Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Строительство arrow Монтаж электрики arrow Основные строительно-монтажные работы

Latest Articles

Most read

Основные строительно-монтажные работы

Основные строительно-монтажные работы при сооружении ВЛ включают в себя изготовление деревянных опор, развозку опор или деталей опор по трассе, разбивку мест рытья котлованов под опоры, рытье котлованов, сборку и установку опор, развозку проводов и других материалов по трассе, монтаж проводов, монтаж защитного заземления, установку трубчатых разрядников, установку плакатов, фазировку, нумерацию опор и т. д.

Разбивку одиночных котлованов под одностоечные деревянные и железобетонные опоры начинают с определения оси трассы ВЛ при помощи геодезических инструментов (теодолиты, буссоли и др.). Затем размечают линии, перпендикулярные к оси трассы в точках установки опор. На обеих этих линиях на расстоянии 5-6 м от центра пикетного столба опоры забивают контрольные колышки "сторожки", по которым разбивается котлован, а в дальнейшем выверяется точность установки опоры по оси трассы.

При разбивке двух котлованов под анкерные А-образные опоры от центра пикетного столба опоры в обе стороны вдоль оси трассы размечают оси котлованов, а затем и контуры котлованов.

Для разбивки двух котлованов под угловую А-образную опору в точке поворота трассы при помощи геодезического инструмента восстанавливают биссектрису угла этого поворота и линию, ей перпендикулярную, и вдоль линии биссектрисы по обе стороны от указанного перпендикуляра размечают оси котлованов, а затем и сами котлованы. Аналогично производят и разметку под опоры с оттяжками и подкосами, а также под узкобазные и широкобазные металлические опоры.

При рытье котлованов бурильными машинами вместо разметки котлованов производят только разбивку их центров. Котлованы для установки опор ВЛ роют землеройными механизмами (ямобурами на автомобильном или тракторном ходу) или одноковшовыми экскаваторами, а в скальных породах грунт вынимают при помощи взрыва. Вручную грунт вынимают только в исключительных случаях, где по условиям местности на пикет не может подойти землеройный механизм.

В мерзлых грунтах котлованы бурят при помощи бурильных головок особой конструкции, на режущие кромки которых наварены пластины из твердых сплавов. Глубина котлованов для установки опор в зависимости от грунта и механических нагрузок на опоры определяется проектом. Для опор типа "свечка" она колеблется от 1,7 до 2,5 м.

Детали деревянных опор, подвергаясь атмосферным воздействиям, загнивают, поражаются грибками. Эти явления начинаются в местах выхода деталей опор из земли, в местах, где может скапливаться влага, и в местах врубок и затесов. Для защиты от гниения всю деревянную опору ВЛ или только подверженные загниванию места пропитывают антисептиками.

В качестве антисептиков применяют креозотовое масло (продукт перегонки каменноугольной смолы), фтористый натрий, динитрофенол и некоторые другие вещества. Применяют иногда и битумное покрытие деталей опор или их отдельных частей, но это не является антисептированием древесины, а предохранением ее от проникновения влаги, гидроизоляцией.

Все детали деревянных опор изготовляют строго по рабочим чертежам, с применением шаблонов. Плоскости врубок подгоняют плотно друг к другу при помощи пропилов. Изготовление опор начинают с основных элементов (стоек, пасынков, траверс), по которым затем подгоняются остальные детали (раскосы, ригели и др.).

При сверлении отверстий для крепления металлических деталей опор, служащих крепежом для изоляторов, строго выдерживают размеры этих отверстий. Это необходимо для того, чтобы опоры не загорелись от токов утечки.

Деревянные опоры изготовляют на специальных полигонах или в мастерских МЗУ, железобетонные и металлические - на заводах и в собранном виде или частями развозят по трассе к местам их установки. Разобранные для транспортировки опоры собирают на месте установки.

