Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Жизнь arrow Укрощение строптивого

Latest Articles

Most read

Укрощение строптивого

Укрощение строптивого

Благодаря взаимозаменяемости многих материалов загородный участок можно обустроить в соответствии с предпочтениями землевладельцев. Альтернативой гранитной брусчатке становится тротуарная плитка, кирпичную стену имитируют тонкие облицовочные панели, однако заменить чем-либо изящные металлические решетки, перила, светильники и другие кузнечные изделия довольно трудно.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

Сегодня художественная обработка металла пере­живает свое второе рождение. Металл использует­ся для создания самых разнообразных функцио­нальных и декоративных ландшафтных элемен­тов – заборов, ширм, арок, павильонов, фонарей, мебели, опор для вьющихся растений, скульптуры. Возможности кузнечного ремесла позволяют во­плотить любой дизайнерский замысел, продемон­стрировать безупречную четкость линий, повто­рить причудливое переплетение ветвей, хрупкую красоту цветов. Различные орнаменты, рисунки, способы обработки изделий позволяют создать ди­намичные и статичные композиции, придать усадьбе парадность, утонченность, респектабель­ность, патриархальность, романтический характер, ярко выраженный национальный колорит.

Кованые элементы прекрасно сочетаются со многими видами строительных и отделочных мате­риалов. Удачно подобранные ограждающие конст­рукции, оконные решетки, садовые павильоны и скамьи подчеркнут строгость готики, нарядность рококо, напомнят о роскошных парадизах восточ­ных владык. В декоре классической усадьбы часто задействуют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов (например, меандр). Ней­тральны по стилю рисунки в виде перекрещиваю­щихся линий, зигзагов, кругов, овалов, ромбов, звезд. Более изысканны завитки, арабески, паль­метты, шрифтовая вязь. Модерну свойственны асимметрия и чарующая текучесть линий. В основу рисунка чаще всего положен растительный сюжет: изгиб трав, переплетение лиан, цветы лилии, тюль­пана, ириса, мака, орхидеи.

КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА

Прежде мастера кузнечного дела занимались штучным производством, сегодня изготовление наиболее востребованных изделий может быть поставлено на промышленную основу. Неболь­шие элементы – листочки, розетки, пики, эмбле­мы – часто изготавливают методом штамповки. Для воспроизводства отдельных фрагментов за­тейливого рисунка, конструктивных элементов типовой садовой мебели, малых архитектурных форм и т.п. иногда применяют художественное литье из стали, чугуна, сплавов на основе алюми­ния или меди. Многие сложные конструкции со­бирают из литых, штампованных, кованых фраг­ментов, что в некоторых случаях уменьшает тру­дозатраты и позволяет снизить стоимость изде­лия. В ряде производственных мастерских цена зависит от сложности заказа и объема работы. Представленные в каталоге изделия обходятся значительно дешевле выполненных в единичном экземпляре. Самые экономные заказчики могут приобрести "полуфабрикаты" для самостоятель­ной сборки.

Повышающийся спрос на кованые элементы в совокупности с низкой информированностью поку­пателей приводит к заполнению рынка изделиями сомнительного качества. Недобросовестные произ­водители за ковку порой выдают конструкции, изготовленные методом холодного деформирования металла (скручивания, гнутья и т.п.).

Неблагоприятный климат уже в первый год эксплуатации способен сделать непрезентабель­ным изделие без защитного покрытия, поэтому все ландшафтные элементы подвергаются соот­ветствующей обработке. Эффективную защиту обеспечивает горячее цинкование, однако подоб­ным образом обрабатывают лишь элементы не­больших и средних размеров. Хорошо зареко­мендовало себя порошковое покрытие: единич­ные повреждения защитного слоя появляются лишь через пять-семь лет с начала эксплуата­ции. Также пользуются популярностью грунтов­ки, эмали (в том числе автоэмали), специальные кузнечные краски. Большинство защитных средств выдерживают капризы погоды не более двух-трех лет, кроме того, целостность изоли­рующего слоя может быть нарушена из-за несо­блюдения технологии обработки. Готовые изделия необходимо обезжирить, тщательно зачис­тить сварные швы, затем нанести антикоррози­онное покрытие. Если покрытие разрушается, с поверхности всего изделия или его отдельного фрагмента приходится удалять старый слой и ржавчину, а затем наносить новое защитное средство. Качественная обработка в итоге суще­ственно экономит средства и время, надолго за­щищая металл от коррозии. Готовые кованые и литые изделия окрашивают в черный, темно-ко­ричневый, серый, зеленый, белый и другие цве­та, весьма эффектно смотрятся оттенки золота, серебра, бронзы, латуни. Поверхность металла после окраски может быть блестящей, матовой, с имитацией патины.

ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ

Забор, калитка и въездные ворота формируют пер­вое впечатление об усадьбе, поэтому декору грани­цы надела придается не меньшее значение, чем воз­ложенной на забор охранной функции. Границы ча­стного владения часто обозначают коваными или сварными металлическими конструкциями. По прочности и долговечности железный забор значи­тельно превосходит деревянный и сопоставим с со­оружениями из камня, кирпича и бетона. Возводить глухие "берлинские" стены целесообразно лишь в том случае, когда необходимо надежно изолировать участок от соседних наделов. Однако сплошное огра­ждение лишит владельцев удовольствия любовать­ся окрестными пейзажами, зрительно уменьшит площадь надела, ухудшит ингаляционный режим территории. В капитальном заборе стоит оставить серию окон или арочных проемов, забранных в прочные и красивые кованые решетки.

Проницаемая для взгляда и ветра ограда – идеальный вариант для обрамления большинства загородных участков, особенно расположенных в черте охраняемых населенных пунктов. В некоторых поселках существует регламент застройки, за­трагивающий, в частности, тип и декор огражде­ний. Приоритет зачастую отдается именно ажур­ным конструкциям, благодаря чему общественные зоны элитарных поселков приобретают стилевую целостность. Комбинация из кованых решеток и других материалов смотрится более респектабель­но, нежели ограждение, полностью выполненное из металла. К тому же ажурная преграда кажется на­дежней в сочетании с "тяжелыми" конструктивны­ми элементами. Классический вариант – камен­ные либо кирпичные опорные столбы, базирую­щиеся на таком же цоколе, и визуально проницае­мые решетчатые пролеты. Несущую конструкцию часто выполняют из бетона и облицовывают искусственным камнем, также для комбинированного оформления периметра усадьбы используют архи­тектурный бетон, имитирующий природный песча­ник, известняк. Калитка и ворота могут быть ажур­ными, с изысканным рисунком на фоне цельного листа металла. Реже "подложку" выполняют из морозоустойчивого полупрозрачного пластика.

Технология художественной обработки ме­талла позволяет воспроизвести на ограждении классические орнаменты, восточные арабески, мо­тивы, свойственные модерну. По предоставленно­му эскизу искусный мастер выполнит индивиду­альный заказ, например, выкует для украшения ворот или фронтона главного усадебного строения фамильный герб или вензель землевладельца.

Символом загородной резиденции порой становят­ся угадывающиеся в хитросплетении металличе­ских прутьев силуэты животных, подковы, рога изобилия. Весьма популярны растительные моти­вы, например, увивающая прутья виноградная ло­за. Верхняя кромка ограждения обычно представ­ляет собой затейливо изогнутую линию, подчас оживленную позолоченными шариками, розетка­ми, цветочными гирляндами и т.п.

Ограждающие конструкции также подойдут для вольера с собаками, декоративными дверца­ми иногда изолируют хозяйственную площадку. Рядом с кованой калиткой будет уместен выпол­ненный в том же стиле почтовый ящик, а номер дома можно выделить рамой.

Если металлический забор должен стать пре­градой для непрошеных гостей, его высота со­ставляет не менее 1,8-2,2 м. Поперечные пере­кладины и хитросплетение изысканных узоров превращают иные конструкции в подобие лест­ниц, поэтому орнаментом рекомендуется оформ­лять лишь верхнюю и нижнюю кромки достаточ­но высокого ограждения. Прутья решетки могут быть прямыми, витыми, слегка изогнутыми и да­же имитирующими бамбуковые стебли; по верх­нему краю ограду порой "вооружают" острыми пиками.

ДОМ В КРУЖЕВАХ

Установив ажурную ограду по периметру сада, логично использовать аналогичный декор для уса­дебных построек. Импозантность особняка в стиле арнуво подчеркивают кружевные оконные пере­плеты, перила лестниц, козырек над входом, за­тейливые ограждения балконов, а также балкон­чики для контейнеров с цветами. Многие дома в классическом духе и строения, не претендующие на принадлежность к определенному стилю, так­же можно дополнить изделиями, которые выпол­нены одним из методов художественной обработки металла. Ковка и литье гармонируют с оштукату­ренными стенами, кирпичной кладкой, грубо обра­ботанным камнем и отполированным до зеркаль­ного блеска мрамором. Двери и ставни добротного деревянного сруба стоит декорировать коваными накладками. "Тяжелым", монументальным строе­ниям металлическое кружево придает воздуш­ность, с его помощью можно завуалировать неко­торые неэстетичные, но необходимые элементы, например, опутывающие здание газовые и водо­сточные трубы. В цокольном этаже изящные ме­таллические решетки защищают окна и огражда­ют оконные приямки. Границу по периметру экс­плуатируемой кровли также целесообразно обо­значить легкими металлическими конструкциями. Благодаря мелким декоративным и функцио­нальным элементам облик строения станет более продуманным и оригинальным. Стильными эта­жерками и ампелями со множеством ярких цве­тов украшают крыльцо, террасу, балкон, патио. Ковкой можно оформить конек крыши, специаль­ными зонтиками защитить от дождя дымоходы. На шпиле устанавливают флюгер в виде совы, "золотого" петушка, летучей мыши, бегущей ло­шади, быка, кораблика, летящей на метле колду­ньи. Фонари на кованых или литых кронштейнах монтируют над входами и балконами; светильни­ки с опорами различной высоты освещают веду­щие в дом ступени. Путь в живописный "замок" порой проходит по кованому мосту, вход "охраня­ют" рыцарские латы, рогатые шлемы древних викингов, развешенные по стенам мечи, секиры и ятаганы.

