Эксплуатация металлических конструкцийДолговечность и сохранение работоспособности металлических конструкций при условии их правильного расчета и конструирования, высококачественного изготовления и возведения, надежной защиты от воздействия коррозии может исчисляться сотнями лет. Подтверждением этого является наличие железных затяжек и подкосов, применявшихся при строительстве церквей и соборов, в некоторых из которых такие железные элементы работают до настоящего времени (храм Василия Блаженного в Москве, сооруженный в середине XVI века, перекрытие Архангельского собора, установленное в начале XVII века, и другие сооружения).В настоящее время металлические конструкции также применяются для монументальных сооружений, возводимых на весьма длительный период (несущая конструкция башни высотой 100 м монумента покорителям космоса, установленного в Москве в 1964 г., металлические каркасы высотных зданий и т. д.). Металлические каркасы промышленных зданий являются массовыми конструкциями, поэтому в них не обеспечивается то же качество, что в уникальных сооружениях. Кроме того, эти конструкции весьма часто находятся в тяжелых эксплуатационных условиях (большие силовые воздействия, знакопеременность и динамичность нагрузки, агрессивность среды, воздействие высоких температур). Ввиду этого срок службы металлического каркаса здания или его отдельных элементов значительно снижается и может привести к нарушению бесперебойного, нормального хода технологического процесса. Обеспечение правильной эксплуатации зданий путем периодического осмотра конструкций, обращения внимания на очаги зарождения возможных повреждений, знание этих очагов и проведение соответствующих профилактических мероприятий приводит к значительному увеличению срока службы конструкций. Опыт эксплуатации металлических конструкций промышленных зданий показывает, что основными повреждениями, снижающими работоспособность элементов металлических конструкций или приводящих их к разрушению, являются повреждения от механических воздействий и повреждений коррозией. В некоторых случаях повреждения могут быть вызваны воздействием высоких температур. Повреждения или разрушения от механических воздействий могут быть: а) от статической перегрузки конструкций, отдельных элементов или соединений; б) от воздействия динамических, подвижных и вибрационных нагрузок, приводящих к усталостным разрушениям. Правильно запроектированные и построенные металлические конструкции рассчитаны на восприятие наибольших, возникающих в процессе их эксплуатации, нагрузок. Возможны ошибки проектирования, скрытые дефекты металла или его плохое качество, дефекты изготовления или монтажа, из-за чего силовые воздействия в элементах конструкции или их соединениях возникают большие, чем они способны воспринять. В результате происходит разрушение конструкций. Контроль этих дефектов должен осуществляться службой технического контроля проектных и строительных организаций, а также заказчиков. Во время эксплуатации такие дефекты обнаружить довольно трудно, хотя в некоторых случаях по увеличивающейся остаточной деформации элементов конструкции, нарастаниям выгибов стальных элементов, появлению трещин в сварных швах возможно заметить начавшееся разрушение и принять меры к его ликвидации. Значительно чаще имеют место разрушения элементов конструкции от их перегрузки по причине неправильной эксплуатации здания. Отсутствие контроля за нагрузками может привести к их чрезмерному скоплению и возникновению недопустимых усилий в элементах конструкций. В практике эксплуатации зданий имелись случаи разрушения стропильных ферм от скопления на кровле толстого слоя производственной пыли, образования снеговых мешков. Необходим строгий контроль за допустимыми нагрузками на рабочие и обслуживающие площадки. Недопустимо увеличение грузоподъемности мостовых и подвесных кранов без соответствующей проверки и усиления конструкций. При производстве ремонтных работ в цехах часто к строительным конструкциям подвешиваются различные тали и блоки или опираются домкраты для подъема и перемещения оборудования, причем зачаливание или опирание осуществляется небрежно и в недопустимых местах. Результатом этого могут быть, общие или местные деформации элементов конструкций, которые снижают несущую способность элементов. В дальнейшем возможно разрушение этих элементов при эксплуатационных нагрузках. При необходимости проведения такого рода работ нужно привлечение конструкторского отдела завода и осуществление