Рожденные для полетаОтносительно небольшие (около 150 квадратных метров) городские апартаменты со свободной планировкой предстояло превратить в уютное, стильное и практичное жилье для молодой семьи с двумя детьми. Две спальни (одна из них детская), кабинет, гостиная, кухня, два санузла и хозяйственные помещения – при таком количестве необходимых комнат не избежать дробной планировки. Однако перед архитектором стояла противоположная задача – создать и усилить в квартире ощущение большого свободного пространства. Цель была достигнута как конструктивными, так и декоративными средствами. Все приватные и хозяйственные помещения объединены длинным коридором, который благодаря своему оригинальному пространственно-художественному решению выглядит не менее торжественно, чем парадные комнаты. К тому же изолированные помещения визуально связаны с помощью традиционного приема – использования в отделке одинаковых материалов. Другая затея, отражающая архитектурно-стилевые предпочтения заказчика, – создание в сугубо городской квартире иллюзии загородного дома с присущей ему близостью к природе, но без бутафории. Этим обусловлены примененные автором проекта композиционные приемы, отдаленно напоминающие стиль кантри. Скажем сразу: характерных для него примитивности и грубоватой прямолинейности здесь нет. Это скорее неокантри – утонченное, романтизированное и чуть ироничное. Согласно одному достаточно распространенному философскому учению, человек, умеющий видеть знаки, читает окружающий мир, как книгу (если помните, один из героев Хорхе Луиса Борхеса был убежден, что в полосах на шкуре тигра зашифровано истинное имя Бога). Работа над этим проектом оказалась во многом похожей на увлекательную интеллектуальную игру – архитектор щедро наполнил жилище знаками-символами, складывающимися в своеобразный рассказ о личности и увлечениях обитателей квартиры. Кажущаяся абстрактной композиция из объемных геометрических фигур на стене в холле (темное дерево красиво выделяется на белом фоне, к тому же изящный "иероглиф" отражается в зеркале) на самом деле полна смысла – если приглядеться, штрихи и круги сольются в буквы, составляющие фамилию хозяина. Стеллаж в гостиной и решетчатая перегородка-ширма между кухней и гостиной предназначены для размещения "охотничьих трофеев" – лет двести назад сувениры, привозимые из различных экзотических путешествий, назывались бы именно так. Достаточно беглого взгляда на украшения, чтобы понять, что география поездок весьма обширна. Декорированная деревянными рейками стена в кабинете, придающая вполне европейскому антуражу этой комнаты легкий восточный колорит, создавалась для размещения милых семейных сувениров – фотографий, детских рисунков и т.п. В гостевом санузле сразу привлекает внимание небольшая ярко освещенная витрина, за которой помещена сантехническая "гребенка". Обычно ее прячут в коммуникационном шкафу, а здесь она нарочито выставлена напоказ и превращена без ущерба для функционального назначения в истинное оригинальное украшение в духе эстетики высоких технологий. Дом, в котором было приобретено жилье, носит имя красивой хищной птицы – соответственно, птичье название получил и сам проект. "Орнитологические" декоративные элементы – роспись на плафоне в коридоре и барельеф на стене в гостиной – призваны, с одной стороны, оправдать имя дома, а с другой – привнести в интерьер природные мотивы, отражающие жизнь за городом. "Художник поет, как птица, и пение его нельзя объяснить", – эта цитата из трудов Хуана Муринельо так и просится в качестве подписи под фотографиями панно и плафона. Силуэты крылатых хищников – соколов и ястребов и каллиграфически изящные фигурки ласточек, парящих на плафоне-небе, нарисованы архитектором Ильей Сибиряковым. Интересный момент – роспись создавалась по классическим канонам, и молодой художник был вынужден во время работы... лежать на лесах под самым потолком, как некогда Микеланджело. Пернатые обитатели барельефа на стене гостиной, в отличие от привычных нам ласточек, родом из тропических лесов. Мягкая светотень и бархатистая матовая поверхность стены делают их как будто живыми (для барельефа художником-архитектором Степаном Гордеевым был использован не расхожий гипс, а придуманный им уникальный материал). Впечатление усиливается при боковом освещении гостиной, когда глаза птиц начинают мерцать. Ничего ирреального в этом нет, в каждую глазницу вставлен хрусталь Swarovsky . По воле архитектора в оформлении интерьера активно использовались натуральные природные материалы. Много