Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Дом arrow Стили arrow Архитектура. Время и стиль

Latest Articles

Most read

Архитектура. Время и стиль

Романский период 950-1250

Самые ранние дошедшие до нашего времени германские сооружения из камня были построены в X в., после вторжения на территорию империи Каролингов норманнов и венгров. Хотя на протяжении 300 лет архитектурные формы развивались и становились сложнее и богаче, однако они сохраняли сходство с прототипом, поэтому весь период объединен понятием – романское искусство.

Название это появилось только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины ХIII в. сильно ощущались элементы римско-античной архитектуры. Особенно заметно предпочтение, отдаваемое полуциркульным аркам при перекрытии больших пролетов. Архитектурные сооружения романского периода представляют собой массивные геометрические объемы,поверхности стен прорезаны маленькими окнами, орнамент используется редко. В культовом и светском зодчестве излюбленной формой была башня.

Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство.До наших дней не сохранились жилища крестьян. Однако, без сомнения, именно они предшествовали более поздним по времени немецким крестьянским домам и дворам.Укрепленные жилые и хозяйственные дворы и крепости феодалов сохранились, хотя чаще в виде руин, как и фрагменты королевских дворцов (пфальцев)и крепостей. Большинство сохранившихся сооружений романского периода – церкви в монастырях и богадельнях (приютах), в резиденциях епископов и деревнях.

Готика 1250-1520

В этот период в городах широко развернулось, возникнув в Северной Франции, строительство. Новый архитектурный стиль получил название готики. Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы. Характерная особен­ность готического стиля – стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг. В ре­зультате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод.

Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.

Средневековое население европейских деревень и городов было глубоко религиозным, поэтому основное предпочтение отдавалось строительству культовых зданий. Число башен в монастырях уменьшилось, од­нако высота и размеры нефов соборов превосходили все из­вестные сооружения романского периода.

Развитие городов привело к возникновению новых типов сооружений. На рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий,требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома.Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но, прежде всего,горожане защищали себя и свое имущество от конку­рирующих соседей и нападений феодалов, строя вокруг горо­да стены и башни.

Ренессанс 1520-1650

1500 г. условно принят как конец эпохи Средневековья и начало эпохи Нового времени. Опираясь на новые открытия и изобретения,государственные силы вступили во владение наследием средневековья, начали образовываться национальные государства. В архитектуре эпохи Ренессанса позднеготические тенденции живописно переплетались с пришедшими из Италии иФранции романскими формами. Ранее других элементов в зодчество к северу от Альп проникли декор и орнаменты, обрамления порталов и окон. В противоположность готическому усложнению стены вплоть до вертикально подчеркнутого скелета с застекленными внешними поверхностями ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых украшали орнаменты в подражание античным формам и разнообразные по форме и размерам ризалиты. Как ив готический период строительство было сконцентрировано в городах, Однако в это время наряду с городскими жилыми и общественными зданиями возникали великолепные замки в великокняжеских резиденциях, как правило на местах бывших укрепленных замков. Над созданием дворцов, садов и укреплений работали архитекторы, воспитанные на итальянских образцах. Они создали материальную среду, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами,литературой, музыкой. Строительство культовых зданий вследствие Реформации потеряло свое превалирующее значение.

Барокко 1650-1770

Большое влияние на европейских князей в этот период оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал – как ни мала была принадлежавшая ему территория – копировал свою резиденцию с Версаля.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII-XVIIIвв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной во Франции, она объединена общим понятием «барокко». Это слово взято из итальянского языка и означает «причудливый». Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности,многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды. Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, города-резиденции и монастыри – необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий еще не строилось. Среди протестантских культовых зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730-х годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю «рококо».

Классицизм   1770-1840

Обновление современного искусства, с использованием красоты античности, воспринимаемой как идеал, – эта тенденция нашла в европейском обществе активную поддержку. Прогрессивная общественность видела в классицизме необходимое противопоставление придворному барокко. Но и просвещенные феодалы не отвергали подражание античным формам. От форм рококо был сделан крутой поворот сторону греческих форм. Фасады, колонны и треугольные фронтоны стали архитектурной азбукой.

Стремление претворить в современное строительство благородную простоту и спокойное величие античного искусства вели к желанию полностью скопировать античную постройку. Центрами строительства в стиле классицизма стали княжеские дворцы-резиденции. Но дворцы уже не были главным объектом строительства. Виллы и загородные дома невозможно было от них отличить.

В сферу государственного строительства были включены общественные сооружения – театры, музеи, университеты и библиотеки. К ним добавились здания социального назначения – больницы, дома для слепых и глухонемых, а также тюрьмы и казармы. Картину дополнили загородные поместья аристократии и буржуазии, ратуши и жилые дома в городах и деревнях.

Историзм 1840-1918

XIX в. характерен интенсивной строительной деятельностью, не сравнимой с предыдущими периодами. Жилые и производственные здания, транспортные сооружения, управленческие комплексы возникали в огромном количестве. Причиной этому послужил взрывоподобный рост промышленности и скопление рабочего населения в местах расположения промышленных объектов.

Архитектура XIX в. ориентировалась на формы прошлого и потому объединяется названием «историзм». То, что началось в период классицизма возвращением к античности, нашло отражение в тяготении к средневековой архитектуре в начале века, к итальянскому и немецкому ренессансу – преимущественно в середине века и, наконец, в стиле необарокко – вконце века. Только после того, как в конце XIX в. архитектурно-ретроспективный плюрализм привел к рискованному смешению стилей, появились два новых течения.

Одно из них – модерн – было недолговечным. Правда, егопредставители отвергали исторические формы, однако на основе ремесленногопроизводства искали новую орнаментику. Для декора модерна характерныизвивающиеся растительные формы.

Второе течение вело к рационализму, соответствующему промышленным способампроизводства.