Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Дом arrow Окна arrow Архитектурный стиль окна

Latest Articles

Most read

Архитектурный стиль окна

altЖилища наших далеких предков практически не имели окон. Несмотря на то, что первое подобие окна в виде простого отверстия в стене появилось еще во времена неолита, многие древние цивилизации не имели о нем представления, а жилища некоторых народов (юрты, шалаши, вигвамы) и по сей день имеют лишь отверстие для входа людей или выхода дыма. В древнем Риме и Египте свет мог проникнуть лишь через внутренний дворик. На древнем Востоке вместо окон в стенах домов проделывали слуховые отверстия, которые располагались высоко над землей. В домах и храмах Древней Греции окон в привычном понимании этого слова также не существовало. Их заменяли узкие щели или отверстия в крыше, через которые проникал воздух и свет. Впервые большие окна, выходящие на море, появились в пригородных термах в Помпеях.

На Руси в глубокой древности существовали смотровые проветриваемые окна, которые прорубались в двух бревнах до половины бревна. Их называли волоковыми, поскольку они "заволакивались" изнутри доской. На зиму в окно вставлялась рама (оконница) с бычьим или рыбьим пузырем, промасленным холстом или кусочками слюды.

В эпоху Византии окна имеют узкую вытянутую форму с закруглением в верхней части. Уже в те времена архитекторы умело регулировали освещенность в храмах и домах, умело располагая группы окон по периметру здания или в его куполе с целью создать ощущение легкости и воздушности (Собор Святой Софии в Константинополе).

В средние века жилища не отличались архитектурными изысками. Наоборот, для романского или, как его называли англичане, норманнского стиля была характерна суровость и аскетичность. Время диктовало свои условия, и прочные замки феодалов представляли собой укрепленные цитадели с небольшими узкими окнами, которые в случае нападения могли выполнять функцию бойниц. Такие окна можно видеть в Белой Башне в лондонского Тауэра, построенной в X веке. Именно в романские период появляются первые остекленные окна.

С распространением христианства в Европе происходит постепенное подчинение архитектуры религии, которая полностью отвергает человеческое начало. На смену романскому стилю приходит готика с ее модой на бестелесность и удлиненные формы. Здания, а с ними и все их элементы, как бы стремятся ввысь, к Богу. Стрельчатые арочные проемы располагаются высоко от земли и украшаются удивительными по красоте витражами, собранными из разноцветных стекол и иллюстрирующими легенды Ветхого и Нового Завета. Характерным элементом готического храма является витражное окно "роза", рождающее ассоциации с символом воинов-тамплиеров. Яркие примеры готического стиля - Собор Парижской богоматери в Париже и собор в Кельне. В период поздней ("пламенеющей") готики форма оконных проемов напоминает языки пламени (церковь Сен-Маклу в Руане).

Пришедший на смену готике Ренессанс утверждает свободу от религиозных догм и ценность человеческой личности. XV век возвращает интерес к античному наследию, в основе которого лежали классические формы, симметрия и чувство соразмерности. Окна зданий этого периода теряют свой возвышенный облик и приобретают прямоугольную форму, а стекла в них становятся прозрачными. В XV веке в Италии появились окна, разделенные на три части переплетом в форме креста.

Как известно, природа развивается от простого к сложному. Тот же закон справедлив и для архитектуры. В XVI веке на смену Ренессансу приходит "причудливый" стиль барокко, тяготеющий к использованию изысканных декоративных форм. Барокко отличает динамичность, разнообразие, экспрессия, тяготение к пышности. В архитектуре этого периода композиционной доминантой становится кривая линия. Окна зданий того времени имеют различную геометрическую форму: круга, эллипса и т.д. Для барокко типичны большие окна, несколько раз разделенные переплетами разной толщины и конструкции. В этот период появляются распашные конструкции окон, а также двойное остекление. В XVII веке появляется новая технология изготовления плоских стекол. благодаря этому во Франции появляется все больше прозрачных окон большого размера, которые начинались о самого пола и стали известны во всем мире как французские.

На смену барокко приходят классические формы с их ясностью и лаконичностью. Классицизм начала XIX века отличает простота, строгость и монументальность. В планировке зданий соблюдается симметричность и правильность форм, а также использование архитектурных элементов, существовавших в античный период (колонны, портики). В этот период окна приобретают современный вид. Они имеют классическую прямоугольную форму и две пары переплетов. Также распространены окна с горбыльками на нижних створках или с изогнутыми оконными перемычками.

С середины XIX и до начала XX века архитектура во власти эклектики, вобравшей в себя отголоски всех стилей, удачно комбинируя их для создания новых форм. Главным достижением эклектики стал отказ от строгих классических форм и утверждение творческой свободы архитекторов. Благодаря эклектике, в моду входят восточные мотивы: мавританские, китайские, египетские и т.д. Поскольку период эклектики приходится на период бурного развития промышленности, окна приобретают исключительно функциональное назначение. Появляются окна с форточкой, Т-образный переплет, а также трехстворчатые окна с большими нижними и маленьким и верхними створками.

