандр темнеет до черноты. Потертый суконкой, издает очень приятный запах, напоминающий аромат пармских фиалок.

Природные запасы лесов долгое время казались неисчерпаемыми, но реалии сегодняшнего дня убеждают нас в обратном. Потребности в древесине возрастают, естественно, не только в производстве мебели, но и в других сферах человеческой деятельности. Именно забота о будущем планеты и сохранении ценных пород деревьев (которые еще и капризны - растут далеко не везде) заставляет большинство изготовителей мебели использовать не массив, как в старину, а тонкий слой древесины - шпон, для внешней отделки мебели. Именно поэтому мебель из древесного массива и ценится намного выше.