мероприятий по неповреждению строительных конструкций. Передача дополнительных нагрузок на металлические конструкции здания, возможная при эксплуатации или частичной реконструкции (устройство площадок, подвеска трубопроводов и т. д.), если даже эти нагрузки незначительны, должна осуществляться по чертежам конструкторского отдела. Очень часто небольшие нагрузки, приложенные не там, где это возможно, и конструктивно неграмотно, могут привести к появлению значительных местных напряжений в основных элементах конструкции или образовать там концентраторы напряжений и тем самым привести их к возможности разрушения. Разрушение элемента конструкции может произойти не только при его перегрузке, но также и при нормальном усилии, но уменьшенном сечении. В практике эксплуатации имеют место случаи, когда при различных ремонтах, модернизациях, прокладке внутрицеховых коммуникаций в элементах металлических конструкций прорезаются отверстия, срезаются мешающие ребра, пояса, отдельные связевые элементы. Такое положение совершенно недопустимо, так как может привести к перенапряжению и разрушению конструкций. Второй группой причин, приводящей к повреждениям металлических конструкций от механических воздействий, является, как это было указано выше, усталостное разрушение элементов конструкции и соединений при воздействии на них динамических подвижных и вибрационных нагрузок. Строительные стали обладают тем свойством, что при знакопеременной или просто переменной нагрузке при большом количестве повторений циклов нагрузки разрушение стали происходит при меньших напряжениях, чем предел прочности стали при статическом разрушении. Это явление называется усталостью металла, а напряжение, при котором металл разрушается, называют вибрационной, прочностью. Имеющиеся в любой конструкции различные концентраторы напряжений еще больше снижают вибрационную прочность, способствуя усталостному разрушению. Металлический каркас промышленного здания воспринимает от мостовых кранов нагрузки, которые являются подвижными и вызывают переменные или знакопеременные циклы напряжений в конструкциях каркаса. Особенно в тяжелом положении находятся подкрановые конструкции, непосредственно воспринимающие подвижную нагрузку от мостовых кранов. Крановая нагрузка характеризуется значительной величиной вертикальных и боковых сил, динамичностью приложения, сопровождается ударами и рывками. Интенсивность силового воздействия крана на конструкции здания определяется режимом работы крана. Краны легкого режима работы имеют большие перерывы в работе и редко поднимают грузы предельной величины. Относительная продолжительность включений не более 25%, число включений - до 60 в час. К этой группе относятся крюковые краны, предназначенные для монтажа оборудования и выполнения ремонтных работ. Краны весьма тяжелого режима работы имеют все коэффициенты использования, близкие к единице, относительную продолжительность включений - 40-60%, число включений - до 600 в час. К этой группе принадлежит также ряд специальных кранов с повышенными динамическими воздействиями. ч кранам весьма тяжелого режима работы относятся грейферные магнитные с жесткой и гибкой траверсой, магнитно-грейферные, магнитные шихтовых, скрапных и копровых отделений, колодцевые, краны для раздевания слитков. В тех случаях, когда промышленные здания оборудованы кранами тяжелого и весьма тяжелого режима работы, участвующими в непрерывном технологическом процессе, то они относятся к зданиям с тяжелым режимом работы. Эти здания подвергаются наиболее интенсивным силовым воздействиям. В процессе эксплуатации здания происходят вибрация и колебания каркаса, что может привести к расстройству соединений его элементов. В крайне тяжелом состоянии находятся подкрановые конструкции цехов с тяжелым режимом работы. Износ рельсов, расстройство их креплений к подкрановым балкам, расстройство креплений подкрановых и тормозных балок к колоннам, усталостные трещины в наиболее напряженных элементах подкрановых конструкций и соединениях - все эти повреждения очень характерны в процессе эксплуатации и в случае отсутствия надлежащего контроля за состоянием конструкций и своевременных профилактических мероприятий могут быть серьезной помехой нормальному технологическому процессу. В практике эксплуатации таких зданий имеются случаи, когда через 5-7 лет после пуска здания в эксплуатацию необходимо было капитальное восстановление несущей способности и усиление металлических подкрановых конструкций. Необходимые