В конце XIX-начале XX века появляется стиль модерн, или Ар-нуво, провозгласивший отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных изогнутых форм.

Архитектура модерна гармонично сочетает функциональность и эстетичность. Все элементы здания создаются в едином стилевом решении, а при строительстве широко используются новые технологии и материалы (стекло, металл). В стиле модерн выполнена знаменитая Эйфелева башня. В этот период строгая геометрическая форма уступает место более округлой и плавной. Яркий представитель модерна Антонио Гауди смело экспериментировал с обликом зданий и формой окон, которые кажутся скорее делом рук природы, нежели человека (дом Костей, парк Гуэль). Вообще стилю модерн присуще огромное разнообразие форм окна, символизирующее стремление к свободе самовыражения и раскрепощение духа. Часто на одном фасаде здания не было даже двух одинаковых окон.

С 1910 года появляется новое направление в архитектуре под названием функционализм, которое является одним из ответвлений модернизма. На первый план выходит функциональность здания. Это проявляется в устройстве несимметричных окон с большой и маленькой створками. Функционализм второй половины XX века использует минималистические формы параллелепипеда, а основным материалом для постройки зданий являются серые железобетонные плиты. Здания этого периода - безликие бездушные постройки с плоскими крышами, отличающиеся грубой отделкой. Окна таких домов маленькие, закрытые и тяжеловесные. Для нежилых домов применяется ленточное остекление.

В 1920-1930 годах развитие получает конструктивизм, характеризующийся строгостью, лаконичностью форм. В этом стиле выполнялись фабрики-кухни, рабочие клубы, дворцы труда и т.д. в свете конструктивизма окно приобретает строгую геометрическую (квадратную или прямоугольную) форму. В рамках этого направления с 1919 по 1933 гг возникает баухауз. Идеологи этоог направления полагали, что архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства.

На смену конструктивизму приходит роскошный стиль ар-деко, существовавший в 20-50-х годах XX века. Его характерные черты - этнические геометрические узоры, шик, современные материалы (алюминий, нержавеющая сталь). В архитектуре широко используются ступенчатые и зигзагообразные формы, смелые кривые линии, не имеющие ничего общего с плавными и мягкими линиями модерна. В моду входят плоские крыши, свободная планировка и ленточные окна, которые могли быть протянуты вдоль всего фасада. Американским ответвлением ар-деко является стримлайн модерн. В этом стиле построены лекционные залы Радио Мьюзик Холла и знаменитый шпиль небоскреба здания Крайслер в Нью-Йорке.

В конце XX века появляется новое направление в архитектуре - постмодернизм. Яркий пример здания, построенного в подобном стиле - Дом оперы в Сиднее. Характерной особенностью этого стиля стало объединение приемов, мотивов и течений из разных эпох для создания творческого пространства, в котором свободно переплетаются смысловые образы. Это направление стало в определенной степени отказом от функционализма и провозглашением ведущей роли эстетики. В настоящее время наибольшую актуальность приобрели такие направления как неоконструктивизм, хай-тек, деконструктивизм и биотек, объединенные в группу под названием неомодернизм.

Хай-тек - архитектурный стиль, зародившийся в 80-е годы XX века, воспринимавший архитектуру как инженерию. Здания в стиле хай-тек можно легко выделить по обилию стекла и пластика, наличию трубчатых конструкций из металла, широкому использованию серебристо-металлического цвета и элементов кубизма и конструктивизма. Также для хай-тека типично ленточное остекление или остекление поверхностей большой площади.

Ультрасовременное архитектурное движение био-тек добивается выразительности за счет заимствования природных форм. Это направление еще не до конца сформировано, поэтому ему не хватает практичности и функциональности. Архитектурная бионика противопоставляет прямоугольную конструкцию зданий и криволинейные формы. Это направление также получило названия "архитектурная бионика", "эко-тек", "биоурбанизм". В этом стиле построены национальный космический центр Великобритании, художественный музей в штате Милуоки, США.

Окно имеет длинную историю. Со времени, когда оно было лишь отверстием в стене и до того момента, когда оно приобрело сложную современную конструкцию, прошло много столетий. Сегодня окно не только влияют на общее впечатление от здания. Благодаря современным материалам и технологиям, они обеспечивают комфорт в помещении, регулируя температуру и уровень шума.

Вопрос о том, какой же архитектурный стиль и тип евроокон выбрать для своего дома, не из легких. Как показывает опыт, одним из популярных стилей современных коттеджей является классический с присущим ему разнообразием геометрических форм окон: прямоугольных, квадратных, арочных, круглых, эллипсовидных, треугольных и даже трапециевидных. Современные евроокна могут быть даже витражными.

В России также завоевывают популярность небольшие коттеджи в скандинавском стиле, которому присущи простота и экологичность. В таких домах, как правило, устанавливают экологически чистые евроокна с двойным или тройным остеклением.

Широким спросом пользуются дома в стиле модерн. Окна на фасаде такого дома могут быть разными. В последнее время все чаще появляются дома, имитирующие национальные русские избушки. В таких домах можно установить деревянные окна с декоративными профилями.

Новости светотехники