массива дерева, от экзотического мербау до куда более привычной нам сосны. Древесина насыщенно темного, теплого цвета – от шоколадного (сосна, из которой изготовлены балки, декор стен в кабинете и стена-ширма, тонирована под цвет венге) до чуть красноватого (паркет из мербау) – великолепно сочетается как с белой отделкой стен и потолков, так и с природным камнем благородных оттенков. В интерпретации Бориса Валкина кантри приобретает элегантность и легкую эклектичность, присущие модному ныне роскошному минимализму. Состаренный мрамор, которым облицованы рабочие поверхности и пол на кухне, территория зимнего сада в гостиной, полы в эркере спальни, подиум и ступени в коридоре, стены и пол ванной комнаты, а также подоконники во всех помещениях, сочетается с крупной серой морской галькой (ею засыпаны декоративные мраморные "карманы" в коридоре). Сложная шероховатая фактура камня при этом выигрывает от соседства с зеркально гладким паркетом (коридор) и сверкающим фарфором сантехники (санузлы). Архитектор не скрывает своего увлечения идеями великого Райта. Обманчивая стильная простота этого интерьера во многом напоминает знаменитый "Дом над водопадом". Та же цельность, та же благородная естественность и подчеркнутое отсутствие ненужных, то есть не несущих ни функциональной, ни смысловой нагрузки деталей и предметов, та же многоплановость и открытость внутреннего пространства, то же умение использовать первозданную фактуру и цвет природных материалов, смело комбинировать камень, дерево и стекло. Минимум мебели (при этом те предметы, которые удостоились чести украсить собой жилище, максимально удобны и настолько уместны, что кажется, будто родились вместе с комнатами). Чтобы достичь подобного единства, часть обстановки для квартиры пришлось изготавливать на заказ (все столярные работы осуществлялись по эскизам архитектора мастером с Украины и компанией "Русский двор"), а часть – "доводить до ума". Так, чтобы получить идеально соответствующий замыслу книжный шкаф в кабинете, его "срастили" из двух распиленных до нужного размера и фасона моделей. Повсюду – от детской до гостиной – использована мебель лаконичных форм из темного натурального дерева. Текстиль, напротив, везде светлый, мягкая мебель, ковры, покрывала и шторы имеют разные оттенки кремового – от почти идеальной белизны ванильного мороженого до мягких, теплых тонов крем-брюле. Единственное исключение – веселая сине-белая "морская" полоска в детской. Традиционное сочетание темного и светлого, использование только престижных "классических" материалов в интерьере напоминает о дорогих круизных лайнерах – как известно, дизайнеры, создающие антураж кают, предпочитают работать именно в подобной сдержанной манере. Круиз привлекает самых разных по темпераменту и возрасту людей, поэтому обстановка ни в коем случае не должна раздражать никого из потенциальных обитателей дома на воде и быть одинаково комфортной как для молодого спортивного мужчины, так и для изнеженной кинозвезды или пожилой супружеской пары. Применительно к интерьеру "семейного гнездышка" такой подход также оправдывает себя на все сто процентов: ведь в нем должно быть уютно и хорошо всем домашним. Поэтому лучше остановиться на спокойных тонах. Экстремальный дизайн и броские цвета хороши лишь для эксцентричных одиночек, любящих частые перемены обстановки. Продуманная и практичная планировка позволила, не жертвуя простором, выделить в квартире не только место для вместительных шкафов и двух санузлов, но и пространство для прачечной, чем вполне заслуженно гордится автор проекта. Кстати, ее наличие также успешно помогает создать имидж загородного дома, ведь в коттеджах всегда имеются подсобные хозяйственные помещения, для которых обычно жаль дефицитных для городской квартиры квадратных метров. Этот проект – своего рода эксперимент, убедительно доказавший, что иногда объять необъятное можно, а многие ограничения существуют лишь до тех пор, пока никому не пришло в голову проверить на прочность незыблемость запретов и границ. Идея воссоздать загородный коттедж в многоквартирном доме на первый взгляд кажется фантастической – однако, как видим, это самая что ни на есть реальность. Интерьер, придуманный Борисом Валкиным, превратил обычную квартиру в очаровательное подобие загородного дома. Если не смотреть в окно, очень легко поверить, что за стеклами не один из крупнейших мегаполисов мира, а ухоженный сад. Разумеется, с птицами, расположившимися на ветвях растущих в нем деревьев.
расчет количества светильников на теплицу |