Дом с привкусом экзотики. КитайШел XIII век, когда Марко Поло произвел фурор своими записками о странствиях по Китаю, а также необычными предметами культуры и быта этой страны. Однако настоящей китаеманией Запад заболел много позже, четыре века спустя. К концу XVII века китайское искусство начинает влиять на барочные интерьеры, а в первой половине XVIII века органично вписывается в рококо, удачно подчеркивая его декоративность. И, как следствие, во многих аристократических домах Европы и Америки появляется вывезенная из Китая мебель. Китайские обои, шелковые портьеры, лаковые изделия и керамика с изображениями людей в экзотических халатах, многоярусных пагод с изогнутыми крышами, мифических драконов и вьющихся цветов заняли в салонах и будуарах Запада свое прочное положение. Популярность китайского стиля не уменьшилась и с приходом классицизма. Во Франции эпохи Людовика XV изумительное искусство Поднебесной активно заявляло о себе в оформлении королевских замков и дворцов, домов богатых вельмож. Повальное увлечение «китайщиной» началось в России уже в XVIII веке, а в XIX не было ни одной богатой дворянской усадьбы, где бы на видном месте не возвышалась горка с китайским фарфором. Что касается американских колоний, то там китайские обои встречались в хороших домах не реже, чем во дворцах Европы. Особенно выраженное влияние имел «китайский» стиль на интерьеры Филадельфии. Говорящие предметы и философский декор. Каллиграфия, которую китайцы считают величайшим из искусств, не могла не оказать хотя бы косвенного влияния на все виды творчества в этой стране. И мебель не исключение. Существует мнение: характерная геометрия предметов интерьера, их композиционный строй неразрывно связаны с традициями и принципами написания иероглифов. Более того, символические декоративные элементы, украшающие мебель, «говорящие» аксессуары часто складываются в целые «тексты». Кровати и диваны. Приблизительно в 1100 году в Китае появился настил (часто с внутренним подогревом), защищавший людей от идущего от земли холода. Он мог стоять в помещении или во дворе. Сидевшие на нем женщины (со скрещенными ногами или - более поздний, вольный вариант - спустив ноги вниз), играли с детьми, занимались рукоделием. Во время приемов помост в зале - та, или кан - считался у приверженных строгой иерархичности китайцев почетным местом для наиболее знатного гостя. Этот «подиум» стал впоследствии прототипом предметов мебели, предназначенных для сидения и лежания. Кровать-беседка начала формироваться через некоторое время, когда у кровати-помоста появились бортики, а затем и резные столбики. Эволюционируя таким образом, она приобрела второй ярус, который зачастую играл ту же роль, что и балдахин над постелями европейских аристократов. Проемы между столбиками драпировались тканью, в результате получалась беседка с узким входом. Она хорошо защищала отдыхавших от ночного ветра и насекомых. В наше время кан используется увлеченными Востоком европейцами не только по прямому назначению, но и в качестве стилизованных столовых уголков: у вывезенных из Китая антикварных кроватей разбирается нижний ярус, а вместо него внутрь помещаются маленький столик и два сиденья, роль которых могут играть оставшиеся от настила две крайние доски. Экзотика и уют - основные характеристики такого интерьерного решения. Дневные кровати - такое место для отдыха стало определенным признаком благополучия и достатка в Китае, а позже и в Европе, с восторгом перенявшей эту традицию. Сейчас на Западе подобные предметы мебели охотно используют в самых разных вариациях - в качестве дивана в гостиной (дополняя стилизованными подушками), скамейки в прихожей, кушетки или козетки в изножии кровати в спальне. Стулья, кресла, табуреты. Одна из характерных особенностей китайской мебели - почти полное отсутствие мягкой обивки. Неизвестно, связано ли это с каким-то особым конституционным строением представителей данной расы, с их традиционной заботой о своем здоровье (а жесткие кровати и стулья полезны для опорно-двигательного аппарата), либо это результат исторического и культурного развития китайского общества. Благодаря тщательно выверенным изгибам сиденья, спинки и подлокотников, китайская мебель ортопедически почти безупречна. Она хороша для поддержания правильной осанки. Естественно, изнеженным жителям Европы XVII-XIX веков и в голову не приходило воспользоваться этими полезными особенностями чужеземной мебели, и они шили подушки для стульев, изобретали мягкие вставки для спинок кресел. Поскольку обе традиции «аранжировки» китайской мебели имеют определенную историю и логическое обоснование, в оформлении интерьеров они существуют