Сентиментальная историяМожет быть, потому, что они являются молчаливыми свидетелями прошлого. И, дав волю нашему воображению, мы мысленно рисуем себе картинки, подсмотренные в старых черно-белых кинофильмах. Вот мама сидит за швейной машинкой и шьет распашонку своему малышу, или мальчишка на трехколесном велосипеде гоняет по темному и длинному коридору коммуналки, выслушивая от соседей гневные оклики и получая подзатыльники. Вот школьница с длинной косой что-то старательно пишет в своем дневнике, а потом задумчиво смотрит в заплаканное дождем окно и видит двор с раскидистыми тополями и кленами. В вихре ветра они сбрасывают последние желтые листья, и за обнаженными стволами угадываются очертания старой трехэтажной школы — бывшей гимназии. И щемит наше сердце оттого, что все пережитое в стенах коммуналок и обычных квартир — и волнения первой любви, и горечь расставаний и потерь, и радость соединения двух сердец, рождения ребенка, и многое-многое другое, — все это будет жить до тех пор, пока не исчезнут сами старые дома — хранители простых человеческих судеб. Кто-то чужд подобных сентиментальных рассуждений, но хозяйка квартиры, о которой пойдет далее речь, думала о чем-то подобном, когда искала подходящий район для покупки жилья. Иначе бы ситуация разрешилась гораздо проще — в пользу выбора комфортабельной планировки. Риэлтор удивлялась напористости и неутомимости своей клиентки в поисках genius loci . В ее практике это первый случай столь щепетильного подхода к выбору местоположения дома. Уже сбившись со счета и потеряв всякую надежду в поиске соответствующего варианта, дамы, наконец, нашли то, что так долго искали — небольшую двухкомнатную квартиру в доме, построенном в то самое время, когда квартирный вопрос еще только начинал овладевать умами москвичей. Окружающая его атмосфера до сих пор напоминает булгаковскую Москву. Тихий уютный дворик в одном из старых районов столицы с сонными бабушками и дедушками, приглядывающими за своими внуками; благозвучный размеренный звон колоколов, доносящийся отовсюду — с крыш соседних пятиэтажек, сквозь густую листву древних кленов и лип; не так далеко и до любимого Арбата — можно пешком дойти. Да и по современным меркам место оказалось достаточно комфортным: удобные транспортные развязки, развитая инфраструктура. Словом, все здесь подкупало спокойным течением жизни, неподвластным влиянию времени. И ради этого можно было смириться с неудобной планировкой квартиры — следующие друг за другом кухню и жилые комнаты связывал большой темный коридор. А в идеале были необходимы две изолированные спальни (для хозяйки и ее дочери), небольшая, но функциональная ванная комната и, конечно же, просторная гостиная. Требовалась помощь если не таинственного булгаковского героя, то уж точно профессионального архитектора, способного без какой-либо магии, вполне реальными приемами раздвинуть пространство. С трудностями перепланировки архитектору Сергею Рубинштейну помогло справиться то обстоятельство, что квартира находилась на первом этаже, а значит, можно было пренебречь определенными строительно-санитарными нормативами. Он предложил разместить ванную комнату между двумя спальнями. При этом сохранялся прежний санузел. Более того, его площадь можно было сократить, сделав тем самым прихожую гораздо просторнее. Конечно же, для данного случая это понятие относительное, и тем не менее после реконструкции в прихожей удалось смонтировать два небольших встроенных шкафа — непосредственно у входа в квартиру и напротив гостевого санузла. Темный и бесполезный коридор превратился в гостиную. Для этого несколько изменили форму спальни и ванной комнаты так, что все три помещения стали трапециевидными. Чтобы дневной свет хотя бы частично проникал в гостиную, архитектор предложил все межкомнатные двери (их здесь целых три) оформить витражами из матового белого и зеленого стекла. Вправленные в деревянную обрешетку, они образуют простой геометрический рисунок. Этой же цели служит и композиция из стеклоблоков, встроенных в перегородку, отделяющую спальню дочери от гостиной. Еще на том этапе, когда перепланировка квартиры существовала только на бумаге, было очевидно, что уровень пола в одной из жилых комнат нужно значительно поднимать. Расстояние от стояка до ванной комнаты составляло не менее семи метров, и высокий подиум был необходим не