Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Монтаж электрики arrow Осмотры воздушных линий, борьба с гололедом и вибрацией проводов

Latest Articles

Most read

Осмотры воздушных линий, борьба с гололедом и вибрацией проводов

При эксплуатации воздушных линий в них возникают различные неисправности и повреждения. Повреждения воздушных линий могут вызываться, например, проходящими под ними крупногабаритными грузами, набросами на воздушные линии предметов из токопроводящих материалов. Нормальной работе воздушных линий может угрожать также сооружение вблизи них различных построек, земляные работы, растущие вблизи высокие деревья (выше 4 м) с ветвями, касающимися воздушных линий.

Кроме того, в воздушных линиях с течением времени происходят разного рода изменения: деревянные опоры искривляются и принимают наклонное положение; в железобетонных опорах появляются трещины; в проводах и тросах происходят обрывы отдельных проволок; в изоляторах появляются трещины и т. д. Эти дефекты могут быть вызваны сильными ветрами, оседаниями почвы вблизи опор и рядом других причин.

Чтобы раньше обнаружить неисправности, могущие представить угрозу для нормальной эксплуатации ВЛ, а также предупредить развитие возникших неисправностей, воздушные линии подвергают систематическим осмотрам. Такие осмотры осуществляют при периодических обходах трасс воздушных линий электромонтеры и инженерно-технический персонал. Сроки осмотров воздушных линий зависят от местных условий. Учитывают также назначение воздушных линий, вероятность ее повреждения, а также состояние окружающей среды (степень загрязнения, влажность среды и т. п.). Сроки осмотров воздушных линий устанавливает главный энергетик предприятия, учитывая при этом всю совокупность имеющихся обстоятельств. Промежутки между осмотрами не должны превышать 4 месяца для линий напряжением выше 1000 в и 2 месяца для линий напряжением до 1000 в. Осмотры воздушных линий производят в светлое время дня, когда легче обнаружить имеющиеся неисправности и повреждения.

При осмотрах трасс воздушных линий следует обращать внимание на то, чтобы трасса содержалась в чистоте и на ней не находилось каких-либо посторонних предметов; провода и тросы не имели оборванных проволок, понижающих механическую прочность воздушных линий; опоры не имели ослабленных гаек или заклепок, а также ненадежных сварных швов; опоры не имели недопустимых отклонений от нормального положения; грунт вблизи опор не имел оседаний; провода и тросы не имели набросов; изоляторы не имели боя, оплавлений или трещин; бандажи не имели слабины и т. п.

Обнаруженные при осмотрах повреждения и неисправности воздушных линий обходчик заносит в листок дефектов. Дефекты, требующие срочного устранения, заносят и в журнал дефектов. В журнале дефектов, который систематически просматривает руководящий персонал, указываются сроки устранения обнаруженных повреждений и неисправностей.

Кроме указанных периодических осмотров, производимых монтерами, воздушные линии не реже одного раза в году осматривает инженерно-технический персонал. При этих проверках определяют техническое состояние воздушной линии, необходимость и сроки ремонта, а также объем предстоящих ремонтных работ.

ВЛ подвергаются и внеочередным осмотрам по мере необходимости в этом. Надобность во внеочередных осмотрах возникает во время гололеда, тумана, бурь, ураганов, а также в других случаях, при которых может происходить нарушение нормальной работы ВЛ. Внеочередные осмотры производят и в ночные часы, так как в это время обнаруживаются разряды, сопровождающие перекрытия изоляторов. Внеочередные осмотры назначаются по решению главного энергетика предприятия.

Осмотры ВЛ, которые производят с земли, не позволяют выявить неисправности в верхней части воздушных линий. Поэтому осмотры воздушных линий с земли дополняют проверками воздушных линий, осуществлявмыми верховыми осмотрами. Верховые осмотры производят без отключения линии не реже одного раза в три года. Если в процессе эксплуатации имеют место повторные автоматические отключения линии, то производят ее внеочередной верховой осмотр. При верховом осмотре воздушных линий тщательно осматривают провода, арматуру проводов, изоляторы и другие части опор. Одновременно определяют пригодность опоры к дальнейшей эксплуатации без ремонта.

Не реже одного раза в шесть лет производят выборочную выемку проводов из зажимов. Цель таких проверок - выявление повреждений, которые без выемки проводов из зажимов остаются незамеченными.

Для сохранности воздушных линий вдоль их трассы устанавливают охранные зоны, в пределах которых запрещается без согласования с главным энергетиком предприятия производить какие-либо работы или сооружать постройки. Запрещение распространяется, в частности, на производство строительных и земляных работ, а также на устройство в этих местах стоянок для машин и механизмов. Границы охранной зрны зависят от напряжения воздушных линий и определяются параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов линии на расстоянии: при напряжении до 20 кв включительно - 10 м, для 35 кв - 15 м, для 110 кв - 20 м.

В осенне-зимний период, когда выпадает мокрый снег и изморозь, можно наблюдать снеговые отложения на проводах и тросах ВЛ. Образовавшиеся отложения при понижении температуры превращаются в лед и в таком виде остаются на проводах ВЛ в течение длительного времени. Образовавшийся лед увеличивает нагрузку на провода и опоры и может со временем вызвать их повреждение. Бороться с гололедом можно несколькими способами. Лед можно расплавлять теплом электрического тока, для чего требуется увеличить электрическую нагрузку на провода. Требуемый эффект можно получить быстрей, если включить линию на короткое замыкание. Удалить гололед можно и механическим путем, сбивая его длинными шестами с земли или с автовышки. Очищать провода от гололеда можно, наконец, и с помощью капроновой веревки.

При эксплуатации воздушных линий приходится встречаться еще с одним опасным явлением. Имеется в виду вибрация проводов и тросов, которая возникает при ветрах. Вероятность вибраций возрастает вместе с увеличением высоты подвеса проводов и тросов. Так как вибрации сопровождаются обычно перегибами проводов и тросов в местах закреплений, они влекут за собой значительные перенапряжения в металле. В конечном итоге вибрации приводят к разрушению проводов и обрывам.

Снизить опасность, связанную с вибрацией проводов, можно установкой на каждом проводе или тросе по обе стороны от места их подвеса специальных устройств-виброгасителей. Виброгасители имеют чугунные грузы, вес которых приводит к уменьшению вибрации. Применение гасителей способствует повышению срока службы проводов и тросов.

Новости светотехники