Дом с привкусом экзотики. ТайландУ тайского интерьера есть свои особенности. В нем на равных правах сосуществуют две противоположные тенденции, обусловленные социокультурными факторами. В бедных семьях Таиланда как в древние времена, так и сейчас, не принято загромождать пространство дома излишней мебелью. Фактически основными предметами интерьера были циновки и подушки. Результатом следования этой концепции стало рождение «прозрачных и мягких» интерьеров, которые почти не содержат мебели, изготовленной из твердых материалов. На этой волне появилось немало интересных художественных решений, получивших заслуженное признание и распространение. В результате главную роль в интерьере стал играть текстиль, благо тайцы являются великими мастерами по части изобретения разнообразных его вариаций. Особо следует отметить местные напольные покрытия, оригинальные подушки сложной конструкции, вышитые панно и циновки. Удивительная, настоянная на вековых тайских традициях цветовая гамма и почти полное отсутствие «твердых» предметов мебели создают особый комфорт и располагают к релаксации. Нет углов и острых выступов, негативно воспринимаемых человеком на уровне подсознания. Нет преград в виде крупногабаритных шкафов или комодов. Пожалуй, этот стиль как никакой другой создает ощущение открытости и свободы. И в практическом, и в эстетическом плане такой интерьер прекрасно подходит для обустройства многих комнат, в частности - детской, игровой. Годится он и для всего дома, хозяева которого много времени проводят на работе и воспринимают свое жилье как зону кратковременного отдыха. Второй вариант интерьера в тайском стиле может показаться полной противоположностью первому, однако их объединяет сходство изначального замысла. И в том, и в другом случае детали обстановки способствуют созданию особого мироощущения, объединяющего внутренний мир человека с миром внешним, достижению гармонии с окружающей природой. Однако человек не может постоянно находиться в состоянии релаксации, для поддержания жизненного баланса и внутреннего комфорта он должен действовать. Если «мягкий» интерьер годится для обустройства апартаментов, находящихся вне поля общественной деятельности человека, то «твердый» всегда многофункционален. Он может совмещать предметы, нацеливающие на деловую и творческую активность, с вещами, позволяющими расслабиться и насладиться достигнутым. В формировании «твердого» интерьера участвуют деревянные шкафы, иногда лишенные стенок и напоминающие стеллажи, инкрустированные перламутром чайные столики, удивительной конфигурации диванчики «тет-а-тет», на которых собеседники сидят лицом друг к другу. Резные панно и ширмы заполняют помещение настолько тесно, что пройти по прямой из одного угла комнаты в другой бывает просто невозможно. Тем более что на пути скорее всего будет стоять также массивный тиковый стол. Картину дополняют резные фигуры темного дерева и много иных вещей, чье назначение непонятно европейцу, однако их эстетика и тропический колорит завораживают. Сувениры, статуэтки, декоративная посуда и некоторые предметы коллекционирования выигрышно смотрятся в узких шкафах со стеклянными дверцами и такими же боковыми панелями. Прозрачные шкафы уместны практически в любой точке пространства как жилого, так и рабочего помещения, поскольку занимают минимальную площадь и хорошо вписываются в мебельные комплекты самого разного назначения, будь то гостиная, спальня, кабинет или мастерская. Нельзя обойти вниманием и традиционные тайские лакированные кровати из выдержанного тика. Когда-то они являлись частью дворцовых интерьеров, и сейчас их габариты наводят на мысль о том, что они предназначены для достаточно обширных помещений. Впрочем, допустимо и иное композиционное решение, при котором массивная резная кровать занимает почти всю спальню, уступая часть пространства лишь горшкам с цветами и миниатюрной скамейке для вещей. По углам такой кровати возвышаются четыре стойки с перекладинами, на которые крепится необходимая в тропических условиях москитная сетка. Стойки могут иметь вид стройных колонн из связок стеблей, обвитых побегами с листьями. Ложе оформляется резными планками с растительными узорами, а в изножье располагается невысокая стенка из балясин. Спинка в изголовье обычно отличается максимальной роскошью. В тайском интерьере огромную роль играют предметы-символы. Они призваны охранять покой дома, зазывать в него удачу и счастье. В такой роли успешно выступают деревянные статуи божественных существ, охранителей с молитвенно сложенными руками, называемых «тхепраном». Их иногда слегка раскрашивают, но чаще тонируют или оставляют без какого-либо покрытия. Никакой функциональной нагрузки фигурки не несут, однако, с эстетической