Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Жизнь arrow Сон в летнюю ночь

Latest Articles

Most read

Сон в летнюю ночь

Сон в летнюю ночь

Владелице земельного надела площадью 27 соток, расположенного в Красногорском районе Подмос­ковья, не пришлось отказываться от мечты. Един­ственное пожелание, которое заказчица высказа­ла специалистам ландшафтной фирмы — разра­ботать проект архитектурно-усадебного ансамбля, ассоциирующегося с творчеством Антонио Гауди. Основными "носителями" причудливого, фанта­стического стиля предстояло стать жилой по­стройке и территории, примыкающей непосредст­венно к дому. Композиция сада также следует ос­новополагающему замыслу, хотя при его обуст­ройстве пришлось учесть суровые климатические условия средней полосы и характер местности. Маэстро испанского модерна создал большинство шедевров в Барселоне и ее окрестностях, где превалирует всхолмленный рельеф с довольно скуд­ной, но теплолюбивой древесной растительностью. Творения гениального архитектора — весьма зре­лищная, монументальная фантасмагория, однако на ограниченном пространстве причудливые, по­рой даже демонические образы будут смотреться угнетающе, поэтому облик здания — отнюдь не послушное "цитирование" Гауди, а скорее произ­ведение, созданное под влиянием творчества мас­тера. В основу планировки территории положена пейзажная концепция, но многие приемы форми­рования ландшафта характерны именно для са­дов модерна. В итоге облик стилизованной усадь­бы весьма необычен, но в то же время она не ка­жется нелепой среди традиционной для Подмос­ковья застройки.

На стадии проектирования важно предусмот­реть любую деталь, поэтому параллельно выра­ботке стратегии оформления специалисты выяв­ляют и пытаются устранить негативные факторы, в большей или меньшей степени свойственные ка­ждому объекту. В данном случае даже до проведе­ния изыскательских "раскопок" было очевидно, что территория нуждается в дополнительном осу­шении. В поселке предусмотрена система общего ливневого водоотвода, но низинное расположение участка в совокупности с близким залеганием грунтовых вод и тяжелым механическим составом грунта провоцировали чрезмерную сырость. Излишки влаги решили выводить в поселковый кол­лектор с помощью разветвленной системы под­земного дренажа. Водопроницаемость почвы уве­личили в процессе моделирования нового релье­фа, создав из торфопесчаной смеси и плодородно­го грунта "подушку", минимальная толщина кото­рой под газоном составляет 0,3 м.

Уже на начальном этапе работы было решено, что за насаждениями будет ухаживать садовник, а своевременный полив обеспечит автоматическая система орошения (аналогичное оборудование ус­тановлено в зимнем саду, где собрана обширная коллекция оранжерейных видов). Бесперебойное орошение большой территории невозможно без резервуара-водонакопителя, поэтому важной ча­стью системы полива стала емкость объемом три кубометра, спрятанная в подземный бетонный бункер. На поверхности остались задекорирован­ные вентиляционные отверстия и почти незамет­ный люк, необходимый для профилактического осмотра оборудования, замены фильтров, консер­вации системы на зиму и других технологических мероприятий.

Жилой дом с зимним садом, бассейном и гара­жом — единственное на участке капитальное строение. Польза от объединения нескольких зда­ний особенно ощутима в зимние холода, к тому же за счет подобного решения расширяется озеленен­ная часть усадьбы. Периметр дома обозначен ши­рокой полосой мощения, в него можно попасть из въездной зоны и с просторной террасы, выходящей в сад с противоположной стороны. Постройка отсе­кает приватную территорию от ворот и калитки, отбрасываемая зданием тень перекрывает преиму­щественно замощенное пространство перед гара­жом и узкий "коридор" между границей участка и бассейном. Солидный "бальнеологический" объект не был предусмотрен первоначальным проектом и примкнул к почти полностью достроенному дому, существенно изменив уже согласованные планы благоустройства и посадочных работ. Потому уста­новленный ранее среди плодовых насаждений пе­реносной бассейн решили убрать. Теперь на месте сборной конструкции зеленеет газон, что, бесспор­но, пошло на пользу ландшафту.

