Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Дом arrow Дом с привкусом экзотики. Филиппины

Latest Articles

Most read

Дом с привкусом экзотики. Филиппины

Традиционное жилище на Филиппинах - свайный дом, крытый пальмовыми листьями, - изначально не содержало ничего такого, что напоминало бы мебель. Сподвижник Магеллана Антонио Пигафетта писал: «Их дома построены из дерева, они поднимаются высоко над землей на больших столбах, и войти в них можно при помощи лестницы. У них такие же комнаты, как и у нас, и под домом они держат своих свиней, коз и домашнюю птицу».

По мнению европейцев, коренные островитяне вели однообразную, скучную жизнь, не особенно заботясь о ее эстетической составляющей. Большинство необходимых в нехитром быту предметов изготовлялось вручную.

Внимание европейцев привлекли плетеные изделия - циновки, корзины, всевозможные емкости для хранения съестных и хозяйственных запасов. Все эти вещи были изготовлены аккуратно и красиво. Со временем местные умельцы по просьбе «странных белых» стали плести крайне необычные в этих краях предметы: кресла, диваны и даже шкафы. Богатым декором отличались накладки для торцовых частей диванных валиков и традиционных для Филиппин подушек.

Изготовляя мебель и аксессуары на европейский манер, островитяне постепенно привносили в изделия что-то свое. Тем более что заказчики всех времен не оставались равнодушными к пленительной красоте филиппинских орнаментов, насыщенных геометрическими и растительными мотивами. Здесь традиционно предпочитают яркую цветовую гамму с преобладанием желтого - островитяне называют его королевским.

Колониальный стиль

За три столетия своего господства на Филиппинах испанские колонизаторы научились строить удивительные дома, сочетающие в своем оформлении западные плоды цивилизации и восточную экзотику, прагматизм и романтику, элементы викторианского стиля и этнические мотивы островитян. Высокое строение из камня и дерева, окруженное колоннами и верандами, стало хрестоматийным образцом колониальной архитектуры, положившим начало ее бурному развитию.

Пришельцы хотели жить за океаном с теми же удобствами, что и на родине, не упуская при этом возможности обрести дополнительные. Постепенно европейские аристократы ввели в обычай чаепития на верандах. Вскоре они почувствовали себя на редкость комфортно, опираясь на плетеные спинки стульев, принимая воздушные ванны в удобных креслах-корзинках. А возвращаясь домой на материк, они обычно прихватывали с собой оригинальные «кресла-сувениры» тем самым способствуя популяризации плетеной мебели на континенте.

Современный дизайн в колониальном стиле не только допускает, но и приветствует соединение старых и новых тенденций. Поставьте плетеное кресло сферической формы рядом с традиционным резным зеркалом, инкрустированным драгоценными камнями, и вы увидите, как один предмет будет подчеркивать другой. Чем ярче контраст, тем сильнее впечатление.

Предметы интерьера, отмеченные неповторимым тропическим очарованием, все больше привлекают современного человека, постепенно переходя в разряд востребованных самой респектабельной публикой.

Большое стилистическое разнообразие, пожалуй, не присуще филиппинской мебели.

Самый распространенный тип национальной филиппинской мебели - низкие сидения, столики и ширмы, но более лаконичных форм, чем, к примеру, в Китае. Довольно сдержанные по декору изделия филиппинского происхождения выглядят благородно и всегда стильно. Материалы используются очень экзотичные для Европы, но обычные для Филиппин: красное дерево, абака, джут, каучуковая смола, бамбук, пальмовое волокно, а также кожа, причем весьма специфическая - кожа угря, ската, страуса.

Материалы и технологии

Своей экзотичностью филиппинская мебель обязана прежде всего деревьям, кустам, вьющимся растениям и водорослям, произрастающим только в тропических странах. К услугам дизайнеров - пальмовые листья, кора, тропические плоды. В ход идут скорлупа кокосовых орехов, каучуковая смола, ракушки, гнезда термитов и другие дары моря и джунглей.

Плетеную мебель изготовляют из морских водорослей, бамбука и манильской пеньки - волокна, получаемого из листьев тропического растения семейства банановых, известного под названиями «текстильный банан» и «абака». Саму манильскую пеньку, а также веревки и канаты из нее также называют «абака». Весьма популярными материалами являются джут и пальмовое волокно.

Абака может служить тросом для автомобиля, а в старину прочнейшие канаты из абаки использовались островными жителями в кораблестроении. Сегодня ее чаще используют не просто как надежную веревку, а в качестве одного из основных материалов для изготовления мебели и всевозможных аксессуаров, дополняющих интерьер. Плетеный каркас из абаки образует тонкую вязку, неповторимый кружевной узор.

