«Тень» в интерьереПеремешались стили, перемешались цвета. Нет определенности. Контуры размыты. Не в стиле дело - дело в индивидуальном решении интерьера. Главное - удивить, поразить, оставить яркое пятно в памяти визитера. Пышность, чрезмерная нарядность - это уже пройденный этап. Легче удивить «интерьерным аскетизмом», чем обилием золотых побрякушек и громоздкостью форм. И в любую эпоху, будь то вычурная готика, или ослепительное барокко, или утонченное рококо, найдется человек, берущий «скромностью, но со вкусом». Таков был французский министр финансов Этьен де Силуэтт (1709-1767 г.г.), предпочитавший стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не гобеленами, не живописными росписями, а… тенями. Это были силуэты - профили родных, знакомых, друзей, вырезанные из черной бумаги и наклеенные на белый контрастный фон. Со временем тени заполнили несколько залов. И в замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своем роде «музей теней». Фамилия превратилась в имя нарицательное. Увлечение министра быстро подхватили современники, увековечив тем самым инициатора этого начинания. Черный силуэт на белом фоне, больше никаких красок, оттенков, теней и прочих способов воздействия на зрителя. Здесь только контраст - белое помогает высказаться черному. А черное - это тень человека, его сканированная сущность. Черный цвет - запретный для живописца. Чистого черного просто не существует в природе. Это - цвет эпохи печатного станка, цвет литеры, вензеля, силуэта. Это цвет - не природный, но знаковый, символический, созданный волей человека. Контурное теневое изображение людей или предметов имеет древнюю историю. Разве не силуэтными выглядят наскальные композиции; теневой театр древних Японии и Китая, стран Востока; в искусстве древней Греции силуэт занимал исключительное место в росписи керамики. Амфоры и кратеры, стамносы и гидрии, пелики и килики, ойнохои и лекифы, канфары и скифосы - все это разновидности греческих ваз с чистой, гладкой поверхностью оранжево-охристого или кирпично-красного тона давали идеальный фон для силуэта. Используя только тень, только контур предмета или человека на контрастном фоне, греческий вазописец достигал высочайшего совершенства. Силуэт - торжествующая двухмерность. Настоящий классический силуэт вырезается из черной бумаги и наклеивается на белый фон. В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Все эти мотивы пригодны для оформления модного современного интерьера. Силуэты могут украшать не только вазы, чашки, лампы, но и стены жилья, потолок, мебель. Излюбленнейший жанр силуэта во все времена - портрет. Первые мастера-силуэтисты в России - иностранцы: француз Ф.Сидо и немец И. Антинг. Оба работали в Петербурге в конце XVIII столетия… Силуэтами увлекалась великая княгиня Мария Федоровна. Фаворит Екатерины II Александр Ланской так искусно выполнял профили, что одно из его изображений императрицы чеканили на серебряных рублях 1783 года. Силуэты с удовольствием вырезала и Екатерина Державина - жена Гаврилы Романовича Державина. И все это несмотря на то, что силуэт малоподвижен, даже консервативен. Но, как всякое живое искусство, силуэт принимает в себя новшества времени. Сначала он становится принадлежностью быта дворянского сословия - это и украшение на стене, и страница семейного альбома. Помещенный на паспарту, в рамке красного дерева, а то оклеенный темно-вишневым, коричневым бархатом, силуэт являет собой необходимую примету убранства, обстановки жилища. Силуэту наряду с рукоделием учили в институтах благородных девиц, профильные портреты вырезали из бумаги и материи, рисовали тушью, помещали изображения на картоне, гипсе, фарфоре, мраморе, наносили рисунок на слоновую кость. Силуэты выполняли в размер натуры, а то и наносили на табакерки и даже украшали перстни и броши. Профильные портреты красовались на сервизах и книгах, на ширмах и предметах мебели. Наряду с живописными полотнами силуэт украшал гостиную, кабинет на протяжении почти всего XIX века. Свидетельством распространения силуэта в дворянской среде может служить так называемая ширма «нащокинского домика». Московский друг-приятель Пушкина Павел Нащокин задался целью воспроизвести свой дом в уменьшенной модели. В числе прочей обстановки в «домике» оказалась воспроизведена ширма красного дерева, а на ней прорисованы силуэты, среди которых можно разглядеть десятки фигур и даже отдельных сцен. Тут и дама с кавалером, и легкая двухколесная повозка, а в ней седоки, и господа, читающие возле настольной лампы под стеклянным абажуром, и танцоры на балу, и невесть с кем сражающийся рыцарь, и скачущий олень, и кони, и всадники, и охотничьи и дворовые псы. Такого рода силуэты на ширмах были весьма распространены. Безымянный автор из Училища правоведения, увлекавшийся силуэтом, поведал легенду о происхождении силуэта: «В очень отдаленные времена, в древней Греции, в городе Сиционе проживала с матерью своею девица по фамилии Дюбитадис. Она не отличалась ни знатностью рода, ни богатством, но имела доброе, любящее сердце.… И вот юная дева…, когда пришла пора любви, отдала свое пылкое сердце молодому греку. Они полюбили друг друга со всем пылом молодости, были вполне счастливы и ждали только радостного дня свадьбы. Но вдруг, о ужас! Война!.. Ему надо было становиться в ряды воинов и идти на защиту родины! Минута горькой разлуки, наконец, наступила. Дело было вечером; маленькую комнату освещал горящий светоч. Грудь молодой красавицы тяжело дышала, на ресницах висели слезы. И вдруг… на противоположной стене видит она отраженный светом дорогой профиль! Стремительно бросается она к потухшему очагу, берет уголь и очерчивает им на стене облик милого жениха и друга. Силуэт был найден, скорбное сердце обрело отраду!» Излюбленными мотивами выступают животные и птицы, очертания деревьев - особенно графичные в зимнюю или осеннюю пору; из домашней обстановки - это, к примеру, стулья с ажурной спинкой и столы на фасонных, фигурных ножках, канделябры, букеты цветов. Силуэт не только придаст стиль и особую атмосферу помещению, он подчеркнет индивидуальность хозяина. К тому же, оформление силуэтом - это совсем не сложно. Вы можете все сделать сами, не прибегая к услугам дизайнеров по интерьеру. Чтобы сделать портретный силуэт, достаточно вырезать профиль из черной бумаги и наклеить на контрастный фон. Причем, это не обязательно белый классический фон. Можно использовать яркие цвета, но светлые, чтобы темный силуэт не терялся. Например, черный силуэт на желтом фоне, синий силуэт на бледно-голубом фоне и так далее. Профиль можно наклеивать и на бумагу, и на ткань, и на любые другие «приглянувшиеся Вам» материалы. Полученное творение вставляем в рамку и вешаем на стену. А можно рисовать силуэты прямо на стене или мебели с помощью трафарета, собственноручно изготовленного. Например, бордюр из очертаний различных животных, рыб, птиц, вензелей, цветов; рамка зеркала, оформленная силуэтами разных растений, изящным переплетением веток. Во многих домах до сих пор можно встретить старые-старые сервизы фабричного производства с силуэтами: мне на память приходят белые чашки с очертаниями лиры, женского профиля с изящной прической или статуэтки Венеры. Искусство «теней» сейчас не так актуально, как в XVIII-XIX в.в. Но оно есть. Оно то замирает, выжидает, забывается, то вдруг мощным всплеском возвращается обратно и накрывает собою все области - и дизайна, и поэзии, и моделирования. А в области экспериментирования оно живет всегда. Дизайнеры то и дело обращаются к этому редкому и очень выразительному виду оформления интерьеров. 2006-07-20 архитектурная подсветка зданий |