«Физика» и «Метафизика» дигитальной архитектуры: п(р)оиски формы и воплощение невозможногоПонимание высоких технологий именно в качестве языка является чрезвычайно ценным , поскольку разрушает установленную парадигму восприятия ГГ - технологий как исключительно вспомогательных ( как таких , которые делают " грязную работу " обработки данных для решения старых задач ), и одновременно предостерегает от апокалиптического видения электронной угрозы всему человечеству . Будучи языком , цифровые технологии доказали свою способность быть эффективным инструментом самовыражения . Об этом свидетельствуют такие явления как виртуальное искусство и дигитальная архитектура , которые демонстрируют новое измерение восприятия эстетики и пространства . Возможности предлагаемые цифровой технологией стали требовать переосмысления наиболее фундаментальных принципов архитектуры , а также фигуры архитектора как ( со ) творца новой парадигмы . Как писал Грег Линн : " Архитектура — один из последних способов мысли , основанный на инертности ... Архитекторы должны прекратить думать о коробках , собраться и начать мыслить в терминах более гибких криволинейных форм ". В определении этой новой архитектуры до сих пор нет единства : термины " дигитальная ", " виртуальная ", " био - морфная ", " криволинейная ", " не - стандартная " ( non - stan dard ), " nurbs - архитектура " зачастую определяются как синонимы , вызывая всеобщее недовольство избыточностью терминологи , " которая обозначает одно и то же ". Даже относительно конкретных проектов наблюдается существенные расхождения в интерпретации и отнесении их к тому или иному стилю . Как известно , само понятие " дигитальная " архитектура появилось на слуху в результате череды архитектурных биеннале ( начиная с 2000 года ), и за это время сделало приличную карьеру : от " безответственных фантазий " архитекторов до вполне реальных зданий , от виртуальных проектов ( в обыденном понимании , как проектов , реализация коих довольно сомнительна ) до проектов виртуальных исключительно в смысле своего расположения , реальность которых доказывают вполне конкретные капиталовложения . И как следствие — введение результатов живого поиска мысли архитектурных фантазеров компьютерного моделирования до уровня клише , копий и бездарного подражания в худших традициях постмодернистской цитации . Среди тех , кого вносят в список адептов и гуру этого стиля ( хотя , то , что это именно " стиль " — опять же спорно ): группы " Greg Lynn Form ", " Asymptote ", " Un Studio ", " NOX ", " United Architects " и др . ( хотя в числе этих " др ." наблюдается порой просто феерическое разнообразие ). При беглом взгляде на весь корпус работ , чувствуются несхожесть образов и непереводимость изобразительных систем конкретных проектов или серийных разработок , и довольно сложно смотреть на виртуальные проекты " Asymptote ", цветы - мутанты , пузыри , дома - эмбрионы Грега Линна или псевдо - органические формы " NOX " (" Wet Grid ", " Soft office ") как на целостность , даже очень комплексную . Встает резонный вопрос : неужели дигитальная архитектура называется так лишь потому , что создается с помощью новейших цифровых технологий ? Ведь тогда все последующие архитектурные революции и эволюции , обусловленные изобретениями в области технологий не будут выходить за рамки определения , а их хотя бы отдаленное подобие тому , что подразумевается под дигитальной архитектурой сейчас — остается под большим вопросом . Однако это вопрос к будущему определению понятий . Сегодня все же существует ряд важных моментов , которые объединяют взгляды и результаты работы архитекторов , входящих в эти группы . Зачастую они не слишком очевидны : как и все современное искусство , дигитальная архитектура часто нуждается в объяснении , интерпретации , одним словом — в тексте ( в широком понима h ии этого слова ). Иногда даже необходима попытка более глубокого философского анализа для понимания дигитальной архитектуры как явления современной культуры , обусловленного ее контекстом и этот контекст обуславливающего . Возвращаясь к началу статьи и тезису о пути архитектуры через воплощение невозможного , стоит рассмотреть это понятие . Возможности современных компьютерных технологий ( используем тут это клише , поскольку другими словами довольно сложно отобразить весь программно - технологический комплекс , который используется для создания архитектурных проектов ) позволили создавать трехмерные объемы любой формы . Это значит , что стало наконец возможным возвращение к своеобразным истокам постижения мира и его пространства , в котором прямые линии и плоскости являются скорее частным случаем среди миллиардов других , криволинейных вариантов . " Криволюция " в архитектуре , как ее прозвали критики , привела к разработке , условно говоря , новой " физики " и " метафизики " понимания , чувствования и интерпретирования пространства . Термины " физика " и " метафизика " — тут используются очень условно , как разработка тем глубинных законов природы и сверхчувственного опыта . Однако " физический " и " метафизический " проекты — модель , которая позволяет рассмотреть наиболее значимые потенциалы дигитальной архитектуры : " возвращение к органическому " как образцу недостижимой доселе сложности в первом случае , и изображения " идеального пространства " — во втором .