Не менее эффектны элементы интерьера, выполненные из других «веревочных» материалов. В таких целях успешно применяется жгут сантиметровой толщины из пальмового волокна. Мастеров привлекают гибкость, эластичность и богатая текстура этих жгутов и веревок. Изготовленные из них изделия не только не уступают ротанговым, но и обладают целым рядом эстетических преимуществ. Их способность принимать любые формы, вплоть до самых фантастических, позволяет создавать образцы мебели, сочетающие ультрасовременные тенденции с этническими мотивами.

Что касается цвета, то многие дизайнеры обходятся без красителей, поскольку в серо-бежевой гамме, о которой позаботилась природа, изделия смотрятся великолепно. Иногда пальмовый жгут в процессе его изготовления отбеливают, реже тонируют.

У каждой фирмы, специализирующейся на изготовлении мебели, есть свои производственные секреты, которые заключены прежде всего в специфике очистки и вымачивания исходных материалов, а также в способах плетения. Чтобы создать требуемый изгиб, необходимо не только время, но и особая технология (так было и у Тонета - родоначальника гнутой мебели в Европе).

Эффектно выглядят плетеные гарнитуры черного цвета, покрытые лаком или натуральной древесной смолой. Производители отмечают, что краска на этот материал ложится очень ровно, фактически впитываясь в поверхность. Она просвечивает сквозь волокна, из-за чего цвет мебели становится приглушенным, естественным.

Плетеная фактура мебели хорошо сочетается со стеклом (делают, например, стеклянные столешницы для плетеных журнальных столиков), иногда - с металлом: встречаются гарнитуры, сформированные из стола на тонком металлическом каркасе и плетеных стульев. Чтобы придать мебели оригинальный вид, ее обрабатывают специальными растительными красителями - синим, зеленым, красным. Хотя самыми популярными остаются все же древесные оттенки - от золотистой сосны до темного ореха.

Эффектно выглядит столешница, декорированная пальмовыми листьями в каучуковой смоле: на деревянную основу наносится слой темной или светлой каучуковой смолы, и в нее погружаются скрученные пальмовые листья. Часто в одном произведении совмещаются и те, и другие виды обработки материала, за счет чего достигается декоративный эффект.

В качестве материала активно используется и бамбук, который, кстати, также может быть залит каучуковой смолой. Дизайнеры применяют разные способы укладки бамбука, например, китайский, позволяющий получить красивый геометрический орнамент. Не менее интересный узор может быть также выложен из поперечного среза бамбука.

Кокосовый орех является одним из основных материалов на Филиппинах. Он интересен тем, что когда из кожуры выпиливаются небольшие пластины и монтируются встык друг к другу, то за счет распрямления сферической поверхности кожуры образуются трещинки, называемые «кракле» - так же, как трещины на глазури фарфора в декоративном искусстве. А когда со скорлупы кокоса снимается верхний слой, то она имеет цвет светлого кофе с молоком или даже слоновой кости. Если же верхний слой остается, то кожура будет цвета шоколада.

В числе наиболее экзотических отделочных материалов - натуральная кожа ската. Обычно она имеет темно-серый оттенок, но ее красят в различные цвета, из которых особенно популярны белый, кофейный и черный. Не менее колоритна кожа страуса, украшенная своеобразными пупырышками, остающимися после удаления перьев. Она также подвергается окраске. Для ухода за предметами и деталями интерьера из этих материалов используются специальные средства для кожи, сходные с теми, которые производятся для обуви.

Еще один малоизвестный в России материал - кожа снежной рыбы, очищенная от чешуи. Она применяется, например, для обтягивания внешней стороны декоративных деревянных чаш и крепится к основе путем приклеивания.

Благодарным и широко востребованным декоративным материалом является перламутр, крупные и мелкие фрагменты которого прекрасно ложатся на клеящую основу - каучук. Для создания различных предметов интерьера - от маленьких рамок для фотографий (зачастую двусторонних) до объемных ваз сложного волнообразного силуэта - используют перламутр разных оттенков - как светлый, от белого до голубовато-серого, так и темный, фантастически загадочный.

Пластичная каучуковая смола не только надежно фиксирует и «крепко держит» различные декоративные материалы, будь то срез бамбука, кусочки перламутра или волокна кокоса, но и защищает их от превратностей окружающей среды, в том числе перепадов температуры и влажности, а также от физического воздействия.

На каучуковую основу крепится и распущенный бамбук с характерными темными полосами на волокнах в тех местах, где располагались кольца, и разбитая ракушка - красная или желтая, которая укладывается мозаикой на столешницу или другую деталь интерьера. Смола может подкрашиваться в тон ракушкам. В руках профессионального дизайнера облагороженный предмет обретает статус эксклюзивной вещицы.