Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Интерьеры arrow Интерьер в стиле рококо

Latest Articles

Most read

Интерьер в стиле рококо

Вся Европа вздохнула с облегчением, когда в 1715 году умер король Людовик ХIV. Сады Версаля моментально опустели, придворные перебрались в свои городские дома. Король умер. Да здравствует король! На престол взошел Людовик ХV.

Таким образом, в первой половине ХVIII века во Франции возникает новый стиль - рококо (от французского rococo - вычурный, причудливый), который становится как бы логическим завершением барокко и зачатком классицизма. Мировая архитектура теряет признаки монументальности и конструктивной ясности. Это особенно ощущается в интерьерах: стены и потолки приобретают вид одной сплошной театральной декорации. Стиль рококо стал столь же мимолетным и эфемерным всплеском новых вкусов, как и сам быт эпохи Людовика ХV. Говорили, что ХVII век закончился портретом короля, а ХVIII - начался портретом клоуна. Барокко - помпезность, напряженность, пространственный размах. Рококо - легкие движения танцующего шута, размытые, как после дождя, цвета, полет фантазии и беспечность.

В отличие от предшествующей моды, рококо родился как стиль, присущий аристократическим гостиным, поэтому его сильнейшее влияние испытали дизайн и декоративно-прикладное искусство. К примеру, окончательно сформировалось представление об интерьере, как о целостном художественном ансамбле.

Характерной особенностью рококо является сочетание внешней сдержанности и внутренней роскоши. Типичной постройкой такого стиля становится особняк, расположенный в глубине участка, между подъездным двором и садом. Даже вводят специальное название – «дом между двором и садом». Внешние украшения здания отличаются простотой, зато внутренние покои поражают изысканной роскошью. На смену утомительной парадности Версаля приходит интимная обстановка частного домика. Основные черты нового стиля - камеральность, изящество и комфорт.

Вообще, орнаментика рококо отличается легкостью и изысканностью, она как бы плывет на фоне общего декора. Особенно это заметно в асимметричной настенной лепнине, которую теперь не подчиняют архитектурным конструкциям. Значение динамичных криволинейных форм, появившихся еще в эпоху барокко, теперь усиливается.

Как и ранее, при оформлении особняка по-прежнему важен вестибюль. Его стенам часто придают «S»- и «C»-образные формы. Сам же вестибюль декорирован, как парадный зал, украшенный богатой лепниной и росписью.

Стремление к интимности и комфорту сказывается и на интерьерах. Углы стен часто скругляют, так возникают популярные в то время «овальные» залы. Потолки делают плоскими. Своды опираются на падуги, которые вместо карниза отделяют стены от потолка. Таким образом, возникает плавный полукруглый переход. Потолки и падуги покрывают штукатуркой и расписывают. На падуге часто выполняют орнаментальный рельеф из гипса - стукко.

Живопись рококо предназначают исключительно для жилых помещений. Легкомысленный и утонченный эротизм нового стиля украшает гостиные и будуары. Самые популярные персонажи того времени - Венера, Диана, Аполлон, нимфы и амуры. В моде также пасторали (от фр. pastorale -пастушеский) - изображения нарядных и соблазнительных пейзанок на лугах, галантные сцены из быта светского общества на фоне пышных праздников, а также театральные сюжеты. Во всех излюбленных аллегориях прослеживается одна мысль - необходимость наслаждения быстротечной жизнью. Галереи и будуары украшают портретами владелиц в обличии Дианы, Венеры, нимфы. На смену мажорным барочным цветам приходят нежные жемчужные полутона - розовый, светло-голубой, фисташковый, бежевый. Особенно ценят в рококо сочетания белого с золотым.

Как и в барокко, в рококо большую роль в интерьерах играют зеркала. Их обрамляют рамами из тонкого резного дерева, покрытого позолотой. Зеркала помещают в простенки между окнами, поэтому они получают название «трюмо» (от фр. trumeau - простенок). Их задача, как и во времена барокко, в стирании грани между реальным и иллюзорным.