Заготовленные на полигоне или в мастерских монтажного заготовительного участка одностоечные опоры в собранном виде развозят по трассе с навернутыми крючьями или штырями и закрепленными на них изоляторами. Сложные деревянные, а также металлические и железобетонные опоры развозят (разобрав предварительно их на транспортабельные узлы) по пикетам, где их собирают и устанавливают. В высокогорных и труднодоступных районах опоры доставляют на пикеты и устанавливают с помощью вертолетов.

Для подъема и установки опоры кран устанавливают у котлована на расстоянии 3-4 м от оси трассы, а опору в собранном виде укладывают над котлованом или фундаментом с таким расчетом, чтобы центр тяжести ее находился над центром котлована. Затем опору поднимают до вертикального положения и опускают пасынками или стойками в котлован или на фундамент. Опору устанавливают так, чтобы оси траверс опоры были расположены перпендикулярно к оси трассы. Затем проверяют, чтобы ось опоры была строго вертикальна и совпадала с осью трассы, затем засыпают котлован грунтом или закрепляют опору на фундаменте. Только после этого снимают стропы, кран освобождают и переводят для установки следующей опоры. Захват опоры такелажными тросами производят в жестких узлах опор, причем у стоек железобетонных опор захват производится в двух местах.

Тяжелые и сложные опоры ВЛ напряжением ПО кв устанавливают при помощи кранов (с использованием трактора в качестве тягового механизма) или падающей стрелой. Натяжные и поддерживающие гирлянды линейных изоляторов собирают в мастерских МЗУ в строгом соответствии с чертежами проекта; в собранном виде их подвозят к месту установки и там поднимают на опоры и закрепляют. Монтаж проводов на установленных опорах включает в себя раскатку проводов, их соединение, подъем на опоры, натяжку и закрепление на изоляторах. После того как выполнен монтаж проводов на магистральной части линии, делают отпайки для вводов в подстанции, распределительные устройства, в здания и к токоприемникам.

Прежде чем приступить к раскатке проводов, барабаны с проводом развозят по трассе в пункты, удобные для раскатки, которые определяются проектом производства работ. Погрузку и разгрузку барабанов с проводом производят при помощи автомобильных кранов, а в случае их отсутствия - при помощи наклонных брусьев. Сбрасывать барабаны с автомашины на землю нельзя.

В зависимости от конкретных условий монтажа (протяженность линии, характер местности, сечение проводов и т. п.) раскатку проводов по трассе производят или с неподвижных раскаточных устройств в виде домкратов, специальных козел, станков, установленных в начале монтируемого участка ВЛ, или с помощью специальных раскаточных тележек, саней, транспортов. Второй способ раскатки проводов обеспечивает более высокую производительность труда, гарантирует сохранность провода при раскатке и высокое качество монтажа. Первый способ не требует применения подвижных приспособлений, он может быть применен при любом рельефе местности вдоль трассы ВЛ. Но в этом случае не всегда обеспечивается сохранность проводов при их раскатке и производительность труда значительно ниже. Применяется этот способ при монтаже коротких воздушных линий электропередачи, проходящих по местности, недоступной для перемещения вдоль трассы раскаточных средств.

Провод к тяговому тросу крепят при помощи монтажного клинового зажима и укладывают в монтажные ролики, закрепляемые на опорах на время раскатки.

На ВЛ напряжением до 1000 в расстояния между опорами и анкерные пролеты имеют небольшую протяженность (расстояние между опорами не более 50 м, а анкерный пролет 500-600 м); на таких линиях подвешивают чаще легкие провода. Провод с барабанов, установленных на козлах или домкратах, раскатывается вдоль трассы при помощи автомашины, лебедки или вручную (при раскатке проводов малых сечений при небольших протяженностях ВЛ). Затем при помощи блоков или вручную провода поднимают на опоры и укладывают на крючья или траверсы.

При раскатке провода соединяют и ремонтируют (если возникает в этом необходимость). Соединение проводов - одна из наиболее ответственных операций при сооружении ВЛ, поэтому выполняется она особенно тщательно.

Алюминиевые и сталеалюминиевые провода соединяют при помощи термитной сварки с дополнительной установкой овальных соединителей для разгрузки сварного соединения от механических напряжений, если соединение проводов сделано в пролете.

