Греческий стиль в интерьере: геометрия интеллектаИнтерьер в Древней Греции отличали рациональность и простота, эстетичность, гармония и ясность. “Человеческое” измерение — пропорции, не довлеющие, но соразмерные обитателям жилища. Внутренний дворик — обязательная составляющая греческого жилища, вокруг него и формировался план всего дома. Круг, вписанный в квадрат, — не только излюбленный мотив греческого орнамента, но и краеугольный камень греческой философии: гармония и совершенство формы при глубине содержания.
Сразу оговоримся — греческий стиль принципиально противопоставлен римскому, прежде всего, своим демократизмом, неприятием роскоши. А потому “ампир”, истоки которого именно в римской традиции, не стоит смешивать с греческим стилем.
Именно традиции демократии, всестороннего гармоничного развития личности иинтеллектуальной аристократии обусловили популярность портиков, дорических колонн, барельефов и прочего греческого антуража в классических гимназиях, академических заведениях и первых публичных строениях независимой Америки. Ирония судьбы в том, что постепенно цитирование с элегически-ахейского переходило на бравурно-римское в полном соответствии с изменением генеральной линии.
Однотонность стен (выкрашенных темперой) оттеняли искусные драпировки — яркие или с богатым тканым узором, роспись и маски на стенах. Пол, украшенный мозаикой (из речной гальки), — самостоятельное произведение искусства. Плоские потолки (арочных сводов еще не существовало) кажутся выше благодаря колоннам и “человеческому” измерению, или открытым балочным сводам.
Керамика как элемент украшения тоже является важной составляющей греческого интерьера: амфоры и большие вазы на полу, расписанные орнаментом или сценами из жизни Древней Греции, блюда с росписью за стеклянными дверцами... Греческий орнамент — классический опыт удачной стилизации. Природа, переосмысленная человеческим интеллектом, вошла в интерьер преображенной. Морские волны превратились в спиралевидный узор, горы — в геометрические паттерны, виноградная лоза — в растительные переплетения.
Контраст белых колонн, бордюра, белой мебели и скульптур с насыщенным цветом стен — охристо-желтых, красных или небесно-голубых, пастельная гамма рядом с мраморными прожилками— “визитная карточка” стиля.
Стройная Афродита в тунике на фоне драпировки у белой колонны — это Вы в греческом зале, не так ли?.. 2006-07-20 опоры освещения автомобильных дорог |