Тяга к экзотике перерастает буквально в манию. В орнаменте возникают китайские, персидские, японские, турецкие мотивы. Все восточное воспринимают как символ утонченности, изысканности, чувственности.

Центральным украшением залы делают камин - невысокий, покрытый мраморной плитой, на котором располагают различные аксессуары: часы, фарфор, статуэтки. Над камином обычно вешают зеркало.

Интимность интерьера подчеркивают многочисленными безделушками, которые расставляют повсюду. Сами изделия часто изображают различные забавные, игривые сюжеты, не лишенные эротизма.

Одним из главных открытий рококо стал фарфор - с белоснежной поверхностью и тонкой росписью. Изделия из него быстро распространяются по всей Европе. Это статуэтки, вазы, шкатулки, табакерки, сервизы. У каждой европейской мануфактуры свои собственные традиции. Так, в Челси производят флаконы для духов в виде человеческих фигурок, в Вустере - статуэтки в виде амуров, повторяющие живописные мотивы известного французского художника Ш.Буше.

Изделия того времени из стекла отличаются особой утонченностью. Они имеют самые разнообразные формы, их украшают резьбой, гравировкой, расписывают эмалями. На бокалах, ставших модной деталью сервировки стола, красуются забавные надписи, призывающие наслаждаться жизнью: «Вино исцелит все печали», « Да здравствует моя красотка!». Во Франции ножкам бокалов придают витую форму, в Англии украшают утолщениями в виде балясин. Признаком хорошего вкуса считают наличие в доме произведений из богемского хрусталя с ювелирной гравировкой.

Это время появления нового способа золочения стеклянной посуды: производили бокалы и фужеры с двойными стенками, между которыми устанавливали золотые или серебряные с позолотой пластины с заранее выгравированным рисунком или орнаментом.

МЕБЕЛЬ

Небольшие уютные комнаты, характерные для рококо, обставляют легко передвигаемыми невысокими креслами, столиками, банкетками. Выдержанные в одном стиле, обитые одинаковой тканью, они образовывали гарнитуры. Такие группы мебели дополняют вазами, скульптурами на специальных подставках, вошедшими в моду напольными часами. В дамских комнатах - будуарах - пространство заполняют маленькими письменными столиками, этажерками, горками для фарфора. Именно здесь, в будуарах, и проходила в основном светская жизнь, они были местом общения не только у аристократов, но и у подражавших им состоятельных буржуа.

В расстановке мебели господствует асимметрия. Здесь, как и во всех проявлениях рококо, словно присутствует элемент случайности. Ни одна предшествующая эпоха не знала такого разнообразия предметов. Беседовать теперь было модно сидя или лежа, поэтому появляются свободно передвигаемые кушетки-канапе, небольшие кресла и легкие стулья.

Стиль рококо избегает прямых линий не только в архитектуре, но и в мебели. Пожалуй, одни лишь крышки столов остаются горизонтальными, все остальные поверхности, как правило, криволинейные, вне зависимости от их местонахождения и предназначения. Характерно, что опорой почти для всех предметов мебели служат так называемые кабриоли - утончающиеся книзу изысканно изогнутые ножки.

Один из самых излюбленных предметов обстановки того времени - комод - своей словно набухшей формой напоминает традиционные китайские сосуды. Его декор еще больше усиливает ощущение, что передняя стенка комода - это прежде всего великолепное мозаичное пано. И только по едва заметным швам можно обнаружить границы выдвигаемых ящиков.

Далеко не всегда удается понять конструктивное устройство вещей. В креслах, стульях, в многочисленных вариантах письменных столов особенно заметно перетекание одних частей предмета в другие, их видимая слитность. Места стыка отдельных деталей предмета замаскировано орнаментом: сиденье кресла плавно переходит в ножки, столешница составляет единое целое с основанием стола.

