Этника завоевывает мир дизайнаВсе так тонко связано и сложно переплетено в нашей жизни... Попасть на этнический концерт в Нью-Йорке, Лондоне или Париже так же трудно, как в Москве. То ли люди устали от техноритмов в музыке и окружающем мире. То ли корни человека периодически напоминают ему, что не виртуальный компьютерный мир породил его... Вместе с музыкантами этнику подхватили дизайнеры, архитекторы и художники. Этнический стиль вошел в дома людей и, кажется, надолго. Стиль ЭКЗОТИКА (от греч. exotikos) ещё называют этническим стилем, этникой, или просто этно. Он основан на традициях, приемах и направлениях различных этнических культур. Этника очень пластична, интерьерна и становится популярной не в первый раз. На грани тысячелетий этнический стиль успешно завладел воображением западных дизайнеров интерьера, мебели, текстиля и аксессуаров. На этой волне он и пришел в Россию. Ныне в моде антикварные, оригинальные и стилизованные этнические" диваны, столы, столики, стулья, ширмы из Африки, Индии, Филиппин, Латинской Америки. Во Вьетнаме, например, сохранилась старая методика изготовления мебели: яичная скорлупа в каучуке, обработанная естественными лаками. Деревянная поверхность может быть покрыта шлифованными пластинками скорлупы кокосового ореха, инкрустирована перламутром или декорирована перламутровой крошкой, украшена полудрагоценными камнями. Идут в ход и экзотические для нас материалы: листья пальм и других тропических растений, стволы бамбука. Набор предметов и аксессуаров интерьера стиля этника очень разнообразен. Это африканские статуэтки-головы из черного или красного дерева. Маски - большие и маленькие, из дорогих пород дерева или крашеные (Африка, Цейлон, Индонезия, Латинская Америка), фигурки местных животных (слонов, обезьян, крокодилов, бегемотов), людей и, конечно, изображения богов - вырезанные из дерева, слоновой кости, рога, с использованием панцирей черепах, кожи животных, крокодилов и змей, или отлитые в бронзе, серебре и различных сплавах. На самом деле вся атрибутика этнического стиля не так уж и нова для России. В годы расцвета советской помощи странам третьего мира дипломаты, инженеры, летчики, врачи и преподаватели русского языка навезли домой много всякой этнический всячины, повесили на стены, поставили на полки и гордились своими раритетами. Потом кто-то устал от экзотичности своего дома, у других появились новые интересы - иконы, традиционная русская живопись, фарфор. И не все смогли в эклектике собственной квартиры найти место этнике - что действительно непросто. Маски, фигурки, копья и все прочее понесли в комиссионки. Там они залеживались, поскольку такой товар был рассчитан только на любителя. Сегодня ситуация изменилась. Креативный директор художественного салона "Этно" Елена Шульга свой первый маленький бутик оформила как чистую Африку: яркие краски, грубые стены, пол, деревянные лавки, маски... Люди подходили, смотрели, удивлялись, восхищались и - ничего не приобретали. Их пугала "голая" Африка, они не представляла себе, как можно вписать один-два экзотических предмета в свой устоявшийся традиционный или современный интерьер. Дизайнер учла психологию людей и задумала новую галерею как демонстрацию возможностей экзотического стиля. На Западе нередко подают этнические предметы на колоннах, пьедесталах - красиво и очень салонно. От этого Шульга тоже ушла. Она считает, что этника хорошо сочетается с современной мебелью, а в плане украшений жилища вообще многое позволительно смешивать. На сей раз для салона было выбрано помещение в здании сталинского типа: прописанные на стенах колонны, вокруг них ободки с лепкой, высоченные потолки. Простор и воздух позволили дизайнеру экспериментировать со стилем этно в любых направлениях; сочетать с текстильными изделиями, оформлять масками карнизы для гардин, обыгрывать стены цветной фактурой, повесить стильные антикварные люстры. Наконец, показать оригинальную этническую мебель в свободном полете, не "зажимая" ее другими предметами. И, как ни удивительно, это этническое "буйство" органично смешалось с обыденными современными вещами внутри сталинской классики. Но это уже заслуга дизайнера. Для своего салона на Покровке в Москве Елена Шульга привозит антиквариат, современные и стилизованные (но не сувенирные!) изделия из Марокко, Берега слоновой кости, Танзании. Обязательно консультируется при покупке с экспертами местных государственных музеев, за экспертизу платит сама, а не продавцы, чтобы избежать обмана и подделок. Очень хочет познакомить московских поклонников этники с каменными скульптурами из Зимбабве - считает их настоящими находками для интерьера и ландшафта! Кстати, дизайнер уверена, что кубизм пришел именно из Зимбабве. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, но поскольку во всяком деле есть свои основные моменты, попробуем представить, как можно реально применить этнический стиль в российских квартирах и частных домах. Итак, вариант первый, доступный людям с хорошим природным вкусом. Предположим, у вас - стандартных размеров квартира. Резко менять интерьер вы не собираетесь, но решили купить, например, антикварную африканскую "голову" из черного или красного дерева. Это обычно полированное оригинальное и очень тяжелое по весу украшение. И все-таки вы без труда впишете такую "голову" в любой традиционный или эклектический интерьер, если оставите вокруг "пришелицы" свободное "жилое" пространство. Все уникальные, экзотические предметы требуют воздуха - не надо перегружать это место вещами иного стиля. Под маски лучше выделить одну их стен комнаты. Хорошо смотрятся они в прихожих. Крупных размеров маски важно разместить не слишком низко - это их утяжелит, и не слишком высоко: они не должны подпирать потолок. Одна-две маски необычно выглядят на обшитых вагонкой стенах дачи (не говоря уж о стенах больших загородных домов!). Причем не стоит вешать маски на солнечной стороне, чтобы не разрушать присущую им таинственность. И совершенно неожиданным оказывается соседство одной большой темного дерева маски с кирпичной и даже побеленной печкой или камином. Но стены - не единственное решение для масок в современном интерьере. Очень стильно выглядят маски на подставках, в нишах, оформленные в паспорту или золоченую раму. Кстати, африканские "головы", маски и фигурки очень часто бывают парными. Они олицетворяют мужа и жену, и размещать их следует неподалеку друг от друга. Знаменитые цейлонские маски вырезаны из дерева и покрашены, натуральны ми красками. Каждая имеет свое название и предназначение. Они очень нарядны, но тоже требуют пространства или несколько родных предметов по соседству, таких как коврик на полу, накидка на кресле или вазочка. Иногда внешне агрессивный вид масок и ритуальность, заложенная в самой их идее, отпугивает людей. "Злых масок не бывает. Все, что связано с черным колдовством, всегда очень мелкое. Это клок волос или шерсти, камушки, зубы "доисторических" животных, засушенные кусочки неопределенного происхождения", - говорит Елена Шульга. - "В коллекции моего салона есть африканская "голова" из дерева, обтянутая кожей. В местном музее мне объяснили, что это образ прорицательницы, распознающей, кто несет в себе плохой дух. Но людям на всех континентах хочется здоровья, счастья, благополучия. И примерно 90% масок при всей их ритуальности - позитивны, это вариант русских оберегов". Как человек, проработавший по несколько лет в Гане и Индии, могу подтвердить слова дизайнера. Согласно старинным африканским и азиатским поверьям, устрашающие маски отпугивают злых духов, беду и разные напасти от жилища человека. У всех народов Африки, Азии, Латинской Америки, Аляски и Чукотки большинство фигурок и масок создавалось ради добрых пожеланий. Это символы - на удачу, в честь богатого урожая и дождей, от засухи, болезней, на доброе здоровье, удачную охоту, возмужание подростков и взросление девушек, сватовство и свадьбу, рождение потомства и так далее. Но вернемся к интерьеру. Подсвечивать маски снизу или изнутри в условиях квартиры или дома - значит сильно рисковать потерей жанра и вкуса и скатиться в беспредельный кич. Среди индийских предметов, аксессуаров интерьера и мебели тоже надо различать антиквариат, современные изделия и сувенирную продукцию. Все имеет право быть, а выбирать вам. При всей своей необычности - резные деревянные, роговые, костяные и металлические - они на редкость легко уживаются в так любимом в России традиционном стиле жилища. Резной кофейный столик с деревянной или стеклянной столешницей может оттенить ковер на полу. Фотография бабушки начала прошлого века каким-то образом сочетается с небольшим, слегка поблескивающим серебром или матово бронзовым Буддой. Наверное, и в годы бабушкиной молодости такое соседство не исключалось, и наше подсознание это помнит. Элементы индийского быта и декора не так уж сложно разместить практически в любом интерьерном стиле, кроме, пожалуй, утонченного классицизма. Наверное, потому, что индуизм несет в себе прежде всего религиозно-философские взгляды, а не культовую религиозность. А вот одна-единственная русская православная икона требует своего "угла" или, в зависимости от размера, почти целой стены. И не зря, как правило, иконы собраны в группу. Теперь, правда, нередко их ставят на полки под стекло, как книги. Иногда это объясняется небольшой площадью помещения, но чаще в таких случаях икона рассматривается не как культовый религиозный предмет, а как атрибут искусства и часть коллекции. Вариант второй. Более сложный. Для создания в просторной квартире или частном доме интерьера в экзотическом стиле разумнее пригласить дизайнера с опытом работы в этнике. Всегда ведь можно попросить показать фотографии оформленных им квартир. Проще сделать целиком одну из комнат, холл или прихожую, скажем, в африканском или азиатском стиле. Учтите, что придется подбирать и мебель экзотическую, желательно из того же региона. Понадобятся и гардины, и текстиль для обивки, накидок, драпировок, и коврики в местном колорите. Вслед за ними потянутся светильники. И помните: слишком удаленная друг от друга география происхождения предметов и аксессуаров может привести к самому невообразимому "бесстилью". Другая опасность - превратить жилое пространство в этнический музей, холодный и неуютный. Гостям будет страшно присесть на диван или поставить чашку на стол. Все экзотические предметы не только индивидуальны, но и хранят теплоту солнца, леса, моря, рук мастера, однако их переизбыток в чужой среде обитания может вызвать обратное ощущение. Избежать ошибок сумеет только профессионал. И здесь давать советы, не видя помещения (его размеров, освещения) и предметов интерьера, не зная характера владельца дома или квартиры, вряд ли стоит. Это тот самый случай, когда дизайнер должен работать очень тонко, учитывая, как психолог, массу разных нюансов. 2006-07-20 опоры декоративные освещения |