Стальные многопроволочные провода соединяют при помощи овальных соединителей путем их обжатия специальными клещами, стальные однопроволочные провода сваривают электросваркой или при помощи термитных патронов.

Ремонт поврежденного многопроволочного провода производят путем установки в месте повреждения ремонтной муфты. После окончания работ по раскатке, соединению, ремонту и подъему проводов на участке ВЛ, ограниченном анкерными или угловыми опорами, производят их натяжку.

Направление тяжения должно совпадать с направлением трассы. Если из-за рельефа местности это условие выполнить трудно, то натяжку производят через добавочные отводные ролики.

Стрелу провеса проводов устанавливают непосредственным визированием. Для этого на соседних опорах прикрепляют визирные рейки таким образом, чтобы отметки на этих рейках, соответствующих размеру стрелы провеса, находились бы на одной горизонтальной линии. Монтер, осуществляющий визирование, поднимается на одну из опор и, пользуясь биноклем, определяет момент, когда натяжку провода следует прекратить. Если натяжение провода отрегулировано правильно, то низшая точка провеса будет находиться на прямой, соединяющей обе визирные точки.

Провод при регулировке натяжения подгоняют под линию визирования не снизу, а сверху. Команда о прекращении натяжки подается в тот момент, когда имеет место перетяжка провода на 0,3-0,5 м. После того как в этом положении провод оставался в течение 3-5 мин, его опускают до линии визирования. К проекту ВЛ прилагают кривые монтажных стрел провеса проводов, а также ведомость пролетов, в соответствии с которыми производится визирование проводов.

После того как отрегулированы стрелы провеса, провода крепят к изоляторам сначала на анкерных, а затем на промежуточных опорах. Величина стрелы провеса после закрепления провода на анкерных опорах не должна отличаться от проектной больше, чем на +5%, а расстояния проводов и тросов друг относительно друга не должны отличаться более чем на 10% от проектных расстояний между ними.

На анкерных опорах со штыревыми изоляторами провода крепят к шейке изолятора при помощи плашечных зажимов одинарным или двойным креплением. Выбор одинарного иди двойного крепления определяется величиной тяжения проводов, а также характером местности, по которой проходит ВЛ. Например, при переходе через дороги и при прохождении трассы ВЛ по населенной местности крепления проводов делают двойным.

При очень больших расчетных величинах тяжения (большие сечения проводов, большие пролеты через водные преграды; овраги и т. п.) на анкерных или переходных опорах провода крепят при помощи подвесных изоляторов. Провод к изолятору в этом случае крепится посредством натяжных зажимов.

На промежуточных опорах в районах с сильными ветрами, а на угловых опорах во всех случаях, провод к штыревым изоляторам крепится на шейке изолятора проволочной вязкой. На прямолинейных участках трассы при нормальных условиях окружающей среды и рельефа местности провод крепится на головке изолятора.

Монтаж проводов в пролетах, пересекающих инженерные сооружения (дороги, воздушные линии электропередачи, линии связи), выполняют в зависимости от местных условий с отключением пересекаемых линий и прекращением движения по дорогам, каналам или без отключения и прекращения движения.

Если переход монтируют без снятия напряжения на пересекаемых линиях или без прекращения движения по дорогам и каналам, то сооружают защиту перехода. Защиту делают в виде временных стоек или П-образных опор, на которые ложится разматываемый провод, не касаясь пересекаемых ВЛ и не препятствуя движению транспорта. Монтаж проводов на переходе может быть выполнен и без сооружения специальных защит, при помощи легких стальных, а лучше нейлоновых или иных непроводящих канатов или веревок.

Расстояния между проводами, а также от проводов до опор и окружающих объектов определяют по данным проекта согласно требованиям ПУЭ. Гасители вибрации, если это не было сделано предварительно, устанавливают при перекладке проводов из роликов в зажимы гирлянд. При этом место крепления гасителя на проводе предварительно обматывают лентой из медной или алюминиевой фольги в зависимости от материала провода.

Новости светотехники