Цветочный узор в интерьереЦветочный узор в интерьере | Возвращение моды к цветочному декору - это еще одно проявление экологического стиля. В последнее время цветочный рисунок вернулся к нам в виде легкого акварельного изображения, с нежными переливами оттенков: цветы свободно раскиданы на гладких легких фонах, как будто на лету высыпаются из огромной небесной корзины. Это направление сформировалось под влиянием разных эпох: у каждой были свои любимые цветы, свои способы соединять их в композиции, свои приемы их прорисовки. Правда, до XX века цветам воли не давали - даже в свободном пространстве фона их всегда старались подчинить определенному порядку. Их сплетали в гирлянды, венки или, по крайней мере, соединяли в букеты, иногда перевязывая бантами. Всякий тип рисунка связан не только с модой и средой, но и с определенным кругом вещей. Так, гирлянды - дугообразные композиции из переплетенных цветов - связаны с архитектурным декором, поэтому наиболее органично они смотрятся в мебельной резьбе, в бронзовом литье. Венки и розетки - небольшие круглые цветочные "клумбочки" - вернулись к нам вместе с модой на мебель и интерьеры, стилизованные под ампир и бидермейер. Очарование одинокого цветка, его выразительность и самодостаточность впервые опоэтизировал модерн, вообще очень чуткий к проявлению индивидуального, к настроениям одиночества и печали. | Полностью из орнаментальной стихии высвободил цветы только XXвек. Он научил цветы парить в воздухе фона, заполнять собой все пространство,как на лугу или, скорее, как на клумбе. В шестидесятые годы цветы старались упрощать, уплощать,геометризировать. А потом они снова стали нравиться своей натуральностью,природностью. Но то, что в середине века казалось написанным основательно иплотно, масляными красками, к концу века меняется - становится по-акварельномунедоговоренным, прозрачным, тающим. Девяностые годы уходящего века любили устилать поверхностьмножеством цветов, крупных и мелких, почти без стеблей и листьев. Один и тот жемотив, но в разном масштабе, мог соединяться в пространстве одной стены - черезбордюр или даже без него, подчеркивая выступ, панель или создавая зрительнуюиллюзию перспективы. А с приближением к нашим дням цветок, как и в конце XIX века, всебольше высвобождается из ковровой, клумбовой тесноты, становится крупнее исамостоятельнее, фон вокруг него раздвигается. Не всякий цветочный декор можно назвать орнаментом. Орнаментобязательно имеет повторяемость элементов узора - "раппорт", а такжеопределенную систему расположения на предмете: полосами по всему полю илиполосами по краям (бордюрами), а также кругами, ромбами и т.д. Возможны и болеесложные схемы расположения орнаментальных мотивов - например, в картушах.Картуш - это поле для изображения, для орнамента или эмблемы, очерченноепричудливым, иногда асимметричным контуром. Картуши обычно располагаются нагладком фоне или соединены друг с другом легкими побегами. Орнаменты в картушахособенно любили во времена барокко и рококо, в XVII и XVIII веках. Их изобрелив архитектуре, а уж потом они распространились и в декоративном искусстве - вдекорировке стен, посуде, обоях. Ткань с картушами хороша для обивки мебели, норазмер картуша должен быть соотнесен с очертаниями вещей. В прежние времена разные предметы с цветочным декором легко объединялись в ансамбль, так как принадлежали единому стилю. В XX веке развилась стилевая многоголосица: в моде одновременно живет и классика, и острый авангард, и экологические, и фольклорно-этнографические интонации. О cтилевом единстве интерьера приходится заботиться специально. В цветочных декорах такая забота особенно необходима, так как собственное многообразие цветов может усиливать стилевой разнобой. Скажем, мебель дизайн-стиля не уживется с классическими полосчатыми обоями и шторами. Современные дизайнеры нашли выход: общий цветочный мотив присутствует в разных предметах, варьируясь в конфигурациях и масштабах. Такие ансамбли есть в продаже, но кое-что можно создать и собственными руками. Например, из одинаковой цветочной ткани можно сделать шторы и покрывала, оклеить той же тканью часть стены, филенки двери, или использовать ее в диванных подушках, а ее фрагменты - аппликациями на створках шкафчиков, или заключить их в рамку и повесить на стену как панно. Стена должна быть гладкоокрашенной, в крайнем случае - с размытым отвлеченным рисунком. Исхитрившись, можно наклеить цветочный аккуратно вырезанный по контуру фрагмент обоев или декоративной ткани на абажур или створки шкафов. Цветы на фарфоре, вышивки, сухие букеты или искусственные цветы на демонстративно "забытых" шляпах завершат цветочный хоровод. Если вы почувствуете, что цветов вокруг многовато, "успокойте" зрительное пространство: повесьте одноцветные шторы, из-под которых цветочные фестоны или воланы будут только слегка выглядывать. | | Или оклейте две из четырех стен гладкими обоями. Но не забывайте,что основной тон у гладких и цветочных поверхностей должен быть соотнесен, илиповторяться, как и оттенки. Даже цветочную ситцевую пестроту в дозволенном дляэтого месте - в кухне - надо сочетать с гладкоокрашенными поверхностями стен,скатертей, шкафчиков. |