только для подведения коммуникаций, но и для обеспечения естественного слива воды без использования каких-либо двигателей, поскольку в случае поломки доступ к ним был бы затруднен. Однако изменение уровня пола неизбежно повлекло бы за собой уменьшение и без того небольшого пространства комнаты. Собственно, эта проблема касалась и остальных помещений, ведь ради комфортного зонирования пришлось пожертвовать и полезной площадью. Решить проблему, как ни странно, помог сам дом, а точнее, его конструктивные особенности. Он был возведен в двадцатых годах прошлого столетия. И поскольку не представлял собой пример новаторской конструктивистской архитектуры, то строился постаринке, то есть с деревянными перекрытиями. Сейчас ни для кого не секрет, что перед началом ремонта в подобных домах перекрытия нужно дополнительно укреплять. Наша квартира не была исключением, и после того, как в ней вскрыли полы и потолки, обнаружили среди различного строительного мусора мощные деревян- ные балки. Их выразительная сила и вместе с тем изысканная простота потрясла всех — и архитектора, и хозяев. Причем время практически не коснулось поверхности дерева, оно казалось живым, оно "дышало". Скрыть балки вновь под гипсокартоном просто рука не поднималась. Поэтому их оставили открытыми, очистив от пыли и обработав по предложению архитектора не только антисептиком, но и специальным раствором, защищающим дерево от возгорания. Чтобы подчеркнуть выразительность текстуры, балки покрыли лишь бесцветным лаком. Так что дерево сохранило не только свой прежний вид, но и естественный цвет. Поверхность же перекрытий над балками решили отделать обычной вагонкой. Это было технологически проще, в отличие от традиционного оштукатуривания. К тому же в подобной отделке присутствовал и эстетический момент — реечная плоскость дополнительно подчеркнула выразительность балок и усилила ощущение наличия дерева в интерьере. С этой целью архитектор решил придать вагонке более благородный вид. На нее нанесли тонировку, и поверхность потолка приобрела выбеленный и слегка розоватый оттенок, характерный для клена. Что касается нижних перекрытий, то их пришлось дополнительно укреплять металлическими швеллерами, составные части которых соединяли болтами, поскольку сварные работы полностью исключались — сухие деревянные балки могли загореться даже от небольшой искры. В результате всех операций высота комнат увеличилась на тридцать сантиметров, что, без сомнения, помогло создать ощущение воздушности пространства. Открытие деревянных балок сыграло важную роль не только в объемном построении, но и в декоративном решении интерьера. Сам по себе метод обнажения привел архитектора к еще одному подобному декоративному приему. При оформлении оконных проемов и стен спален он предложил раскрыть кирпичную кладку. Конечно же, сегодня новаторским это решение не назовешь. Однако следует сделать скидку на то, что интерьер оформлялся семь лет назад. Да и для того чтобы грамотно воспользоваться известными идеями, требуются определенные знания и чувство меры. В итоге кирпичную кладку раскрыли в стене у изголовья кровати в спальне дочери, но чтобы пространство комнаты воспринималось легким и воздушным, ее выкрасили белой краской. А чистый терракотовый цвет кирпича сохранили при раскрытии кладки оконных проемов. Причем последним была придана оригинальная форма. Прямые углы, образованные широкими, почти в полметра внешними стенами, архитектор предложил частично стесать в разных направлениях и выкрасить образовавшиеся плоскости белой краской в тон пластиковым подоконникам. В результате обычные оконные проемы получили особый объем и воспринимаются теперь как абстрактные скульптурные композиции. Заключить пространство в декорированную каменную оболочку — это еще половина работы на пути к созданию неповторимого интерьера. Не менее важную роль играет подбор мебели и аксессуаров. Дизайнер Людмила Голубцова считает, что пока каждый предмет не найдет своего места, он всего лишь бесполезная в доме вещь. Раздумывая над общим стилевым решением квартиры, она первоначально представляла себе интерьер скорее классическим, похожим на сюжеты картин Венецианова с видами анфилад деревенских дворянский усадеб. Поэтому и появилась идея устроить в гостиной полукруглую нишу, где бы впоследствии была установлена мраморная статуя Венеры. Ее