Menu Content/Inhalt

Latest Articles

Most read

Дикость в саду

Каменистые сады - это, пожалуй, самое большое достижение человечества. Дело в том, что на протяжении веков садоводы упорно стремились изменить природу. Они выращивали декоративные растения, стригли траву, засыпали землю химическими удобрениями, с корнем вырывали сорняки и объявляли кровавую вендетту жучкам, паучкам, личинкам и бабочкам. Однажды, окинув взглядом творения рук своих, человек понял, что ничего лучше, чем создала природа, он сделать не может. С тех пор в любом саду особо ценится естественная красота, которую совершенно безвозмездно дарит нам окружающее пространство.
Каменная философия

Самые первые сады, в которых использовался природный камень, появились в Юго-восточной Азии еще в Х веке. Благодаря философским и религиозным представлениям этих стран человек не противопоставлял себя природе, а, наоборот, все живое было предметом его поклонения. В Японии, Китае и Корее создавались неповторимые сады, где камень играл главную роль. Здесь уж точно нельзя было найти симметрию, столь свойственную всему искусственному. При создании садов старались подчеркнуть не только красоту местной природы, но и величие национальной идеи. А это уже вопросы духовного развития личности и постижения возвышенного. Поэтому в восточных садах высаживали только местные растения: простые и не броские. И каким-то непостижимым образом разбрасывали камни. Видно время такое было. Цветы, трава, ручей, блики света и камни создавали настроение умиротворенности и спокойствия, помогали почувствовать гармонию природы и радость существования. Знаменитый японский Сад камней, в древней столице Киото, до сих пор изумляет посетителей своим совершенством и неразгаданной тайной. Так что каменистые сады – это вечное.

В Европе первые каменистые сады (рокарии) появились в конце XVIII века. По заверениям историков произошло это случайно. Кто-то из придворных садовников решил побаловать королевский взор и высадить цветы, растущие исключительно в горах. Поскольку они не могут прижиться на обыкновенной почве, садовнику пришлось устраивать горки, каменистые гряды и стенки из сухой кладки. Таким образом, были созданы условия, похожие на те, в которых эти растения жили раньше.

Первое достоверное упоминание о коллекции горных растений относится к рокарию, созданному неким физиком Гарденом в 1772 году в лондонском районе Челси. В 60-70-е года XIX все крупные ботанические сады России, Германии и Англии обустроили на своей территории разновидность рокария - «альпийские» сады. Правда, назначение этих каменистых садов было самым утилитарным: исключительно в целях разведения и изучения «горцев». В начале XX века рокарии вошли в моду и стали неотъемлемой частью садов ландшафтной планировки. В это время и были сформированы основные требования к внешнему виду каменистых садов.

Стилистически все каменистые сады условно можно разделить на три категории: ландшафтные - моделирующие вид какого-либо горного ландшафта, художественные (пейзажные, фантазийные) - создающие выдуманный или идеализированный образ горной местности и коллекционные - построенные исключительно для выращивания редких видов растений.

Эта классификация весьма условна и отражает лишь общие тенденции развития рокариев. На самом деле, каждый садовод или дизайнер пытается создать свой стиль, отражающий исключительно его мировоззрение. Часто авторы каменистых садов пытаются воспроизвести какие-либо существующие горные ландшафты. Однако далеко не всем это удается, поскольку подобная задача по плечу лишь профессионалам. Создатели художественных и фантазийных садов не повторяют в точности тот или иной пейзаж, а изображают нечто «по поводу». В принципе, это значительно легче, рациональней и очень красиво. Поэтому считается, что идеальный рокарий должен воплощать в себе некий художественный образ, быть элементом украшения или частью садовой композиции.

Переход через Альпы

«Альпийские горки» (альпинарии) получили распространение в конце XIX - начале XX века. Они изначально создавались с одной стороны как диковинное парковое украшение, с другой - как коллекция растений альпийских высокогорий. Впоследствии в них стали выращивать не только альпийскую флору, но и любую другую, которая только по внешнему виду напоминает горную.

Стилистически альпинарий относится, конечно, к фантазийным рокариям. Такие сады представляют собой террасированные холмы, расположенные одиночно или образующие подобие горной системы. Террасы отделяют друг от друга проходами и соединяют лестницами, сложенными из плит. Все сооружение по периметру окантовывают поребриком или ограничивают камнями. Центром композиции, ее вершиной, служит массивный, вертикально стоящий камень или группа камней. Они символизируют горный пик. По склонам укладывают более плоские, но тоже массивные камни.

