Интерьер в стиле бароккоСегодня барокко пользуется популярностью при отделке интерьеров. И, что характерно, выбирают этот стиль те, кто желает подчеркнуть свой материальный достаток и любовь к роскоши. Таким образом, он стал своеобразной визитной карточкой состоятельных и преуспевающих людей. Однако барокко - стиль очень коварный: стоит лишь чуточку переборщить при выборе отделки и аксессуаров - и драматизм превращается в вычурность и помпезность, ощущение цельности пропадает и интерьер начинает напоминать скорее собрание разнообразных красивых вещей, нежели целостную композицию. Правда, утверждение о том, что барокко - это стиль для богатых, на самом деле имеет под собой определенные основания. Появившись в начале XVII века в Италии как папский стиль, он быстро стал популярным за пределами Рима и Ватикана, особенно при оформлении дворцов знатных семей, таких, например, как Медичи. Барокко зародился как стиль в значительной степени парадный, не предназначенный для частной жизни, призванный быть великолепным фоном для изысканной светской жизни благородного общества. Особенное распространение барокко получило во Франции во времена царствования Людовика XIV - Короля Солнца, по чьему приказу был создан великолепный дворец в Версале. К концу XVII века было внесено много изменений в планировку и убранство интерьеров. Здания по-прежнему пышно украшались, однако гораздо больше внимания при отделке помещений стали уделять таким характеристикам, как комфорт и функциональность. Поэтому, даже если вы и не принадлежите к «верхушке общества», стиль барокко вполне может подойти для отделки вашей квартиры, добавив вашему дому тепла и уюта. БАРОККО - ПРЕКРАСНАЯ ЖЕМЧУЖИНА ИЛИ ГРУБАЯ ФАЛЬШИВКА? Несмотря на то, что этот стиль зародился еще в XVII веке, сам термин «барокко» появился значительно позже. Существует несколько версий его появления, причем все они имеют итальянское происхождение, но абсолютно непохожи по сути. По одной версии, этот термин произошел от слова «baruecco» - жемчужина неправильной формы; по другой - от названия одной из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма - «baroco», ну а третья вообще утверждает, что он образован от слова «barocco», обозначающего нечто грубое, неуклюжее, фальшивое. Появление последней версии обусловлено тем, что в XVIII веке термин «барокко» приобрел значение отрицательной эстетической оценки: барочным называлось все неестественное, произвольное, преувеличенное. Именно такой стиль - «псевдобарокко» - и получается в результате чрезмерного использования пышных атрибутов барокко, когда в угоду показной роскоши пренебрегают целостностью композиции и чувством меры. Идеологическими предпосылками появления в XVII веке нового стиля стали ослабление духовной культуры и силы религии в Европе, раскол церкви на протестантов и католиков, борьба различных вероучений, отражающих интересы противоположных классов: католицизм стремился сохранить феодальные тенденции, протестантизм - укрепить буржуазные. В это же время более значительная роль стала отводиться государству, что способствовало возникновению противостояния религиозного и светского начал. Активно развиваются все сферы науки: географическое познание Земли, термодинамика, оптика (разложение спектра цвета Ньютоном, законы преломления света Декарта, имеющие большое значение для живописи) и др. ШЕДЕВРЫ СТИЛЯ Авторами лучших произведений барокко по праву считаются архитекторы Бернини (1598-1680), известный и сегодня своими римскими фонтанами, и Борромини (1599-1667), стараниями которого этот стиль приобрел особую популярность в Риме. Не ограничиваясь пуристскими классическими канонами, они, а также более поздние архитекторы барокко по всей Европе продолжали использовать классические ордера в качестве как конструкционных, так и декоративных элементов отделки помещений. Барочным произведениям свойственны свобода и витиеватость, склонность к кривым линиям и многочисленным изгибам. Для отделки пола и облицовки стен широко применялся камень, а при выполнении декора - различные повторяющиеся ритмические конструкции: лепные композиции, выпуклые и криволинейные. Благодаря использованию одинаковых материалов для отделки потолка и стен, а также повторяющихся декоративных элементов на горизонтальных и вертикальных поверхностях помещение «собиралось» в единую композицию. Это вносило в интерьер атмосферу динамики и энергии. СТЕНЫ При оформлении помещений в стиле барокко очень популярна обшивка стен деревянными панелями, причем как естественной фактуры, так и окрашенных в различные цвета: светло-зеленый, голубой, белый. Стены украшались гобеленами или же рисунками, имитирующими роскошные дорогие материалы, такие как мрамор, черепашьи панцири, лазурит. Последний прием особенно хорош для отделки современных помещений. Помимо того что сейчас просто очень модно расписывать стены, имитируя различные натуральные материалы: дерево, мрамор, гранит, - это еще и очень красивый и недорого способ сделать ваш интерьер оригинальным и самобытным. Обои - это скучно, натуральный мрамор для пола или тем более для стен - очень дорого