Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Жизнь arrow Фирменный стиль

Latest Articles

Most read

Фирменный стиль

Фирменный стиль

ЗЕЛЕНЫЕ ШЕРЕНГИ

Сад в регулярном стиле разбивают лишь на про­сторных участках, где можно разместить узор­ные цветники, безупречно выстроенные древес­ные насаждения и грандиозные архитектурные сооружения. Последние почти всегда доминиру­ют над плоскостью сада, поскольку призваны подчеркнуть высокий статус владельца. Фор­мальная планировка задает строгую геометриче­скую конфигурацию газонам, водным сооружени­ям, мощеным площадкам и дорожкам. В основу организации пространства обычно заложен круг, прямоугольник, либо композиционные узлы рас­полагают диагонально. Дорожки зачастую расхо­дятся от площадок веером или подобно солнеч­ным лучам, рационально связывая всю террито­рию. Безупречная симметрия особенно заметна рядом с главным усадебным строением, где почти нет перекрывающих обзор деталей. Если в цен­тральных садовых декорациях используют дере­вья, их объемные кроны "парят" на высоких штамбах, а диаметр приземистых форм несопо­ставим с масштабом открывающейся панорамы. Раскинувшийся перед основным зданием партер традиционно занят низкими, плотными, обильно цветущими культурами либо видами с необычной окраской листьев. Розетты, пальмет­ты, арабески — "гобелен" из тысяч миниатюрных растений завораживает хитросплетением абст­рактных узоров, реже копирует вензель земле­владельца либо фамильный герб. Фрагменты ковровых цветников, участки газона, скульптурные и водные элементы партера окаймлены кустар­никовыми бордюрами. Замысловатый рисунок кружевных цветников подчеркивают узкие до­рожки из инертных материалов: песка, угля, тол­ченого кирпича, мраморной и гранитной крошки. Углы большого партера отмечены трельяжами, штамбовыми розами, топиарными формами веч­нозеленых растений. Вдоль главных усадебных трасс и рядом со строениями размещают вазоны с яркими летниками; обладатели оранжерей летом украшают парадную часть сада теплолюбивыми экзотами. Однако цветники и роскошные тропи­ческие виды занимают скромную площадь тор­жественного и даже несколько официального парка. Значительная территория отводится под древесно-кустарниковые насаждения и тщатель­но ухоженный газон. Естественность в классиче­ском французском парке не приветствуется, по­этому кроны превращаются в огромные или ми­ниатюрные шары, цилиндры, кубы, пирамиды, конусы, кегли, спирали. Внутри боскетов скрыва­ются просторные залы, камерные уголки для уе­диненного отдыха, утилитарные культуры. В ши­рокой изгороди зачастую формируют ниши для малых архитектурных форм, например, скамьи, скульптуры, вазона. Безупречную трассировку аллей подчеркивают шпалеры; трельяжи и шир­мы декорируют стены строений. Высокие живые изгороди, берсо и перголы затеняют прогулочные дорожки, создавая контраст между прохладными и солнечными уголками парка.

Романтический ореол и некоторая помпез­ность свойственны классическим итальянским садам, разбитым на участках со сложным релье­фом. Территория террасируется, что позволяет оформить подпорные стены декоративной арка­дой, нишами со скульптурой, маскаронами, при­стенными водными устройствами. Нижние "сту­пени" сада прекрасно видны с обрамленных ба­люстрадой смотровых площадок. О древнерим­ской эпохе напоминают колоннады, амфитеатры, фонтаны, каскады, водные лестницы.

Барокко в целом следует принципам регу­лярного стиля, однако от прочих разновидностей его отличают пышность, причудливость, контра­стность, изобилие необычных растений и малых архитектурных форм. Главное строение не всегда располагается на основной оси сада, часто его скрывают высокие древесные насаждения. В пар­ке с плоским рельефом высота газона варьирует­ся относительно базового уровня. В озеленении доминируют стриженые растения, колонны и гирлянды из вьющихся древесных культур. На участке обычно устраивают оранжерею, звери­нец, грот, "тайный" сад, размещают механиче­ские "игрушки", например, водный орган, фонта­ны-шутихи, динамичные малые формы.

КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ

"Малогабаритные" сады порой стилизуют под мавританские дворики, где защищенное стенами камерное пространство является органичным про­должением дома. Структура "исламского" сада — четыре квадрата, образованные пересекающими­ся под прямым углом дорожками. Полученные квадраты делят на более мелкие (либо диагональ­но на треугольники) узкими полосами мощения. Симметричность планировки также подчеркнут миниатюрные водные каналы, рядовые посадки компактных древесных растений. По периметру патио иногда возводят галерею, центральную часть композиции акцентируют бассейном, фонта­ном или установленным на пересечении дорожек павильоном. Плоский сад живописно смотрится благодаря контрасту солнечных и тенистых угол­ков, стройным силуэтам деревьев и пышным цвет­никам. Древесные культуры не всегда подверга­ются стрижке, но их расположение подчинено ре­гулярным принципам. Однако яркие цветы хао­тично разбросаны между деревьями и кустарни­ками; издали они напоминают пестрый персид­ский ковер. "Средиземноморское" происхождение садика подчеркивают светлое мощение, мозаич­ная облицовка бассейна и стенной источник, бью­щий из каменной львиной головы.

