Архитектура в бионическом стилеСмысл существования всех видов искусств, в том числе и архитектуры, заключается в воплощении чувств.Архитектура не относится к свободным формам искусства. Ее назначение - создание пространственной среды жизнедеятельности. Человек всегда стремился ккомфортабельному жилью. Для него было важно, чтобы место, где он живет, работает,отдыхает, соответствовало его внутреннему мироощущению. Испокон веков великие умы зодчества ведут поиски новых архитектурных стилей. Начиная от Вавилонской башни и заканчивая архитектурными шедеврами Нового Парижа, человечество искало,находило, воплощало. Опять искало, опять находило и опять воплощало. И так по кругу до бесконечности. Сегодня миру известно много архитектурных стилей - романский, готика, ренессанс, барокко, романтизм, модерн, классицизм, неоклассицизм, бионика. Бесспорно, каждый из этих стилей по-своему интересен и достоин внимания. Здесь же речь пойдет об архитектуре в бионическом стиле. Бионика. От Гауди до … Само понятие бионика появилось в начале двадцатого века. Что же оно значит? В учебниках по архитектуре вы бы прочитали, что Бионика (отгреч. bion - элемент жизни, буквально - живущий) -это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Проще говоря, если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что же такое бионический стиль. Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял еще Антонио Гауди. И это был прорыв. Парк Гуэля, или как говорили раньше«Природа, застывшая в камне», Каза Батло, Каза Мила - ничего подобного избалованная архитектурными изысками Европа, да и весь мир, еще не видели. Эти шедевры великого мастера дали толчок к развитию архитектуры в бионическом стиле. В 1921 году бионические идеи нашли отражение в сооружении Рудольфа Штайнера Гетеанум, и с этого момента зодчие всего мира взяли бионику «на вооружение». Со времен Гетеанума и до сегодняшних дней в бионическом стиле было построено большое количество как отдельно взятых зданий, так и целых городов.Сегодня современное воплощение органической архитектуры можно наблюдать в Шанхае - дом «Кипарис», в Нидерландах - здание правления NMB Bank, Австралии - здание Сиднейской оперы, Монреале -здание Всемирного выставочного комплекса, Японии - небоскреб SONY и музей плодов. С недавнего времени бионическую архитектуру можно увидеть и в России. В 2003 году в Санкт-Петербурге по проектам архитектора Бориса Левинзо на был построен«Дом Дельфин». Что же такое сооружение в бионическом стиле? Помните дизайн домов хоббитов в фильме «Властелин колец»? Конечно, в некоторой степени можно сказать, что эти дома построены по всем законам бионики, но, поправде говоря, режиссер фильма только лишь ограничился элементами органической идеи. Первое впечатление о здании в бионическом стиле - постройки выбиваются из правильной геометрии. Природные формы объекта будят воображение. В бионике стены подобны живым мембранам. Пластичные и протяженные стены и окна выявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов. Благодаря ритмической игре меняющихся вогнутых и выпуклых поверхностей стен сооружений кажется, что здание дышит. Здесь стена уже не просто перегородка, она живет подобно организму. Прав был великий Антонио Гауди, сказав, что «Архитектор не должен отказываться от красок, а напротив, использовать их для придания жизни формам и объемам. Цвет -это дополнение формы и самое яркое проявление жизни». Только представьте: войдя в органическое здание, вы ощущаете себя погруженным в чудесный мир, наполненный светом прозрачного цвета. Цвет создает особый мир интерьера, оживляя и открывая материалы, просвечивающиеся под слоем краски. Цвет живет и движется по своим законам. Создается впечатление, что он влияет на усиление либо ослабление функций здания и пространства. В бионическом строении благодаря постоянно меняющемуся балансу взаимодействия желаний и пространственных возможностей человек испытывает ощущение движения - в покое, и покоя - в движении пространства. Малейшее движение сдвигает баланс сил, благодаря чему меняется восприятие пространства. Постоянство и изменение, симметрия и асимметрия, защищенная интимность и широкая открытость существуют в хрупком равновесии. Заметьте, и в движении, и в покое всегда присутствует ощущение равновесия. В своей сущности бионикакак архитектурный стиль стремится создать такую пространственную среду, котораябы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию здания, помещения, длякоторой последние предназначены. В бионическом домеспальня будет спальней, гостиная - гостиной, кухня - кухней. 2006-07-20 светильники фирмы sbp |