Огромный дом благодаря необычной конфигу­рации и продуманному декору напоминает фанта­стическое живое существо. Каменный цоколь асим­метричной, "текучей", словно обработанной ветра­ми и ливнями постройки кажется выросшим из земных недр, а дальнейшее развитие "организма" вширь с трудом сдерживают мощные "деревья" с фактурной "корой". Наполовину утопленные в сте­нах "стволы", тяжелый грубый камень в основании, "растекающиеся" лестницы и терраса... Современ­ные материалы, использованные в остеклении окон и на крыше здания, нисколько не умаляют свойст­венных модерну драматизма и лиричности.

Просторная терраса примыкает к южной части дома и в течение дня интенсивно освещается солн­цем. Изолированная от поселковых дорог и сосед­них наделов стенами дома, высоким насыпным хол­мом и плотной вечнозеленой изгородью, замощен­ная площадка стала садовой гостиной, где в хоро­шую погоду размещают кресла и стол. Из располо­женной на возвышенности зоны отдыха, где нет крупных деревьев, можно беспрепятственно любо­ваться панорамой сада. Пышный миксбордер на склоне, примыкающем к краю террасы, и другие цветочные композиции созданы хозяйкой надела. Сейчас среди растений много однолетников, в том числе кохия, гелихризум, эшшольция, душистый горошек. Ассортимент недолговечных культур бу­дет ежегодно пересматриваться до тех пор, пока большую часть цветников не займут разросшиеся многолетники: изящные лилии и лилейники, души­стые флоксы, крупные виды очитков, ярко-желтая рудбекия, пурпурный мак, эффектные "канделябры" дельфиниумов и цветущие весной луковичные эфемероиды. Светлые стены и тротуарная плитка, ароматные розы, оранжерейные экзоты в цветоч­ных горшках вызывают ассоциации с уютным, кра­сочным средиземноморским двориком. Решетки для вьющихся растений с оригинальным крепе­жом, установленные рядом с домом и по периметру большой перголы, напоминают бамбуковые конст­рукции японских садиков. В пышном восточном ду­хе оформлены все садовые фонари; к одному из них на цепи подвешена поилка для птиц.

Пергола и устроенный рядом с ней пруд — главное украшение пространства перед домом. Благодаря удачно скомпонованным элементам прогулочный маршрут стал более зрелищным, а место отдыха — более комфортабельным. Стоит отметить, что представленный в проекте водоем существенно отличается от окончательного вари­анта, неизменным осталось лишь место его распо­ложения. Площадь водного зеркала превышает 30 м 2, берега соединяет пошаговая тропинка, периметр оформлен широкой "рамой" из плитняка. Ложе водоема бетонное, берега отвесные, поэтому в холодное время года пруд осушают. Разнообраз­ную водную флору и ручных карпов переселяют в оранжерею, где также устроен водоем. Только то­гда можно оценить тщательно продуманную функциональную конструкцию: пруд четко разде­лен "пунктиром" дорожки на мелководную (менее 0,5 м) и глубоководную (1 м) зоны. Влаголюбивые ирисы, стрелолист и белокрыльник довольствуют­ся минимальной глубиной, их посадочные контей­неры декорированы галькой. Кувшинкам отвели место в противоположной части водоема, где не­престанно "гонят волну" три фонтанчика-"родни-ка". Гиацинт и водяной салат непринужденно дрейфуют по всей поверхности пруда, повинуясь капризам ветра или прихоти садовника. Порой плавающие растения прибиваются к дощатому настилу, который словно нависает над прудом, но на самом деле площадка полностью базируется на суше. Водную тему продолжают плакучая ива и родник, бьющий неподалеку из подпорной стенки и вновь уходящий в землю. Этот элемент появился в процессе освоения территории, при формирова­нии заметно понижающегося рельефа. Водный по­ток логично было бы связать с расположенным по­близости прудом, однако водные сооружения обо­соблены. Родник функционирует, используя соб­ственные резервы воды, хранящиеся в подземном баке. От попадания механических примесей (пес­ка, растительного мусора и т.п.) резервуар и насос защищены мелкоячеистой сеткой, поверх нее уло­жена округлая галька разных фракций. Подпор­ная стенка выполнена методом "сухой" кладки из натурального плитняка и при необходимости мо­жет заменить садовую тропинку.