"Монастырский" уголок по планировке от­части напоминает "исламский" внутренний дво­рик. Небольшой прямоугольный сад также разби­вают на ровном участке, скрывают за высокими стенами и крестообразно разделяют дорожками. Для средневековых монастырских садов харак­терны минимальное количество и аскетичность малых архитектурных форм (скамья, колодец, источник), растения-символы, целебные и души­стые травы. Коллекцию редких видов размещают на специальных грядах и снабжают табличками с латинскими надписями.

ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

Некоторые отступления от формальной плани­ровки ощутимы в садах стиля рококо. Эклектич­ное соединение живых изгородей и китайских чайных домиков, регулярных цветников и утри­рованно "диких" уголков, вытеснение прямых ли­ний вычурными изгибами привели к созданию парков, тяготеющих к природным. Эталоном ев­ропейского пейзажного стиля считается англий­ский парк. Плавно изгибающиеся дорожки и змеящиеся ручьи пересекают лужайки, спуска­ются в сырые ложбины, обходят возникшие на пути препятствия — возвышенности, одиночно расположенные деревья, небольшие группы и те­нистые рощи. Подернутые ряской пруды отража­ют кроны плакучих ив, родники выныривают у подножия холмов, шлейфы водопадов ниспадают с крутых склонов. Садовые павильоны и другие искусственные сооружения скрыты среди насаж­дений, причем для создания особого настроения используют даже засохшие деревья. Элементы регулярной планировки встречаются лишь в па­радной части парка, оформленной большим коли­чеством цветочных растений и топиарными "скульптурами". Однако сформированные дере­вья и кустарники расположены более свободно, на клумбах преобладают цветы нежных оттенков и декоративно-лиственные виды, живые изгоро­ди в первую очередь выполняют утилитарные функции. При обустройстве английского парка следует ограничить количество "спецэффектов", придающих пейзажу налет театральности.

Модерн, или арнуво, занимает особую нишу в садово-парковом искусстве. Плешение игнорирует прямые линии, тем не менее четкая прорисовка композиции и ярко выражен­ная ритмичность не позволяют отнести этот утон­ченный стиль к чисто пейзажному направлению. В очертаниях дорожек, площадок, газонов и цветников просматриваются окружности, овалы, фрагменты математических кривых, стилизован­ный растительный узор. Легкость, изящество, гибкость преобладают в облике малых форм, для создания которых используют металл, архитек­турный бетон и стекло. Сад в стиле арнуво не­мыслим без больших плоскостей, занятых газо­ном, мощением, декоративной отсыпкой или спо­койным водным зеркалом. Вертикальными доми­нантами служат эффектные крупные деревья, расположенные одиночно или группами. Лианы незаменимы при оформлении "кружевных" арок, павильонов, трельяжей. Кустарникам отводится вспомогательная роль. Несколько плотных однопородных "островков" либо вытянутая группа подчеркнут изящный поворот дорожки, конфигу­рацию лужайки или станут фоном для массивов пиона, ириса, лилейника, функии, нарцисса.

ЗАЧАРОВАННЫЙ САД

Дальневосточные пейзажные сады завораживают своей недосказанностью, гармонией и философ­ским подтекстом. Китайская стилизация изобилу­ет искусственными деталями: храмами, башнями, лестницами, галереями, мостами (арочными и с балюстрадой), скульптурными изображениями дракона, тигра, единорога, черепахи. Основные компоненты японского сада — камни, песок, галь­ка, вода и растения. Однако порой мастера созда­ют ассоциативные, образные композиции только из инертного материала — причесанного граблями гравия, "задрапированных" мхом гранитных глыб, опавших лепестков. Соответствующее настроение зачастую создает вода — ее динамика, звук и от­ражательная способность. В японском саду доми­нируют зеленые (хвоя, листва, мох) и серые (кам­ни) оттенки; спокойную палитру оживляют цвету­щие сакуры и спиреи, ирисы, кувшинки, пионы, рододендроны, а осенью — ярко-алые клены.

В саду для созерцания можно любоваться пей­зажем с одной или нескольких точек, например, с террасы. В просторном парке обустраивают уголки, предназначенные для посещения в определенное время года. Путь проходит по тщательно выверен­ному маршруту: чередование неровных участков мощения с крупными гладкими плитами заставля­ет сосредоточить внимание на "придорожной" по­лосе либо на удаленных от тропы пейзажных кар­тинах. Вольная трактовка дальневосточного сада позволяет соединить в одной композиции несколь­ко стилевых направлений, "разбавить" традицион­ную флору другими культурами. Каменные фона­ри, пагоды, бамбуковые изгороди, мостики, беседки с "летящей" крышей и оригинальные водные уст­ройства сделают сад более колоритным, но руко­творный антураж не должен доминировать над не­броским очарованием природы.

УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА

Сад в стиле nature garden копирует естественный пейзаж. Обычно его создают на базе существую­щего ландшафта, подкорректировав фрагмент лесного массива, заросший кустарником овраг, луг, берега ручья или пруда. Впадины нетрудно превратить в водоемы, склон можно оформить "выходом горных пород", стелющимися травяни­стыми и древесными видами. В саду стоит воссоз­дать несколько миниатюрных экосистем, напри­мер, тенистый уголок с ландышами и папоротни­ками, солнечную поляну и небольшое болотце. Основополагающий принцип компоновки расти­тельных сообществ — использование самых про­стых садовых культур и местной дикой флоры. Приметы nature garden — большие куртины тра­вянистых многолетников, ограниченное количе­ство древесных пород. Травянистым растениям "дозволяется" распространяться самосевом, по­этому через некоторое время многие виды нахо­дят оптимальное местоположение, вытеснив не­удачно подобранные культуры.

У экологических композиций нет четких гра­ниц: "одичавшие" миксбордеры плавно перетека­ют в редко подстригаемый газон, береговая кром­ка завуалирована осокой, частухой и дербенни­ком, рокарий вливается в вересковый или травя­ной сад. Узкие дорожки (грунтовые, из древесных спилов или плоских камней) вьются между расте­ниями, порой теряясь в зарослях или под слоем опавшей хвои. В качестве малых архитектурных форм используются только необходимые элемен­ты. Рядом с прудом или под старым деревом раз­мещают скамью, через ручей перекидывают мост, вместо садового павильона сооружают непримет­ную беседку или дощатый навес. Почти обязатель­ный элемент эколандшафта — кормушки и доми­ки для птиц, белок и прочей садовой фауны.

ДОМИК В ДЕРЕВНЕ

Изба-сруб с соломенной крышей и резными став­нями, деревянные ворота, колодец-журавль, тын по границе усадьбы... В кольце классических особняков сельское подворье выглядит нелепо и требует особых "декораций" — лесной опушки, полей с подсолнухами, заливных лугов, раски­нувшейся вдали деревеньки. "Особенности на­ционального ландшафта" подчеркнут плодовый сад, заросли сирени и чубушника вокруг доброт­ной бани, старая садовая печь, поленница, вью­щийся по забору хмель, пугало или тачка посреди грядок. Деревенский антураж создается из мно­жества деталей: прибитой над дверью подковы, рассохшейся бочки, стога сена, огораживающего клумбу плетня, "убежавшей" из огорода тыквы. Угол обширного землевладения можно отвести малиннику, рядом с домом либо у калитки най­дется место для удобной завалинки. Красочное оформление палисадника обеспечат георгины, мальвы, розы; в балконных ящиках с весны до осени цветет душистая герань.

Гуси, куры, кошки, разноцветные гномики, миниатюрная ветряная мельница, "средневеко­вая" водокачка, превратившиеся в кашпо корзи­ны, лейки и прочая утварь — атрибуты европей­ского провинциального сада. Рядом со "швейцар­ским" шале или домом, стилизованным под фах­верковое строение, можно устроить вересковый сад, живописный рокарий или пруд с лилиями. На плоских крышах порой разбивают травяной садик, стены строений оплетает дикий виноград или видовой клематис. Площадку для отдыха стоит вымостить клинкером, бутом, плитняком, оставив карманы для посадки травы и компакт­ных пряных растений.

ЛАНДШАФТНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ

Благодаря нестандартным приемам оформления сада участок приобретет неповторимый облик. Таинственность классическому парку или "за­брошенной" усадьбе придадут руины готической постройки, беседка-грот или сад-лабиринт. Весь­ма оригинальны композиции, где функцию бор­дюров выполняют блестящие полосы металла, традиционная отсыпка заменена ярко окрашен­ным щебнем и разноцветными стеклянными ша­риками. Водную поверхность порой символизи­рует зеркало, а склон "держат в рамках" габио­ны, заполненные камнем, кирпичом и... стеклота­рой. Эффектными деталями ландшафта стано­вятся необычные светильники, скульптура из ло­зы или массивных пней, кирпичная либо стеклян­ная пирамида. Живописно смотрятся разноуров­невая стрижка газона, клумба из пурпурнолистных подорожников, "диван" из мелколистного барбариса. Декор отдельного фрагмента надела может быть монохромным или двухцветным — зеленым, белым, бело-розовым, сиренево-желтым. Сегодня также модно оформлять сады в со­ответствии с принципами фэн-шуй, позволяющи­ми сформировать в усадьбе на редкость комфорт­ную, гармоничную среду, которая отражает об­раз жизни и предпочтения владельцев.

монтаж электрики