Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Обновления arrow История фонтанов

Latest Articles

Most read

История фонтанов

altГоворят, есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно – огонь, вода и звезды. Созерцание воды - будь то таинственная глубина ровной глади, или прозрачные струи, приливающиеся и торопящиеся куда-то, как живые - не только приятно для души и благотворно для здоровья. Есть в этом что-то первобытное, отчего человек всегда стремится к воде. Не зря дети могут часами играть даже у обычной дождевой лужи. Воздух у водоема всегда чист, свеж и прохладен. Да и не зря говорят, что вода – «очищает», «омывает», не только тело, но и душу.

Наверное, каждый замечал, насколько легче дышать возле воды, как исчезают усталость и раздражение, как бодрит и одновременно умиротворяет нахождение вблизи моря, речки, озера или пруда. Уже в древности люди задумывались о том, как создать искусственные водоемы, особенно интересовала их загадка бегущей воды.

Слово фонтан – латино-итальянского происхождения, происходит оно от латинского «фонтис», что переводится «источник». По смыслу это означает струю воды, бьющую вверх или под напором вытекающую из трубы. Есть водные фонтаны природного происхождения – фонтанирующие небольшими струями родники. Именно такие природные источники привлекали внимание человека в древнейших времён и заставляли задуматься, как использовать это явление там, где это необходимо людям. Ещё на заре веков зодчие старались обрамить поток воды из фонтана декоративным камнем, создать неповторимый узор из водных струй. Особенно широкое распространение получили небольшие фонтаны тогда, когда люди научились прятать водные струи в трубы из обожженной глины или из бетона (изобретение древних римлян). Уже в Древней Греции любой фонтаны стали атрибутом почти каждого города. Выложенные мрамором, с мозаичным дном, они совмещались то с водяными часами, то с водяным органом, то с кукольным театром, где фигурки двигались под воздействием струй. Историки описывают фонтаны с механическими птицами, которые весело пели и замолкали, когда внезапно появлялась сова. Дальнейшее развитие строительство фонтанов получило в Древнем Риме. Здесь появились первые дешевые трубы - их делали из свинца, которого много оставалось после переработки серебряной руды. В первом веке нашей эры в Риме благодаря пристрастию населения к фонтанам на одного жителя расходовалось 1300 литров воды в день. С этого времени в доме каждого состоятельного римлянина устраивался небольшой дворик и бассейн, в центре ландшафта обязательно бил небольшой фонтан. Этот фонтанчик играл роль источника питьевой воды и источника прохлады в жаркие дни. Развитию фонтанов способствовало изобретение древнегреческими механиками закона сообщающихся сосудов, используя который, патриции устраивали фонтаны во дворах своих домов. Декоративные фонтаны древних можно смело назвать прототипом современных фонтанов. В дальнейшем фонтаны эволюционировали от источника питьевой воды и прохлады к декоративному украшению величественных архитектурных ансамблей. Если в Средние века фонтаны служили только источником водоснабжения, то с началом Эпохи Возрождения фонтаны становятся частью архитектурного ансамбля, а то и его ключевым элементом.

Историю развития фонтанов от античности до 18-19 веков можно проследить на примере Феодосии — одного из древнейших городов мира, история которого насчитывает свыше 2,5 тысячелетий. Возникшая как город-государство древних эллинов, Феодосия не пала под ударами завоевателей, а расцвела в средние века за счёт, во-первых, своего удобного расположения на пересечении торговых путей, а во-вторых, как защищенная с моря и с суши гавань. В архиве Феодосийского краеведческого музея сохранились летописи 14 века. Это был генуэзский период расцвета Кафы (Феодосии). Генуэзцы украшали город великолепными храмами, дворцами, частными домами. Чтобы защитить его от вторжения неприятелей, возводили крепкие стены и башни. Заботились они в то же время и о снабжении жителей предметом первой жизненной необходимости — чистой здоровой водой. С этой целью они устраивали в самом городе «цистерны», а на окружающих город высотах собирали воду в искусственных водохранилищах. Из них вода подавалась по сети гончарных труб в фонтаны, расположенные в разных районах города. Чтобы излишек воды не стекал бесполезно в море, он распределялся по «колодцам» (маленьким цистернам) во дворах домовладельцев. Для сохранения более 200 фонтанов, а также для поддержания чистоты и благоустройства города был учрежден особый попечительный комитет со специальным для него приставом. Кроме пристава, попечительный комитет обязывался содержать специального мастера - ичекамира, который «отыскивал воду», и одного смотрителя, в обязанности которого входила охрана и устройство водопроводов.