Горные породы, которые используют для создания рокариев, больше ценятся за декоративные качества, чем за функциональность. Поэтому нередко туфы соседствуют с гранитом, слоистым известняком и даже с «руинами» - обломками колонн и фризов. Подобные сооружения выглядят настолько помпезно, что напоминают каменные пирамиды, нежели горные массивы.

«Альпийская горка»- идеальный вариант для тех, кому надоело однообразие сада и хочет найти способ его изменить. Камни имитируют часть горного ландшафта, где все хаотично и неоднородно. Собственно говоря, именно это и привлекает садоводов и дизайнеров.

Создавая альпийскую горку, не следует забывать о нуждах растений - для благоприятного развития горных видов необходимо создание специальных посадочных мест: лунок, террас, расщелин, склонов. Помимо пользы для растений эти элементы вносят разнообразие в общую композицию. В любое время года «горка» должна смотреться эффектно не только за счет растений, но и благодаря красиво и естественно уложенным камням.

Букет кустовых злаков

Несмотря на то, что альпийская горка выглядит замечательно, ее достаточно трудно построить и необходимо обеспечить постоянный уход.

Прежде чем начать строить горку, нужно решить, что за растения на ней будут расти, и как они будут располагаться. Самый сложный вопрос, естественно, выбор растений. Ассортимент очень специфичен. Он включает только дикие растения высокогорного альпийского пояса. Это низкорослые кустовые злаки, карликовые генцианы, эдельвейсы, ковровые камнеломки и минуарции, стелющиеся ивы, подушковидные дабы, миниатюрные ушковые примулы, пульсатилла весенняя и другие редкие растения. Для благоприятного роста им необходим небольшой, хорошо дренированный и защищенный от палящего солнца участок - терраса «горки», площадка рядом с группой камней или «прикрытие» из горных сосен и можжевельников. Выбирая растения для альпийской горки, не следует отдавать предпочтение неприхотливым видам типа резухи, ясколки и мыльнянки, поскольку они могут создать опасность (как сорняки) для более хрупких и нежных видов цветов.

Высаживать растения в рокарии желательно по такой схеме: у мелких камней – организуют заросли низких почвопокровных растений, у более массивных – располагают несколько крупных цветов. Растения в роккарий высаживают в небольшом количестве, поскольку декоративный эффект здесь основан на естественной красоте природы. Поэтому не менее половины площади роккария должны занимать камни и гравий.

На семи холмах

Создание альпийской горки начинается… с ямы, которую заполняют камнями и керамзитом вперемежку с почвой. Таким образом имитируют «горную местность». Далее приступают непосредственно к формированию горки. Традиционный способ - это укладка ярусами, когда камни располагают снизу вверх, чтобы получились террасы «с карманами». Чаще ярусы организуют в виде латинской буквы V. В основание кладут "ключевой" камень, далее от него в стороны укладывают более мелкие камни. Желательно, чтобы камни различались по размеру и были сгруппированы блоками по 3-5 штук. Это позволяет избежать однообразия.

Пространство между камнями заполняют специально подготовленной почвенной смесью, которая хорошо удерживает влагу и содержит достаточно питательных веществ. В качестве наполнителя используют разрыхлители: керамзит, шлак, мелкий гравий, а также слюду. Добавки структурируют почву, а слюда выполняет роль отражателя, помогая избежать перегрева почвы под лучами солнца и, как следствие, излишней потери влаги. Вот в такой «почво-грунт» и высаживают растения. При создании цветочной композиции необходимо учитывать сочетания растений по окрасу, внешнему виду, размерам и биологическим особенностям. Не редко вместе с однолетними растениями высаживают многолетники, добиваясь того, что альпийская горка будет всегда иметь свой оригинальный и неповторимый вид.

Настоящий садовый шедевр создать не легко, поэтому часто процесс строительства альпинария упрощают до предела. Существует вероятность, что созданная садоводами-любителями альпийская горка будет выглядеть просто клумбой с камнями. Что бы этого избежать нужно придерживаться простых правил. Площадь самой горки должна быть минимум 2,5м х 1,5м. Камни нужно немного закопать в землю и тем самым создать видимость скалистого склона. Разумеется, не стоит среди камней сажать розы, пальмы или крыжовник.

Автор статьи: Ирина Жернова

архитектурная ландшафтная подсветка