точки зрения, их присутствие вполне оправданно. Они входят в число предметов, благодаря которым в помещении поддерживается неповторимая атмосфера восточного уюта и защищенности от внешней суеты. Заслуживает упоминания так называемый домик духов - непременный атрибут тайского жилища, в котором чтят традиции предков. Размеры этого деревянного сооружения, отдаленно напоминающего миниатюрный местный храм или дом с несколькими комнатками-верандами, могут варьироваться от очень скромных - с небольшую птичью клетку - до весьма внушительных. Домик, населенный невидимыми духами-охранителями и установленный на специальной подставке-столбике, может располагаться как перед домом, так и внутри него. Обитателям символического жилища принято ежедневно приносить свежие цветы и фрукты, а также зажигать в нем благовонные палочки. Домик обязательно должен быть очень чистым и нарядным. Можно, например, украсить его лентами. Чутко реагируя на заботу, благодарные духи не оставляют своим вниманием «соседей» из большого дома и охраняют их от неприятностей. Учитывая регулярно воскуряемые в крошечном храме благовония, этот атрибут тайского интерьера лучше разместить не в спальне или столовой, а в прихожей или гостиной. Конечно, речь идет о европейском жилище, поскольку планировка комнат в тайском доме несколько иная, да и сами тайцы часто устанавливают домик перед своим жилищем, а не внутри него. Очень эффектным, хотя и ко многому обязывающим украшением интерьера является статуя Будды. Она может быть простой, выполненной из дерева, или роскошной, щедро позолоченной. Однако вопрос, можно ли ставить ее в комнате, не будучи при этом буддистом, является не только эстетическим, но и этическим. Во всяком случае, стоит напомнить, что по тайским обычаям изображение Будды следует располагать значительно выше находящихся в помещении людей. Интерьер традиционного тайского дома в модернизированном виде пришелся по вкусу европейцам, американцам, австралийцам. В таком стиле можно оформить гостиную, спальню, кабинет. Максимальный эффект достигается с использованием в оформлении живых или искусственных цветов - обязательного атрибута тайского интерьера. Материалы.
Бамбук. В числе самых оригинальных и востребованных образцов таиландской мебели и других формирующих интерьер предметов являются изделия из бамбука. Уникальные свойства этого растения позволяют использовать его для сооружения легких построек, производства спортивного инвентаря, мебели и даже водопроводных труб. Бамбуковая мебель, изготовленная тайскими мастерами на заказ, обладает высоким качеством и рядом характерных особенностей, отличающих ее от массового «ширпотреба». Во-первых, использованные для нее участки стволов бамбука заканчиваются естественными перегородками, мешающими пыли и воде проникать внутрь, а не отверстиями или деревянными «заглушками». Во-вторых, оттенок и фактура бамбуковых стеблей, из которых изготовлены детали как одного предмета, так и мебельного гарнитура, должны быть практически идентичны, что достигается тщательным отбором материала. В-третьих, для создания дорогой мебели используются широкие старые стволы бамбука. После того, как разработан проект какого-либо предмета или комплекта мебели, для его реализации подыскиваются подходящие растения. В процессе заготовки они тщательно сортируются. Для определенных предметов мебели важно подобрать стебли совершенно одинаковой толщины и с одинаковыми расстояниями между перегородками, разделяющими полые пространства - так называемые колбы. В местах этих природных стыков ствол бамбука представляет собой сплошную древесину, удобную для распиливания. Ее структура позволяет получать точно заданные по размеру отрезки - как будто они сошли с конвейера. Весьма популярны изделия, облицованные бамбуковым шпоном, а также циновки, коврики и напольные покрытия из расщепленного бамбука. Эффектно выглядят стены в такой облицовке, создавая естественную среду для формирования как восточных, так и вполне космополитичных интерьеров. Прежде чем стать послушной заготовкой в руках мастера, бамбук подвергается не только строгому отбору, но и специальной обработке. Главный этап подготовительных процедур - вымачивание в растворах, состав которых оказывает решающее влияние на последующую судьбу материала и потребительские свойства выполненных из него изделий. Дело в том, что бамбук, не прошедший всех стадий обработки, весьма недолговечен. А бамбук, правильно обработанный и подготовленный к применению, становится великолепным мебельным материалом, изделия из которого служат десятилетиями. При изготовлении предметов интерьера используются также корни бамбука. Из них получаются оригинальные декоративные дополнения и отдельные колоритные вещицы. Это