Важная роль в формировании зоны отдыха от­водится перголе, длина которой составляет 15 м, а высота достигает трех метров. Легкая деревянная конструкция, а также размещенные по границе участка деревья и лианы на шпалерах перекрыва­ют обзор с соседнего участка и из строящегося рядом дома. Поставленные на ребро доски почти не мешают солнечным лучам проникать под своды, но довольно скоро лианы, деревья-крупномеры и во­доем создадут здесь особый микроклимат — оазис прохлады среди испепеляющего летнего зноя. А для принятия солнечных ванн идеально подхо­дит деревянный помост с удобными шезлонгами. Небольшие щели между досками, оставленные для вентиляции и быстрого удаления дождевой воды, не препятствуют установке садовой мебели.

Миниатюрный прудик в одном из углов участ­ка устроили вплотную к каменной стене, из кото­рой с почти двухметровой высоты бьет водопад. Это сооружение мягко завуалировало "тупик" и обозначило границу фрагмента надела. Прибреж­ную зону заняла влаголюбивая растительность, каменную кладку оживляют светильники-бра и цепляющиеся за выступы древесные лианы. Про­тивоположная часть сада отведена под плодовый сад. Помимо традиционных культур (яблонь, ви­шен, слив, груш, смородины) здесь растут боярышник, черника, декоративная яблоня, черему­ха, многоствольный "букет" из ирги. Рукотворный холм особенно заманчиво покорить в период со­зревания земляники — алые ягоды видны среди простых луговых растений. Мягкая пластика но­вого рельефа словно повторяет волнообразный профиль кровли здания, расположенного через дорогу. Возвышенность сформирована на ровном месте, основным "наполнителем" стал грунт, из­влеченный при строительстве дома, пруда и со­оружении подземного бункера. Огромный объем земли опирается на мощную подпорную стену вы­сотой два метра; со стороны улицы конструкция декорирована натуральным камнем. Вдоль кромки высажены пестролистные и красивоцветущие кустарники, у подножия холма растут сосны, а на вершине колышутся ветви плакучих ив.

Дорожки в приватной части усадьбы выполне­ны из природного камня "в разрыв". Между эле­ментами мощения зеленеет трава, поэтому тропин­ки трудно разглядеть на расстоянии. Широкая, слегка извивающаяся лента мощения обегает тер­риторию по границе, другие тропки связывают дом с перголой и водоемом, позволяя сократить путь или подойти к цветникам. Отсутствие монумен­тального ограждения существенно отличает эту усадьбу от большинства загородных владений. Ажурные решетки высотой чуть более метра фраг­ментарно отделяют сад от поселковых дорог, визу­альную изоляцию обеспечивают крупномерные древесные, а также вьющиеся растения. Границу между соседними наделами обозначают только ря­довые посадки туи. Вечнозеленые стены уже сей­час достигают двухметровой высоты, причем зазо­ры между растениями окончательно исчезли в кон­це первого сезона. В дальнейшем изгородь предпо­лагается формировать, ограничив ее рост в преде­лах 2,5—3,5 м.

Грамотно организованная подсветка под­черкнет достоинства практически любого сада, но эта усадьба в темноте выглядит особенно интри­гующе, заставляя заново увидеть, осмыслить и оценить изысканность ландшафта и неординар­ность дома. Лишь некоторые фрагменты сада полностью выхвачены из сумрака, остальные де­тали едва угадываются либо полностью тонут в плотной, загадочной тьме. Свет в оранжерее по­зволяет увидеть огромные листья пальм, тропи­ческие лианы, цветущие и плодоносящие цитру­совые. Подводные прожекторы мерцают в толще большого водоема, свет преломляется в расходя­щейся от фонтанчиков ряби. Сердцевидные ли­стья кувшинок, подсвеченные снизу, демонстри­руют уже не чисто-зеленый цвет, а темно-пур­пурную окраску "подбоя". Совершенно иначе смотрятся в спящем саду растения, еще более выразительным кажется рельеф, а оплетенная виноградом и душистыми розами пергола пред­ставляется жилищем сказочных эльфов.»

декоративные уличные фонари