Более изящные очертания приобретают кровати. Менее массивными выглядят и шкафы. Горки предназначают для посуды и безделушек.

Отделка предметов достигает подлинного совершенства: используют и золоченую бронзу, и фарфор, и мозаику из камня или различных пород дерева, заимствованную на Востоке лаковую живопись. Раскованность и смелость убранства, острота и точность орнаментального рисунка просто удивительны. Рокайльный орнамент, в котором варьируют мотив фантастических раковин, как бы пульсирующий поток стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощают и в металле, и в фарфоре, и в дереве.

Поверхность дерева, основного материала, из которого изготавливают мебель, покрывают краской или позолотой - предметная культура середины ХVIII века не придерживается «правды» материала. В такой же степени в изделиях того времени трудно найти «правду» конструкций и «правду» назначения. Никогда еще мебель не была так сходна с посудой, а посуда с мебелью, комод по своей форме - с серебряной суповой чашей, а чаша - с фаянсовой миской.

Мебель в стиле рококо вызывает ощущение легкости, радости, праздника.

СТИЛИЗАЦИЯ

Стилизация интерьера под рококо подойдет далеко не для каждого помещения. С одной стороны, интимность и стремление к уюту, характерное для данного стиля, может быть с упехом применено как в больших, так и в малогабаритных квартирах. Но с другой - нагромождение мелких деталей, излишняя заполненность пространства могут сделать его еще более тесным.

Поэтому, если площадь квартиры не позволяет «развернуться» во всю мощь, лучше ограничиться несколькими деталями. Например, стилизованной кушеткой или комодом, двумя-тремя скульптурами, изображающими легкомысленных богинь или амуров. Для отделки стен лучше выбрать пастельные, легкие тона - они не только лучше всего будут соответствовать выбранному стилю, но и помогут зрительно «раздвинуть» пространство. Особенно хорошо для владельцев малогабариток подходят такие неизменные атрибуты рококо, как зеркала. Ничто так не увеличивает пространство комнаты, как правильно повешенное зеркало. Разместить их в междуоконных проемах - хорошая идея, правда, не всегда осуществимая. Стильное решение - использовать зеркало как отдельную деталь интерьера: обрамленное легкой рамой и специально подсвеченное, оно станет не только хорошим украшением, но и функциональной деталью.

Еще совсем недавно признаком достатка в семье считалось наличие в доме хрустальной и фарфоровой посуды. И хотя сейчас эта мода уже отошла, для стилизации интерьера под рококо очень пригодятся старые запасы. Специальная горка для посуды, небольшой изящный шкафчик - и вот уже из «неосоветского» стиля ваш интерьер превратился в рокайльный.

Мебель выбирайте легкую и практичную. Витые ножки, плавные переходы форм - вот основные атрибуты мебели той эпохи. Ничего массивного, статичного и тяжелого. Если это стол - желательно, чтобы у него была столешница «под мрамор», если кресло или стул, то легкий, мобильный и изящный.

Ни в коем случае не расставляйте мебель в привычном порядке - все к стене. Обязательно должна присутствовать некая асимметрия, ощущение, что этот стул или стол оказались здесь как бы случайно, и если передвинуть его в другое место, то и там он будет выглядеть вполне органично. Тяжело, конечно, соблюсти это правило в небольшой квартире, но можно применить его не к самой мебели, а к различным аксессуарам: вазам, напольным часам, статуэткам.

Очень хорошо воспроизводят «дух времени» картины. Изображения пастушек, нимф, театральные сцены - вот что характерно для рококо. Никаких парадных портретов, статичных поз и тяжелых красок. Рококо - стиль легкости и изящества, обязанный своим возникновением французской культуре. Напрягите свою память, и все, что вы вспомните про Францию того времени, пусть станет вашим путеводителем в процессе стилизации.