могут быть светильники, подсвечники и всевозможные сувениры, в большинстве своем напоминающие о диких джунглях. Тик. Это тропическое растение семейства вербеновых представляет собой огромное дерево, которое является одним из основных источников сырья для изготовления лучших образцов тайской мебели. В цене тиковый монолит, из него делают столы и столики, каркасы и спинки кроватей, диваны и кушетки, шкафы и комоды. Сегодня не менее популярен тиковый шпон, применяемый для облицовки фасадных частей мебели, а также стен и полов. Когда-то тик использовался преимущественно в строительстве домов и судостроении, поскольку его древесина отличается высоким содержанием масел, влагоустойчивостью, прочностью и твердостью. Сегодня вырубка тика запрещена тайскими властями. Местные краснодеревщики, которые без тика как без рук, нашли выход из положения, используя для создания своих мебельных шедевров прекрасный выдержанный тик, остающийся после сноса старых зданий. Доски и бревна, в течение многих лет являвшиеся частью ныне разобранных строений и долго находившиеся под открытым небом, приобретают бесценные качества хорошо просушенного дерева, нехарактерные для свежезаготовленной древесины. И все же наиболее интересным материалом можно назвать мореный тик, доставаемый со дна рек и озер. Затонувшие когда-то стволы или баржи ценятся ремесленниками за дешевизну, а поклонниками качественной мебели - за необычный оттенок и за то, что вещь, сделанная из мореного тика, переходит из класса просто дорогой мебели в разряд раритетов. Мелкие архитектурные детали из дерева, украшавшие тайские здания, также могут быть использованы для того, чтобы расставить акценты в стилизованном интерьере. Можно только удивляться терпению тайских мастеров, чуть ли не годами вырезающих сложные узоры на неподатливом тике. Однако результат того стоит. В помощь резчикам изобретен станок, способный осуществить частичную вырубку основных контуров резьбы. Затем следует кропотливая ручная отделка деталей. В целом работа ускоряется, однако выполненные таким образом изделия не являются раритетными и супердорогими. Процесс создания действительно уникальных вещей из тика по-прежнему долог и сложен. Небольшое панно, выполненное вручную на деревянной пластине толщиной около 15 сантиметров, - это почти полгода работы для высококвалифицированного мастера. Что вполне понятно, учитывая «дубовую» твердость тика и сложность исполнения: панно состоят из нескольких слоев сквозной резьбы. Помимо создания больших и малых мебельных форм, тик, как уже отмечалось, пригоден для напольного покрытия. Тиковые щиты в качестве пола не только красивы, но и чрезвычайно практичны. Придавая помещению восточный шарм, они на долгое время освобождают хозяев дома от забот, сохраняя естественную красоту и прочность, свойственную палубе старинного корабля. Водяной гиацинт. Это морское растение с эффектными цветами долго считалось в Таиланде чрезвычайно вредным сорняком. Разрастаясь в лагунах и бухтах, коварная водоросль преграждала рыбачьим лодкам выход в море. Однажды было принято решение выплачивать добровольцам определенную сумму за каждый метр корня водяного гиацинта, и местное население стало вырубать непомерно разросшееся растение. Со временем обнаружилось, что стебли водяного гиацинта вполне пригодны для плетения корзин и других предметов быта. Красивая фактура, долговечность и легкость готовых изделий поставили водяной гиацинт в один ряд с такими известными материалами, как ротанговая пальма и лоза. Сегодня водяной гиацинт используют при создании как крупных, так и малогабаритных предметов интерьера, вплоть до специальных детских мебельных гарнитуров. Такие изделия выглядят округлыми и кажутся мягкими. Они и на самом деле значительно отличаются от аналогичных предметов, изготовленных из традиционных материалов. Это отличие, судя по реакции потребителей и дизайнеров, - в пользу водяного гиацинта. Новую «плетенку» находят более пластичной и современной. Водяной гиацинт распространен не только у берегов Таиланда и соседних стран. Его можно встретить и в других местах, например, в Америке. Но в большинстве стран он по-прежнему уничтожается, не находя применения. Причина - не в равнодушии к плетеной мебели, спрос на которую растет везде и всюду. Дело в том, что эта водоросль становится материалом для плетения лишь после трудоемкого и весьма непростого подготовительного процесса. Секрет узнать несложно, однако желающих заниматься этим промыслом вдали от Таиланда и соседствующих с ним стран почему-то практически нет. По-видимому, надо обладать уникальным прилежанием тайских ремесленников, чтобы научиться превращать водяной сорняк в изящную мебель. 2006-07-20 промышленные светильники прайс |