Говоря о дигитальных технологиях , тема " возвращении к природе " казалась бы не совсем уместна , однако практика дигитальной архитектуры свидетельствует об обратном . Природные формы оказались в самом деле такими сложными , что их отображение и воплощение стало возможным лишь при условии обработки данных и подсчетах во много тысяч раз превышающих человеческие возможности . Архитектурному наследию , которое вдохновляется идеей постижении природы ( тут с большей уверенностью можно говорить про биоморфную архитектуру ), свойственна либо узнаваемость образов , либо наличие черт , которые отсылают к законами природы и эволюции . Эта традиция наиболее выражена в работах " Greg Lynn Form ", " United Architects ", " NOX " и др . Грег Линн строит " Ark of the World Museum " на Коста - Рике , похожий на гигантский цветок - мутант , цветовая гама которого — сочетание ярко - зеленого и рубиново - красного — базируется на цветовой гамме коста - риканских древесных лягушек . В теоретическом обосновании этой тенденции часто указывается на то , что абстрактные поиски совершенной формы бессмысленны , поскольку по - настоящему прекрасно лишь то , что естественно . " Зачем изобретать кремниевый чип , если мозг даже крысы имеет более сложное строение ? Почему изобретают прибор ночного видения , если глаз морского черта уже его имеет ?" — недоумевает Линн . Для архитектуры внимание к природным формам не является чем - то кардинально новым , однако неожиданными являются акценты . Если раньше таким эталоном служили структуры иерархически упорядоченные , как например строение кристаллов , пчелиные соты , то сейчас внимание привлекают скорее причудливые , постмутационные формы . Внимание к эволюционирующим формам возникло из осознания неактуальности поиска " идеального существа ", и понимании того , что реально существующие виды живых организмов основаны на своей коллективной идентичности , а не на одном совершенном представителе . Этот тезис имеет несколько важных идей . Необходимо отметить , что интенция такой архитектуры направлена на поиск форм и образов за пределами человеческой истории . Ранее архитектура часто представлялась как история человека , его тела и духа : это либо взаимосоразмерность античности и дальнейших классических периодов , либо история борьбы с собой , обновления и сублимации готики , история страстей барокко и так далее . Теперь горизонты расширяются от эволюции космических пространств до мутаций микроорганизмов и генов . С одной стороны это является продолжением традиций постмодернистской архитектуры с ее бессубъектностью , однако принципиальные отличия все же есть . Не смотря на то , что формы дигитальной архитектуры достигаются исключительно цифровыми методами ( а значит им присущ некий элемент отчуждения от готовой формы , которая генерируется техническими способами ), их объединяет одна общая , вполне гуманистическая интенция . Вспомним , например , архитектуру деконструктивизма как другой пример постмодернистской архитектуры . Она воплощает в себе трагизм высокой концентрации : острые углы , расколотость и надломленность ее образов напоминают скорее остаточность ядерного взрыва , конечную точку развития , " point of no return ". В дигитальной архитектуре , наоборот , присутствует какой - то позитивный потенциал : она направлена на структуру , которая перебывает в про цессе рождения или перерождения , а значит замкнутость эволюции делает невозможным подобный трагизм . Любая смерть здесь — рождение , любая новь — это уже заложенная на генетическом уровне вариация , которая рано или поздно должна была проявиться . И одновременно , подобное понимание стоит на страже предотвращения искусственности , точной серийности ( свойственной типовым проектам предыдущих архитектурных эпох ), противоречащей закону природы . Тут впервые происходит фиксация того , что для соответствия законам гармонии мира , необходим отход от архитектуры как производства — не только штампованных зданий , но даже готовых смыслов . В это пункте мы подходим очень близко к пониманию второго , сверхчувственного проекта дигитальной архитектуры , направленного на изображение какого - то кардинально нового измерения пространства . Ведя его генеалогию , довольно часто проводят параллель с фантастической литературой , поскольку в это же время американский фантаст Уильям Гибсон написал роман " Нейромансер ", который стал культовым , поскольку именно здесь было изобретено киберпространство ( cyberspace ) как пространство , созданное " графическим отображением данных всех существующих компьютеров ". Эта находка обладала взрывной силой , поскольку появилась еще до изобретения Интернета . Фактически было заявлено об открытии нового пространства , не ограниченного никакими рамками , свойственными физическому пространству и где архитектурная мысль могла развернуться уже в абсолютно ином модусе . Этот проект дигитальной архитектуры наиболее близок к тому , что чаще всего имеют в виду под виртуальной архитектурой , хотя не ограничивается только ею — тут важна интенция , так что физическое существование наработанных ею форм абсолютно правомерно .
