Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Жизнь arrow Садоводство arrow Мощение дорожек в саду

Latest Articles

Most read

Мощение дорожек в саду

Мощение — необходимый элемент благоустройства сада. Дорожки разделяют и в то же время связывают между собой функциональные зоны участка. Площадки, как правило, связаны с местами отдыха и хозяйственными зонами.

Именно с нанесения дорожно- тропиночной сети начинается планирование участка. Как и любой другой элемент сада, дорожки полностью подчиняются общему стилевому решению участка. В случае регулярной планировки дорожки прямые, в пересечениях образующие небольшие площадки, часто украшенные малыми архитектурными формами. Извилистые дорожки, плавно огибающие газон, цветник или пейзажную группу декоративных кустарников, соответствуют ландшафтной планировке.

Замощенные участки не должны занимать более 10% дачной территории, не нужно всю ее пронизывать разбегающимися в разные стороны тропами и покрывать каменными плитами. Решите для себя — откуда и куда вы хотите наиболее часто и где действительно необходима мощенная площадка для создания самых комфортных условий для отдыха или работы. Например, от входа на участок до площадки у крыльца дома обычно прокладывают достаточно широкую парадную дорожку. Обязательно запланируйте дорожку от крыльца до беседки или площадки с барбекю, летней кухни, бани или каких-то других хозяйственных построек. Не стоит делать тропинку, ведущую к саду или к зеленой лужайке с гамаком, но подумайте о подходе к цветникам, водоему или альпинарию, так как эти объекты приятно рассмотреть и с близкого расстояния. Проектируя дорожки, руководствуйтесь не только утилитарными, но и эстетическими сооружениями.

Многие думают, что дорожки должны прокладываться по прямой, кратчайшему расстоянию между объектами. Для садового участка в целом ряде случаев это решение не слишком подходит. Гораздо интереснее и удобнее проложить основную замкнутую дорожку, обегающую всю территорию. Важно, чтобы дорожка не пересекала пространство центрального газона, с нее должен открываться вид на наиболее декоративные уголки сада. Если одной дорожки будет недостаточно, то можно сделать дополнительные ответвления для подхода к конкретным объектам. Таким образом, вы избавитесь от многочисленных углов, неизбежно образующихся в перекрестье дорожек и неизбежно вытаптываемых из-за неискореняемой привычки людей сокращать путь. Конечно, совсем обойтись без углов не удастся, но уменьшить их количество вполне реально. Чтобы не затаптывать имеющиеся углы, их оформляют угловыми цветниками, декоративными группами древесных растений, низкими бордюрами, боскетами. Для большей гарантии позади цветника или декоративной группы укладывают на расстоянии шага плитку, по которой при желании можно пройти, не повредив газон.

Не стоит усердствовать и с мощенными площадками, весьма распространенными в условиях теплого климата. Там они вполне оправданы, так как в дневное время камень сохраняет прохладу, в ночное — излучает накопленное за день тепло. Климат нашей страны на большей ее части не таков. Функциональное назначение мощения у нас — избавление от грязи, образующейся в достаточном количестве и во время таяния снега, и во время дождей. Именно там, где имеется вероятность появления грязи, и нужно устраивать мощеные площадки.

Справедливости ради отметим, что на хорошо организованном и ухоженном участке нет мест с открытой землей или их очень немного. Вся территория покрыта либо газоном, либо мощением, либо посадками, даже промежутки свободной от растений земли замульчированы торфом, корой, песком, гравием или каким- то другим материалом.

В зависимости от интенсивности нагрузки и функционального назначения дорожки и площадки могут иметь твердое покрытие из брусчатки, мостового камня, плиток на бетонном или песчаном основании либо мягкое покрытие из гравия, гранитных высевок или кирпичной крошки. Самые простые дорожки - грунтовые, посыпанные песком. Еще один тип покрытия — садовый паркет или настил из дерева - обычно в виде квадратных щитов, но встречаются самые разные конструкции, вплоть до деревянных кругов. Однако дерево быстро гниет даже при специальной обработке, поэтому щиты рекомендуется на зиму просушивать и убирать в не сырое помещение.

Отдельный тип дорожек - тропинки с не сплошным покрытием. Иногда такие тропинки очень удобны, их прокладывают в тех местах, где дорожка нужна, но пользуются ею редко. Например, время от времени появляется необходимость подойти к цветнику, водоему или альпийской горке, чтобы посадить новое растение, выполоть сорняки или обрезать отцветший многолетник. Очевидно, что постоянная дорожка в этом случае не нужна. Лучше с расстоянием в шаг на место вынутой дернины уложить отдельные плитки, плоские камни или древесные кругляки- спилы толстых бревен. Под плитки подсыпают слой гравия и слой песка, с таким расчетом, чтобы дорожка была чуть ниже уровня газона, тогда она не будет мешать кошению. Еще одно преимущество подобной тропинки- за ненадобностью плитки можно легко и быстро убрать, оставшиеся после них углубления засыпать растительным грунтом и засеять семенами газонной травосмеси. Через некоторое время не останется и следа от плиток.