ИЗЯЩНЫЙ СИЛУЭТ

Одни малые формы помогают акцентировать от­дельные фрагменты сада, другие разделяют тер­риторию на функциональные зоны, задают ком­позиции ритм либо придают усадьбе целостность. Часто организующим элементом ландшафта ста­новятся садовые светильники и малые архитек­турные формы. В "дворцовом" парке уместны так называемые пушкинские фонари с опорой высо­той минимум 2,2 м. Светильники в стиле модерн иногда выполняют в виде цветка: плафон округ­лой формы превращается в "бутон", опора – в эффектно изогнутый "стебель", декорированный листьями, усиками, ягодами. Стекло плафона мо­жет быть прозрачным, цветным, матовым, с эф­фектом инея, дождевых капель, пузырьков. "Ди­кий" уголок усадьбы стоит украсить светильни­ком, словно оплетенным узловатыми корнями. В стилизованном китайском садике на мостах, крышах беседок устанавливают скульптурные изображения сказочных драконов.

Довольно часто металл комбинируют с други­ми материалами, к примеру, сиденья и спинки кованых садовых диванов, кресел, стульев вы­полняют из дерева, текстиля и т.п. Столешницы делают из дерева, стекла, инкрустируют камнем, цветным стеклом, морскими раковинами. Камен­ным, кирпичным, бетонным мостикам и лестни­цам особую воздушность придают "кружевные" перила. Коваными и литыми элементами обрам­ляют основание ротонды; из металла выполняют остовы скамей, качелей, скобы и замки на "ста­рых" постройках. Ковку используют для декори­рования фонтанов, "старинных" колодцев, сол­нечных часов.

Кованые решетки между массивными стол­бами навеса отчасти смягчат тяжеловесность конструкции и помогут обособить уголок отдыха от остальной территории. Мебель, различные ак­сессуары и конструктивные элементы из металла незаменимы при обустройстве летних кухонь, па­тио, зон барбекю. Скульптурными изображения­ми птиц и животных стоит оформить участок, стилизованный под естественный ландшафт. Ширма, крыша перголы, спинка скамьи могут превратиться в огромную паутину. Выполненные из металла фигурки улиток, ящериц, кузнечиков и т.п. размещают вблизи мест отдыха, рядом с прогулочными дорожками, иначе небольшие из­делия будут практически неразличимы среди бо­лее крупных деталей ландшафта.

НАДЕЖДА И ОПОРА

Арки, ширмы, трельяжи, перголы, ограждения, обелиски и другие малые архитектурные формы обычно служат опорами для вьющихся растений. Девичий виноград или хмель быстро оплетут ко­ваную ротонду, дотянутся до оконных перепле­тов и балконных ограждений. Изящные конст­рукции летом частично скрыты листвой, однако зимой становятся самодостаточными элементами оформления, четко выделяясь на фоне заснежен­ного сада. Из крупногабаритных решетчатых эле­ментов с вьющимися формируют анфилады, крытые аллеи, затененные места для отдыха.

У тяжелых, высоких конструкций бетонируют опоры, основания небольших обелисков фикси­руются в грунте. Для визуальной изоляции сада вьющиеся растения высаживают вдоль ажурного забора.

Благоустройство и озеленение усадьбы не должно проводиться спонтанно. Важно, чтобы все малые формы были соразмерны площади участка и его отдельным уголкам, соответствовали стилю оформления объекта и гармонировали друг с дру­гом. Чем больше эффектных элементов использо­вано для декора сада, тем спокойнее общий фон ландшафта. Основой сада в этом случае становятся подстриженные газоны; древесные насаждения компонуют в живые изгороди и однопородные группы. Для дорожек и площадок предпочтитель­ней однотонное мощение либо едва заметные пере­ходы оттенков.

robers al6600