равноправно. Возможен вариант - с плетеными ротанговыми вставками. Кстати, ротанг, а также хорошо известный у нас камыш и другие пригодные для плетения материалы были и остаются востребованными в мастерских китайских ремесленников. Китайские табуреты (и деревянные, и плетеные), в отличие от европейских «собратьев», имели не только прямоугольную, но и округлую бочкообразную форму. Правда, в этом случае их делали из фарфора. Аналогичными предметами европейской мебели можно - с натяжкой - считать пуфики. Шкафы. В Китае шкафы условно делились на два основных вида - для хозяйственных помещений и для жилых покоев. На первом этаже, в более сырых комнатах вроде кухни и кладовой, стояли шкафы на высоких ножках, а в приемной, спальне или зале - на низких. Зачастую шкафы изготовлялись в комплекте. Они могли соединяться попарно в ряд либо водружаться один на другой по принципу горки или степ-кабинета: на нижний широкий комод ставились шкафчики поменьше, в виде лесенки, «ступеньки» которой украшались безделушками или вазами. Кроме закрытых шкафов существовали и существуют сквозные стеллажи с полками сложной формы. Одни вещи на них просто хранятся, другие - демонстрируются. Ширмы и экраны. В китайском интерьере ширма не только разделяет и ограждает пространство. Являясь «защитницей частной жизни», она одновременно еще и выделяет какие-то особенно важные или интересные детали обстановки. Поставленная не перед предметом, а позади него, она становится фоном. И это вполне соответствует китайскому видению интерьера, в котором одни предметы превращаются в картины, а другие - в рамы. Кроме этого, расписная ширма сама по себе - своеобразная картина, а ее подвижные створки как бы помещают зрителя внутрь композиции и, таким образом, дают возможность полностью погрузиться в созерцание. Светильники. Восточные интерьеры никогда не казались бы столь заманчиво-загадочными, если бы не «окрашенный», тонированный свет. В китайском доме он получал оттенок того материала, которым было затянуто окно. Поскольку этим материалом являлась бумага, пробивавшиеся сквозь нее солнечные лучи создавали приглушенное, необычное освещение. По китайским канонам внутреннее освещение любой из комнат жилища призвано имитировать естественный свет. Так, роль сияющего за окном солнца отлично сыграет лампа, спрятанная за деревянными экранами с натянутой на них бумагой или тканью. А из нескольких поставленных друг на друга шестигранников с выступающими внешними резными деталями выйдет целая «горка» лунного света. Очень хороши светильники из гофрированной бумаги, собранной в крупную гармошку. А сколь очаровательны знаменитые расписные «китайские фонарики»! В качестве дополнительных украшений нередко используются шелковые кисти и вышивки. Обои. Интерьер в китайском стиле, в отличие от многих других вариантов обстановки, не предполагает аскетического оформления стен. Напротив, именно в Китае были изобретены завезенные позже в Европу бумажные обои. Благодаря мастерству художников появились обои, визуально имитирующие вышивку или роспись по шелку. Да и наряду с бумагой начали использовать нарядный шелк. Интересно, что на заре своего существования обои представляли собой не наклеенные на стены полотнища, как сегодня, а панели, слегка находящие друг на друга. Так что китайскому стилю вполне соответствуют и декорирующие штукатурку деревянные рамы с натянутым на них шелком. Рисунок обоев может быть выполнен в традиционном жанре китайской живописи - «цветы и птицы». Не менее характерны и сложные изображения на тему быта старого Китая. Последние чаще применяются для создания классического интерьера с использованием настоящей антикварной мебели или очень качественных имитаций. Аксессуары. «Безделушки» - таким пренебрежительным словечком мы почему-то привыкли называть мелкие (и не очень мелкие) образцы декоративно-прикладного искусства. Между тем, их роль в создании по-настоящему живого и стильного интерьера трудно переоценить. Кстати, в Китае «бесполезных» предметов по сути не было, это у европейцев китайские вещицы порой становятся сувенирами, а у себя на родине все они были функциональными, просто оформлялись красиво. Сегодня к типичным предметам, выставляемым напоказ, относятся современные бронзовые статуэтки. Примитивные фигурки животных или других существ нередко обмазываются специальным составом и закапываются в землю для получения характерного для бронзы зеленоватого налета (патины времени). Такие небрежно исполненные, а затем искусственно состаренные предметы могут стать частью брутального, «варварского» интерьера, изобилующего пикантными «археологическими» деталями. А наличие по-настоящему старинных