Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Основные работы arrow Работа над ошибками

Latest Articles

Most read

Работа над ошибками

 Работа над ошибками

Обычно разногласия между заказчиком и ландшафт­ными дизайнерами выявляются до начала полевых работ. Значительно реже "разрыв дипломатических отношений" происходит, когда некоторые из запла­нированных мероприятий уже проведены. Поводом для расторжения договора становится немотивиро­ванное увеличение сметы, неудовлетворительные ре­зультаты первого этапа благоустройства либо нару­шение исполнителем ряда гарантийных обяза­тельств. Так или иначе, очередной "бригаде" пригла­шенных профессионалов можно посочувствовать. Первоначальную, не всегда удачную концепцию оформления участка придется корректировать, при­нимая во внимание результаты проведенных ранее "маневров".

Работающим в тандеме ландшафтным дизайне­рам "достался" именно такой, частично обустроен­ный участок, расположенный на северо-западе Под­московья. Площадь усадьбы составляет около 30 со­ток, но возвышающиеся за забором соседские "зам­ки" хорошо просматриваются с любой точки терри­тории, визуально уменьшая пространство и препят­ствуя полноценному отдыху. "Холодную" часть пря­моугольного, вытянутого с севера на юг надела зани­мают большой трехуровневый дом и вместительный гараж. Высокие строения, затеняя преимущественно парковочную площадку и надежно защищая примы­кающую с юга территорию от потоков холодного воздуха, способствуют формированию в усадебном саду благоприятного микроклимата. Почти напро­тив широкого парадного крыльца построена летняя кухня. Западная стена помещения глухая, с севера и юга узкие окна выполнены из стеклоблоков. Распо­ложенные к востоку высокие строения не препятст­вуют инсоляции и обзору сада, в то же время защи­щая помещение от ветра.

Капитальные строения, образующие архитек­турный ансамбль, сгруппированы на верхней терра­се, что подчеркивает главенство построек в ланд­шафте. Кроме того, подобное расположение массив­ных зданий упрощает разделение территории на функциональные зоны и освобождает значительную площадь для насаждений. Перепад уровней между придомовой территорией и основной частью сада со­ставляет около метра. Подпорная стенка, лестницы и пандус удачно вписаны в ландшафт и являются свя­зующим звеном между зоной застройки и "зеленой" частью усадьбы.

К тому моменту, когда владельцы участка решили поручить работу тандему специалистов, на террито­рии "нижнего" сада уже были устроены системы дре­нажа и освещения, линия водонапорных колонок, до­рожная сеть, небольшая беседка с восьмигранной крышей и забетонированный котлован для устройст­ва пруда. Также "в наследство" ландшафтным дизай­нерам достался "первый эшелон" озеленения: на периферии надела росло несколько деревьев-крупномеров. К тому же специалистам пришлось маневриро­вать между линиями подземных коммуникаций на изначально заданных мощением участках земли. Не­сколько особенно неудачно расположенных деревьев решили пересадить. В первую очередь новыми вида­ми "усилили" полосу древесно-кустарниковых насаж­дений вдоль границы сада. Из липы, рябины, дуба красного, кленов (серебристого, Роял Ред, Друммон-ди), боярышника и лещины сформировали живопис­ную многоярусную ширму. В качестве подбивки, уравновешивающей крупные высокоштамбовые рас­тения с объемными кронами, используются приземи­стые кустарники и компактные древесные виды. Низ­корослые растения стали эффектной "группой под­держки" для крупных хвойных пород, высаженных вблизи водоема. Если видовые формы сосны (кедро­вая, обыкновенная), пихты одноцветной, ели (обык­новенная, сербская) стали вертикальными акцентами ландшафта, то раскидистые кусты барбариса, горные сосны, можжевельники, компактные туи, дерен, вей-гела, дейция, стефанандра и другие растения образо­вали своеобразный "подлесок".

Почти вплотную к западной границе приватной зоны устроена спортплощадка. Ее основа – устойчи­вый к вытаптыванию газон. На том же прямоугольном участке, ограниченном прогулочной дорожкой, хозяй­ка решила разбить небольшой огород. Оригинальные круглые грядки окаймлены невысоким пластиковым бордюром, стилизованным под деревянный заборчик. Композиция из пяти одинаковых модулей позволяет осуществлять севооборот, ежегодно "передислоцируя" однолетние зеленные культуры, кабачки и т.д. Утили­тарные посадки органично включены и в древесные на­саждения. Яблони, вишни, груши, смородина, кры­жовник и жимолость съедобная образуют древесно-кустарниковую группу неподалеку от беседки, укра­шая пейзаж весной нежной листвой и пышным цвете­нием, а ближе к осени – россыпью разноцветных ягод и крупными, сочными плодами.