Если мощение занимает достаточно большую площадь и участок начинает напоминать каменный мешок или плац, то, как уже упоминалось, в щели между камнями или плитками набивают растительный грунт, смешанный с семенами газонной травы или почвопокровных многолетников. При их прорастании образуется либо зеленая, либо цветущая площадка.

Иногда гараж или хозяйственный двор расположен на некотором удалении от въездных ворот, и машины вынуждены проезжать чуть не через весь участок. Капитальная дорога займет много места и явно не украсит территорию. В этом случае не стоит делать широкую мощенную дорогу, достаточно проложить две колеи, соответствующие положению колес машины, а между колеями засеять газон.

Некоторое разнообразие и необычность придают саду комбинированные покрытия, совмещающие разные виды материалов. Например, гравий прекрасно сочетается с цветной плиткой, плитняком и садовым паркетом; клинкерный кирпич — с природным валунами и брусчаткой, мозаичная керамическая плитка — с брекчией или плитняком. Не следует упускать из виду и цвет дорожного покрытия. Мостовой камень кроме традиционного серого или красновато- бордового цвета может быть еще черным или зеленым. Неоднородная по составу речная галька обычно пестрая, а мелкий гравий имеет оттенки от белого до желтоватого. Цвет плитняка зависит от той породы, из которой он сделан, и также весьма разнообразен: от почти черного, бордового до светлого с розоватым или желтоватым оттенком. Главное - не бояться комбинировать.

При выборе материала для строительства дорожки следует подумать об интенсивности её

использования. Мягкое покрытие (гравий, песок, кирпичная крошка) предназначено только для пешеходных дорожек, даже тяжелогруженая тачка или детская коляска может оставить на такой дорожке колею. Плитка с песчаной подсыпкой более надежна, а уложенная на бетон или сухую цементную смесь, выдержит и легкую садовую технику. Площадка для стоянки автомашины или въезд в гараж требует специальной основы и твердого покрытия. Это может быть бетон, армированная плитка на бетоне либо мостовой камень на песке (горизонтальная площадка или подъезд), сухой цементной смеси (незначительный уклон) или бетоне (съезд в подземный гараж). Не стоит перестраховываться и делать везде дорожки на бетонной или песчано-цементной смеси — это нецелесообразно и дорого.

Покрытие пешеходных дорожек не должно быть скользким в сырую погоду, поэтому не нужно использовать для мощения гладкую плитку, осколки полированного гранита или мрамора. Все дорожки для лучшего просыхания и предотвращения появления луж делаются с уклоном 2% от середины к краям и 0,5-1,5 % вдоль дорожки на каждый метр.

Дорожки при проектировании наносят на план в соответствии с масштабом. Лучше сделать несколько вариантов и выбрать из наиболее подходящей. Сразу после выполнения земляных работ и выравнивания территории участка на него переносят контуры дорожно-тропиночной сети. Для этого потребуется моток крепкого шнура и достаточное количество колышков.

Разбивку обычно начинают от входа на участок до крыльца дома, затем от крыльца дома, последовательно двигаясь по всему участку. Шнурком, натянутым на взбитые в землю колышки, намечают одну из самой длинной дорожки. На достаточно прямых участках колышки вбивают на расстоянии 2-3м, на изгибах гораздо чаще, чтобы избежать изломов и добиться плавного поворота. Во время разбивки периодически сверяются с планом и вносят необходимые коррективы. Противоположную сторону дорожки наносят параллельно первой, используя заранее приготовленную рейку с отметкой ширины разбиваемой дорожки. К каждому из колышков перпендикулярно прикладывают шаблон ширины и напротив на нужном расстоянии забивают еще один колышек. На вновь выставленные колышки натягивают шнур. Когда намечена основная дорожка, переходят к разметке второстепенных дорожек. По контуру роют траншею глубиной 10-15 см. На этом этапе проводят контрольный расчет материалов, которые потребуются при строительстве, так как во время разбивки дорожки в ее конфигурацию могут быть внесены какие- либо изменения, дополнения или уточнения.

Дно вырытой траншеи профилируют и утрамбовывают, после чего переходят к подготовке основания дорожки.

Основание сооружают в зависимости от типа выбранного покрытия( бетонное покрытие, покрытие из брусчатки и мостового камня, плиточное покрытие, мягкое покрытие).

В некоторых случаях необходимо укреплять края дорожек и площадок различными бордюрами. Для укрепления краев дорожек и могут использоваться специальный бордюрный камень для газона, поставленный на ребро кирпич или мостовой камень, брусчатка, природные валуны небольшого размера, деревянный брусок и т.д.

Дороги, предназначенные для въезда машин, покрывают специальными ячеистыми плитками, сделанными из прочного полимерного материала. Основание дороги готовится обычным способом.

Любые дорожки требуют ухода , пусть и несложного, тогда они прослужат долго.

купить уличные фонари в москве