Поиск источников пресной воды на склонах Тепе-Оба и горы Паша-Тепе (г. Лысая) и проведение этой воды системой водоводов в город для жителей Феодосии были занятиями неизбежными. Из-за продолжительных и частых засух одной лишь дождевой воды, накопленной в цистернах, было недостаточно. Население Кафы в 15 веке в период расцвета города составляло около 70 тыс. жителей. (Это приблизительно 5-8 миллионов человек, если сравнивать с современными масштабами). В дальнейшем, под властью Турецкой империи (1472—1784 г.г.), генуэзская система водообеспечения города постепенно пришла в упадок. По сведениям турецкого реестра в 16 веке в Кефе (турецкое название Феодосии) было 4060 колодцев, 125 родниковых источников, в их числе 20 крупных фонтанов. А с отсутствие воды и сама жизнь в Кафе пришла в упадок В 1784 году, когда русские войска после освобождения Феодосии находились в черте города, по распоряжению Потемкина с целью пресечения расхищения был составлен план города, на котором были обозначены 33 фонтана и водоемы. Но уже в 1820 году историк Муравьев-Апостолов писал: «... из оставшихся в наследство от турков 33 фонтанов осталось только 3, да и те настолько уже повредились, и в головах своих, откуда в них поступает вода, и в главных и боковых трубах, что в летнее время жители бедствовали от безводья, что отчасти происходило и оттого, что весь лес на окружающих Феодосию горах был истреблен до корня».

Таким образом, уже в первой половине 19 века генуэзская система водоснабжения была полностью разрушена. Ее коммуникации не учитывались в дальнейшей застройке города, поэтому после строительства наблюдалось подтопление подвалов зданий. В настоящее время действующих фонтанов в Феодосии практически не осталось и об их былой красоте можно судить только по сохранившимся развалинам. История фонтанов города не теряет своей поучительности и в наши дни. Сейчас город не испытывает острой нехватки воды. Но возникла другая проблема – проблема качества воды. Старая генуэзская система водоснабжения города была организована очень рационально, она вполне могла бы служить людям источником чистой воды для питьевых целей.

Не смысла говорить о том, насколько разительно видоизменялся внешний вид фонтанов с течением времени. Ярким примером фонтанного искусства может служить комплекс Версальского Дворца. Его великолепие создавалось под руководством лично Людовика XIV, а воплощал ее в жизнь всесильный Андрэ Ле Нотр, закончивший свой проект в 1668 году. Этот французский стиль со временем стал доминировать в Европе, хотя и претерпел значительные изменения в странах, воспринявших его. Таков Петергоф, великолепие которого поражало не одно поколение жителей Российской Империи, площадь перед собором Святого Петра в Риме, комплексы фонтанов в Мадриде, в Барселоне.  Самый знаменитый фонтан Мадрида - “Сибелес” - сооружен в том месте, где сходятся проспекты Алькала и Кастельяна. Дочь Неба и Земли, жена Сатурна, мать Юпитера, Нептуна и Плутона изображена на колеснице, запряженной львами. “Сибелес” давно стала символом Мадрида. Мифологическая владычица, высящаяся на фоне Триумфальной арки Пуэрта-де-Алькала, носит поэтическое прозвище “вечной невесты Мадрида”. Фонтан «Сибелес» представляет собою большую ценность в художественном и культурном плане. План создания этого фонтана архитектор Вентура Родригес начал разрабатывать еще в 1777 году. Закончен он был через пять лет, хотя потом фонтан неоднократно переделывали. По плану Родригеса скульптуру высек из камня Франсиско Гутьерес. Каменная глыба для основной скульптуры весила более 13 тонн. Неподалеку от Сибелес тут же на Прадо находится фонтан “Нептун”, почти равный по размеру “Сибелес”. Идея его создания также принадлежит Вентуре Родригесу. В 1786 году фонтан был поставлен на бульваре Реколетес, а в 1897 году его перенесли ближе к Аточе. По замыслу Родригеса был сооружен и фонтан “Аполлон”, или, как его еще называют, “Фонтан четырех сезонов”, так как фигуру бога окружают скульптуры, символизирующие четыре времени года. Считается, что современные фонтаны в центре Мадрида (например, «Играющие дельфины») – это по-прежнему отголоски художественных идей Родригеса. И отголоски шума моря, все еще не оставляющего надежды соединиться с Мадридом… В век небоскребов и фонтаны норовят достать до неба. Самый высокий современный фонтан находится в американском штате Аризона. Его высота 160 метров. Воду гонят три насоса, каждый мощностью в 600 лошадиных сил. Вес колонны-струи больше восьми тонн. Но нам больше по сердцу красивые переливающиеся нити воды, дарящие свежесть и прохладу…..

светодиодное освещение