Большой розарий, протянувшийся вдоль под­порной стены, превратился в "пограничную полосу" между застроенной частью усадьбы и прогулочной зо­ной. Словно парящие над землей "букеты" штамбо­вых роз, роскошные "охапки" чайно-гибридных и полиантовых сортов... Особенно живописна Глория Дей: крупные махровые цветки с нежным ароматом, золотисто-желтая окраска лепестков к краям сменя­ется бледно-розовой. Владелица усадьбы самостоя­тельно выбирала растения для розария, благо удачное расположение позволяет культивировать даже доста­точно капризные, теплолюбивые формы. С июня до сентября цветение одних сортов постоянно сменяется другими, поэтому неторопливые прогулки по роза­рию, скорее всего, станут доброй традицией для оби­тателей усадьбы и их гостей. Ведущие в сад лестницы соединили пошаговой тропинкой, чтобы совершать привычный моцион не только в солнечную, но и в дождливую погоду, а также в первой половине дня, когда на траве еще блестят капли утренней росы. Бла­годаря комбинации роз с древесными и травянисты­ми растениями, а также сплошному задернению сво­бодных плоскостей, перепад уровней живописен не только во время массового цветения "королевы клум­бы". Строгие силуэты можжевельников Скай Рокет, четко выделяясь на светлом фоне стен, задают компо­зиции размеренность. Можжевельники с приземи­стыми и раскидистыми кронами, компактные спиреи, рододендроны и крупнолистные функии сглаживают регулярность планировки. Кусты сортовой сирени придают необходимый объем и логическую завер­шенность участку перед фасадом с эркером.

Территория вокруг пруда стала композиционной доминантой "нижнего" сада. Несмотря на удаленность зоны тихого отдыха от дома, въезда и соседских владе­ний, садовый павильон не располагал к приятному вре­мяпрепровождению. Психологический дискомфорт создавали открытое местоположение беседки, а также неестественно ровный рельеф и строгие линии садовых дорожек, диссонирующих с пейзажными очертаниями водоема. За счет посадки крупномерных растений от­части удалось визуально отгородить надел от возвы­шающихся за забором построек, тем не менее окру­жающее пространство нуждалось в детальной прора­ботке. Геопластику проводили очень аккуратно. В ито­ге земляные работы затронули лишь участок рядом с беседкой, где появилось небольшое возвышение. Аль­пинарий, удачно вписанный в поворот мощеной до­рожки, плавно "перетекает" в прибрежную зону пруда и частично обрамляет беседку. Высота горки составля­ет немногим более метра, но протяженная и объемная композиция придала естественность планировке и от­части изолировала павильон от открытых плоскостей усадьбы. Благодаря разновозрастным крупномерам беседка уже не является вертикальной доминантой "нижнего" сада. Через некоторое время легкое соору­жение будет скрыто со стороны дома пологом ветвей быстро растущей ивы.

Остальные древесные культуры, высаженные на альпийской горке среди травянистых растений, до­вольно компактны и не отличаются быстрым ростом. Вечнозеленые насаждения представлены можжевельниками, низкорослыми соснами, карликовыми пих­тами и елями, листопадные виды – спиреями, ки­зильником горизонтальным, сортовой лапчаткой с нежно-розовыми цветами и барбарисом Роуз Глоу. Наряд последнего особенно примечателен: листва варьируется от интенсивно-розовой до свекольной и красно-коричневой, на доминирующем фоне хорошо видны кремово-белые "брызги". Розово-пурпурную палитру дополняют "коврики" аюги, скромные соцве­тия некоторых очитков, яркие розетки гейхеры. Теп­лые тона "охлаждают" флора с традиционной окра­ской листвы, голубовато-сизые кочки овсяницы, бе­ло-зеленый фалярис, а также светлое мощение и гра­вийная отсыпка. Ближе к водоему цветовая гамма рас­тительности меняется незначительно, однако о сосед­стве с "мокрым местом" свидетельствуют влаголюби­вые виды (функия, ирис, лилейник). Водные культуры представлены нимфеей и плавающим гиацинтом; первая зимует в пруду, второго осенью переселяют в теплое помещение.

Глубина пруда достигает 1,2 м, миниатюрный кас­кад обеспечивает круговорот насыщенной кислоро­дом воды, что позволило заселить "водное царство" декоративными карпами. За резвящимися в водоеме рыбками удобно наблюдать с моста: хорошо заметные на мелководье, золотистые карпы лишь в случае опас­ности скрываются под листьями плавающих расте­ний. Шелест канареечника, тихий плеск источника, "вальсирующие" над цветами бабочки... Динамич­ность флоры и фауны противопоставлена незыблемо­сти камней, которыми оформлены склоны альпий­ской горки, берега пруда и некоторые миксбордеры. Отсыпка из мелких камешков подчеркивает конфигу­рацию плотных древесно-травянистых композиций и декорирует свободные от растений участки грунта. Бордюрная лента, лишь в некоторых местах еще не скрытая "наплывами" почвопокровных, отделяет га­зон от насаждений другого типа.

По сравнению с полностью озелененной террито­рией "нижнего" сада, парадная зона перед главным крыльцом выглядит достаточно скромно. Изначально под мощение отвели довольно большую площадь, по­этому для устройства "верхнего" сада осталось лишь пространство между основной постройкой и летней кухней. Асимметричность диагональной дорожки подчеркивают выразительные группы из эффектных древесных и травянистых растений. Аккуратные ша­рики туй, длинный иглы сосен, бонсай из лиственницы, роскошный экземпляр вечнозеленого рододендрона, ароматная лаванда... Вероятно, в следующем году на широком крыльце и на балконе появятся вазоны с раз­ноцветными летниками. Еще один вариант летнего де­кора: большие контейнеры можно заполнить непри­хотливыми почвопокровными культурами или увить часть фасада древовидными лианами.

светильники фирмы sbp