и не слишком практично. А вот роспись «под мрамор» - это как раз то, что нужно. Причем, для того чтобы выполнить такой рисунок на стене собственной квартиры, не нужно быть профессиональным дизайнером или художником. Освоить это может каждый - при наличии желания, терпения и некоторой доли фантазии. Вот, к примеру, один из наиболее простых методов имитации мрамора, известный как «плескание». Рисунок выполняется обычной масляной краской, разбавленной одной частью льняного масла и тремя частями уайт-спирита. Вам понадобится краска 3-4 цветов, которые подбираются в зависимости от того, какого цвета поверхность вы хотите получить. Сначала широкой кистью наносится основной слой краски достаточно нейтрального тона. После этого тонкой кистью нанесите второй слой, стараясь делать мазки неровными и беспорядочными, оставляя кое-где нетронутыми участки предыдущего цвета. То же самое проделайте и с третьим и четвертым слоями краски (сколько цветов вы будете наносить - это уже дело вашей фантазии), но так, чтобы каждый следующий цвет был темнее предыдущего. По окончании работы следует смягчить контуры мазков, касаясь невысохшей краски скомканным лоскутком мягкой ткани или натуральной губкой. Теперь брызните кое-где на поверхность уайт-спиритом, так чтобы верхние слои краски растеклись и открылись первые. В результате должна получиться та самая «пятнистость», которая и сделает ваш рисунок похожим на настоящий мрамор. И последний штрих - очень тонкой кистью нанесите на сырую поверхность светлые (или темные) прожилки. ОКНА Совершенные по своим пропорциям комнаты зданий в стиле барокко освещались с помощью больших окон, имевших ставни (жалюзи) либо занавеси, которые выполнялись как из шелка и парчи, так и из простых хлопчатобумажных тканей. Особенно популярными были английские ситцевые ткани с рисунками в виде экзотических цветов, фруктов, диковинных растительных мотивов. Эти мотивы были позаимствованы со старинных индийских и китайских расписанных вручную обоев. В середине XVIII века во Франции начали производить полотняную ткань с набивным одноцветным рисунком, изображавшим различные пасторальные сценки, на белом или кремовом фоне. В соответствии с модой того времени обои, занавеси и обивка мебели подбирались в тон друг другу. Тем, кто желает воспроизвести стиль барокко в современном интерьере, можно посоветовать следующее. Желательно чтобы окна были большими. Украсьте их богатыми шторами или занавесями, можно также использовать жалюзи. Для штор выбирайте материалы с набивными экзотическими рисунками, бархат или ситец. Для создания впечатления пышности и роскоши используйте карнизы для штор из резного и золоченого дерева. ПОЛЫ Паркетные полы применялись в основном во Франции, в Англии же отдавали предпочтение дубовым дощатым полам. В середине XVIII века в моду вошли ковры из узких полос, сшитых вместе и окаймленных бордюром. В своем доме вы можете сделать любые полы, как простые дощатые, мореные, так и изысканные паркетные с инкрустированными сложными рисунками. Кстати, в последнее время витиеватые рисунки стали пользоваться особой популярностью у производителей паркета. Такой пол может стать настоящим произведением искусства, несущим определенную смысловую нагрузку, для каждой комнаты художниками по паркету разрабатывается оригинальный рисунок, содержащий многочисленные сложные графические элементы. При его создании учитывается все: функциональное назначение помещения, цвет и оформление стен. Например, для спальни очень подходит рисунок в виде объемных квадратов, создающих ощущение своеобразной «лесенки». При работе над такими полами используется большое количество разнообразных, в том числе и редких, таких как черное дерево, лимонное дерево, корень ореха, пород дерева (в зависимости от сложности рисунка их число может варьироваться от 7 до 40). Конечно же, все это великолепие стоит немалых денег. Это уже деталь интерьера из серии «барокко для богатых», но деталь, безусловно, прекрасно соответствующая стилю и способная украсить любое помещение. ОСВЕЩЕНИЕ Освещение должно быть нежным и приглушенным. Можно использовать светильники, имитирующие свечи в серебряных или деревянных подсвечниках. Не пользуйтесь лампами дневного света: они не позволят вам создать впечатление теплой и пышной дворцовой атмосферы, характерной для эпохи барокко. Лучше воспользуйтесь лампами с разноцветными абажурами, рассеивающими свет и делающими его мягче. Большие зеркала, отражающие свет и оптически увеличивающие помещение, станут заключительным штрихом в оформлении помещения в стиле барокко. Идеально, если зеркала будут в рамах с классическими мотивами (раковины или гребешки). Зеркала можно разместить над камином или между окнами - это лучше всего соответствует выбранному стилю. И последний совет. Не забывайте о «коварстве» стиля барокко! Соблюдайте во всем золотую середину, сочетайте яркие элементы с нейтральными, сочные цвета с приглушенными. Это позволит вам добиться гармонии и целостности - и барокко в вашем исполнении будет настоящей жемчужиной, а не вычурной подделкой. 2006-07-20 магазин технического света |