мероприятия при эксплуатации подкрановых конструкций, особенно зданий с тяжелым режимом работы, будут рассмотрены ниже. Металлургические конструкции в процессе эксплуатации подвергаются воздействию коррозии. Она разрушает металл, результатом чего может быть потеря несущей способности и выход из строя конструкции. Следует отметить, что разрушение от коррозии является не менее важным, чем разрушение от механических воздействий. Коррозия может быть химической - от непосредственного действия на металл агрессивных жидкостей или газов - и электрохимической, вызванной воздействием влаги на поверхностный слой металла. Для строительных конструкции характерна атмосферная коррозия, которая является, вообще говоря, электрохимической, однако в случае наличия в среде агрессивных примесей происходит комбинированная коррозия: электрохимическая с элементами химической. Процесс коррозии ускоряется при повышении относительной влажности среды и увеличении температуры. В особо неблагоприятных условиях коррозия протекает крайне быстро и может привести к выходу из строя металлических конструкций через несколько лет эксплуатации. Имелись случаи выхода из строя металлических конструкций перекрытий паровозных депо после 15-20 лет эксплуатации, листового настила кровель вблизи доменных печей - после 3-5 лет эксплуатации и т. д. Кроме физического уменьшения площади сечения элемента, пораженного общей поверхностной коррозией, и возникшего вследствие этого перенапряжения, возможно разрушение элементов металлических конструкций от местной коррозии. Продукт коррозии - ржавчина - имеет значительно больший объем, чем металл, из которого она образовалась. Кроме того, при увлажнении происходит разбухание ржавчины и еще большее увеличение ее объема. Имелись случаи разбухания ржавчины между склепанными элементами конструкций: между заклепками образовывались вспучивания, толщина которых достигала 20 мм, что в ряде случаев приводило к отскакиванию головок связующих заклепок и нарушению соединений. На поверхность металла часто выходят трещины, являющиеся следствием прокатки металла, сварки конструкции, усталостного разрушения и других причин. Заполняя эту трещину и затем увеличиваясь в объеме, ржавчина рвет ее дальше, ослабляя сечение и являясь концентратором напряжений. В узких щелях конструкций при наличии в них влаги и пыли возможно образование местной коррозии в виде раковины, заполненной ржавчиной. Иногда такие раковины имеют довольно большие размеры и представляют серьезную опасность для несущей способности элемента. Наиболее интенсивно воздействию коррозии подвергаются такие элементы, форма сечения которых способствует скоплению пыли, препятствует обтеканию поверхности воздушными струями. Скопившаяся на элементе конструкции пыль способствует удержанию около металла влаги и создает благоприятные условия для протекания процесса коррозии. Производственная пыль часто содержит активные агрессивные примеси, что еще более увеличивает скорость коррозии. На плохо обтекаемых воздушными струями поверхностях дольше задерживается образованная конденсацией пленка влаги и образуются более благоприятные условия для коррозии металла. Основным мероприятием по борьбе с коррозией металлических конструкций промышленных зданий является защита их лакокрасочными покрытиями. Наиболее широко применяется защита металлических конструкций покрытием их одним или двумя слоями грунта, наносимого после изготовления конструкций на заводе с последующей окраской в процессе или после монтажа. Назначение грунта - создание антикоррозийной пленки и лучших условий удержания защитного покрытия на конструкции. Окраской создается защитно-декоративная пленка, способствующая более длительному сохранению грунта, препятствующая соприкосновению кислорода воздуха с металлом и оформляющая внешний вид конструкций. Тип лакокрасочного покрытия должен выбираться в зависимости от условий среды. Воздействие на металлические конструкции высоких температур может также привести к их повреждению. При нагреве конструкций до температуры 200-250°С разрушается лакокрасочное защитное покрытие, физических повреждений конструкции не происходит. При дальнейшем нагреве до 400°С может произойти коробление элементов конструкции, особенно при наличии малых толщин больших поверхностей и неравномерного нагрева. Нагрев свыше 400° С недопустим, так как начинается резкое падение сопротивления металла механическим воздействиям, и конструкция может разрушиться.
Новости светотехники |