предполагалось вписать в круг, очерченный колоннами, и вся композиция воспринималась бы как ротонда. Однако впоследствии от строгого следования классическим канонам отказались, и в конечном счете гостиная приобрела совсем иной вид. Дочка хозяйки квартиры подсказала идею оформления комнаты в стиле, близком к японскому. Между характерными чертами этого направления и открытыми деревянными конструкциями прослеживалась связь — может быть, не столь очевидная, но ощутимая на уровне подсознания. И чтобы соблюсти чистоту идеи, отказались от большого обеденного стола, который ранее предполагалось установить у входа в гостиную, а полукруглую нишу несколько видоизменили и декорировали икебаной. Тут же пришлась к месту плетеная китайская клетка для ловли птиц, купленная дизайнером когда-то в Лозанне, в одном из восточных бутиков. Низкую мягкую мебель с каркасом и спинками из тонированного дуба сделали на заказ по эскизам художника Андрея Нама. Но когда ее привезли, дерево оказалось гораздо темнее, чем это представляла себе дизайнер. По ее замыслу оно должно было по тону перекликаться с деревянными балками. Чтобы хоть как-то исправить положение, решили темное стекло столешницы в журнальном столике заменить светлым. При подборе аксессуаров для гостиной дизайнер руководствовалась уже известным принципом. Она не следовала в точности выбранной стилистике, но искала предметы, которые естественно бы сочетались с обнаженной текстурой деревянных перекрытий. Поэтому хозяйскую спальню украшает изящное полотно из елецкого кружева, а в гостиной на одной из стен появился батик, а на другой — коряга, прикрепленная к поверхности металлическими цепями. Ее когда-то нашли на размытом песчаном берегу Ковжского озера в Вологодской области. Оно простирается на многие километры, и частенько здесь бывают штормы, выбрасывающие на берег самые необычные предметы. Одним из них и оказалась эта коряга, похожая на гигантского спрута. Прежде чем обрести свое место в интерьере, она пролежала довольно долгое время на антресолях у дизайнера и нуждалась в реставрации. Однако итог ее оказался плачевным — мебельщики по неизвестной причине решили выкрасить дерево в черный цвет. Лишь изменив оттенок на темно-коричневый, коряге удалось хоть как-то вернуть прежний вид. Надо заметить, что во всех комнатах присутствует ощущение уюта и душевного тепла. Может быть, потому, что каждый предмет перед покупкой долго примерялся к интерьеру, как, например, это произошло с обеденным столом. В объединенной с кухней лоджии нужно было обустроить мини-столовую. Задача не из легких, потому что, во-первых, обеденный стол должен был сочетаться с классическими формами и насыщенным зелено-бирюзовым цветом кухонного гарнитура, а во-вторых, вписаться в небольшую площадь лоджии. Обычный деревянный стол сюда явно не подходил, он загромоздил бы все пространство. Нужна была стеклянная столешница, а к ней уже сами собой в воображении дизайнера дорисовались кованые ножки. Но только картинка никак не обретала реальность, пока в одном из мебельных каталогов на глаза декоратору не попалась так называемая бамбуковая коллекция. Форма была найдена: квадратная со скругленными углами столешница крепилась на кованых ножках в виде бамбука, образующих для прочности у основания стола крестовину. Причем металл можно было выкрасить в цвет фасадов кухонного гарнитура. Дело оставалось только за скрупулезными расчетами, ведь в узкой лоджии нужно было разместить не только стол, но и пару кресел. Уже знакомый художник выполнил не один десяток эскизов, прежде чем мебель заняла свое место на кухне. Ну а дальше фантазия дизайнера начала работать наподобие джинна, выпущенного из бутылки. Из кованого "бамбука" сделали стеллаж в гостиной, вешалку в прихожей, фонари и цветочницу, вмонтированные в деревянную балку на кухне, и множество мелочей: мыльницу, держатели для кухонной посуды и полотенца, подставку под икебану, подсвечники. И всем им, конечно же, нашлось свое место. Окружающая старые дома таинственная и немного сентиментальная атмосфера передается и живущим в них людям. Без сомнения, дизайнеру удалось уловить ее и остановить за кирпичными стенами течение времени. К сожалению, ни фотокамера, ни простые слова не могут передать той особой необыкновенной ауры, которая создана в этой квартире. Но поверьте, она здесь есть!
освещение зимнего сада |