предметов из бронзы или высокохудожественных современных, с искусственно наведенной патиной времени, можно считать признаком изысканного, благородного вкуса. Значительно более теплыми кажутся искусно вырезанные терракотовые статуэтки, изображающие воинов времен правления династии Цин или животных, например, коней. Как и во многих других восточных странах, в Китае распространены предметы интерьера, имеющие символическое значение. Так, свитками с мудрыми изречениями принято украшать стены, причем на одной стене может находиться несколько «каллиграфических картин». Существуют и специальные доски, украшенные иероглифами, которые должны привлекать в дом счастье, здоровье и богатство (три основных китайских благопожелания). Такие вещи используются в качестве декоративных настенных панно и в Европе. А вот специальные ночные сундучки для денег использовались именно жителями страны, что, собственно, и неудивительно. Вряд ли кто-то из богатых европейских аристократов захотел бы спать, положив голову на специально для этой цели изогнутую, но тем не менее весьма жесткую крышку кожаного сундучка с инкрустацией. Китайцы же совершенно спокойно, погрузившись в сон, охраняли так свои «сейфы». Впрочем, чаще спали они на валиках из фарфора, кости и дерева, а сундучок-подушку брали с собой в длительные путешествия. Этот экзотический предмет способен придать современной спальне настоящий восточный шарм. Ну, а собственно китайский вкус предполагает использование в интерьерах как малых, так и крупных фарфоровых форм. Декоративная ваза может быть и совсем крошечной, стоящей на шкафу на специальной подставочке из темного дерева, и гигантской, располагающейся, например, в углу комнаты. Материалы. Почти вся качественная китайская мебель (класса «выше среднего») делалась из твердых пород дерева. Из мягкой древесины вырезались только подставки, маленькие столики и подносы. Используются вяз, некоторые сорта красного дерева, древесина плодовых и хвойных деревьев, а также береза и дуб. Что касается антикварных изделий, то они порой сделаны из уже несуществующих пород деревьев, павших жертвой варварской вырубки. Такие предметы, датируемые максимум XVIII веком, имеют двойную ценность. Фактура древесины у них настолько красива, что китайские ремесленники ее вообще не красили, только тонировали и покрывали лаком. С помощью лака или воска они стремились подчеркнуть и проявить естественную красоту материала. Однако это не значит, что такого рода изделия обходились без декоративных деталей. В Китае знают множество способов превращения предметов повседневного обихода в произведения искусства. Когда-то европейских аристократов поразил контраст между лаконичными формами китайской мебели и «оживлявшей» ее роскошной инкрустацией черным деревом, перламутром, жемчугом и полудрагоценными камнями. Помимо инкрустации применялись, в частности, золочение и роспись золотом по лакированной поверхности. Одним из наиболее известных типично китайских материалов является лак на основе сока лакового дерева, в который для придания разнообразных оттенков или создания различных эффектов добавляются измельченные минеральные элементы и органические вещества. Китайская мебельная мода, постоянно тяготевшая к использованию дорогих и редких материалов, иногда использовала и дешевый, по сравнению с красным или черным деревом, бамбук - для создания совершенно иных типов и стилей мебели, иных интерьеров. Китайские мастера досконально изучили этот материал и прекрасно освоили методы его обработки. Текстиль. Китайский текстиль уже очень давно чрезвычайно ценим в Европе. Но если на Западе его любили собирать в складки, используя при пышном декорировании, то у себя на родине ткань развешивалась на стенах, окнах ровно, без сборок. Особенности интерьера. Многие предметы китайского интерьера вписаны в треугольник: тупой угол занимает самый высокий или объемный предмет, а две вещи пониже или поменьше обозначают острые углы. В качестве доминанты выступает то предмет мебели (кресло с высокой спинкой, красивый столик), то аксессуар - ваза или картина. Через них проходит так называемая ось симметрии. На периферии же располагаются два других, чаще всего одинаковых, предмета. Одна из особенностей азиатской мебели - ее многофункциональность: разнообразные столики, консоли и этажерки используются по-разному в зависимости от ситуации. Умелое и умеренное использование китайских предметов и аксессуаров в классическом интерьере может считаться признаком хорошего вкуса, поскольку элементы в китайском стиле подчеркивают и дополняют хороший интерьер, как восточные приправы блюдо «высокой кухни». 2006-07-20 светодиодное освещение |