Речь идет об еще более экспериментальных формах , еще более " невозможной невозможности ", как например виртуальные формы , сгенерированные в соответствии с показателями времени , скорости , движения и других данных , которые предложил Хани Рашид на Венецианском биеннале . " Компьютер , — пишет он , — прежде всего удивительная мастерская , вмещающая множество инструментов . Это пространственная лаборатория с бесконечными возможностями создания новых пространств , форм и смыслов ". Показательными тут являются и другие проекты " Asymp tote ". Например , работа над Нью - Йоркской фондовой биржей заключалось в создании интерактивного пространства , дополнительного " цифрового этажа ", который бы являлся не простим отображением существующего , а служил бы скорее " приложением " к основному залу торгов , его параллельной реальностью . Еще более известный проект — виртуальный музей Гуггенхайма — работа над которым состояла в создании виртуальной среды для сбора и хранения произведений искусства , созданных с помощью цифровых технологий . Здесь идея заказчиков была в том , что новые формы самовыражения требуют соответственно нетрадиционных форм экспонирования . Размещаясь в Интернете , музей Гуггенхайма легко может избежать таких ограничений , как гравитация , статика форм и т . д ., но продемонстрировать новые возможности архитектуры — текучесть, изменчивость , интерактивность . Однако поиски новых пространственных измерений не ограничиваются сугубо виртуальным пространством , и проекты " Carlos MieLe " того же бюро " Asymptote " или же " Н 20 EXPO " N 0 X являются результатом поиска такого пространства в реальности . Традиционные формы и детали архитектурной конструкции тут максимально проблематизированы : посетителям приходится пересмотреть свои потолочно - стеново - половые представления и начать мыслить в категориях цельного , неразрывного пространства . Существует теория , согласно которой любая архитектура является наочным , практическим воплощением " духа своего времени ". Один из участников интернет - дискуссии отметил , что сегодня " сетка Безье — не только технический термин , это еще и состояние мыслей ". Ошибочно полагать , что открытые возможности дигитальной архитектуры , создание и исследование новых пространств , лишенных всех ограничений , является полем исключительно для абстрактного экспериментирования . Сегодня это скорее исследовательское поле , где архитекторы параллельно являются теоретиками и первопроходцами новых территорий , философствуя не только алгоритмом , но и являясь авторами серьёзных искусствоведческих и философских теорий . Говоря о дигитальной архитектуре невозможно опустить тот факт , насколько сильно она переплетена с мыслительными структурами и философскими концепциями современности , воплощая и даже порой визуализируя наиболее значительные понятия философии постмодернизма . Взять хотя бы то внимание , которое как философы , так и архитекторы уделяют понятию поверхности . В дигитальной архитектуре большинство смыслов находиться если не " на " то " в " поверхности , ведь именно она выступает ключевым атрибутом компьютерного моделирования . Именно поверхность , кожа , является наиболее популярным местом экспериментирования . По сути , любая форма — лишь изогнутая по определенному алгоритму поверхность , будь то капли - пузыри Грега Линна либо криволинейные складки Френка Гери . Для философов постмодернизма поверхность является ключевым понятием , выражающим установку постмодернизма на отказ от идеи глубины , характерную для классической метафизики ориентацию на поиск ноуменальной сущности объекта . Согласно Жилю Делезу , " необходимо понять , что глубочайшее — это кожа ". Именно благодаря поверхностному движению и поверхностному взаимодействию возможна новизна как таковая . Это связано с тем , что любая реализация глубинного " проекта ", предполагает то , что какое - то глубинное измерение с необходимостью существует , а значит не может рассматриваться в качестве новой по отношению к нему . " Истинное рождение , — писал Делез — возникновение подлинно нового случается именно на поверхности ". Собственно поверхность есть не что иное , как пространство взаимодействия системы с внешней средой , которая приводит в соприкосновение внутреннее и внешнее пространство , а значит причастна тому , что имеет силу различения этих сред . Собственно этим " различием ", " сгибом , который различает " и , вместе с тем , который " сам может быть различен " является складка , еще один чрезвычайно важный для философии термин , который описан в философских наследиях таких мыслителей как Г . Лейбниц , М . Хайдеггер , Н . Мерло - Понти , Ж . Делез , Ж . Деррида , М . Фуко , однако часто отсылает к Г . Лейбницу , как своему создателю , и культуре барокко в целом , для которого эта проблема впервые стала актуальной ( дигитальную архитектуру сегодня часто называют " хайтековским барокко "). Понятие складки обращено к терминам " двойник ", " удвоение ", " отражение ", " взаимоналожение " и др . " Двойственность " сгиба воспроизводится по двум сторонам , которые он различает , но которые соотносит между собой в их различии . Сгибание становится бесконечной операцией — один сгиб переходит в другой и т . д . Сгиб в сгибе , внешнее как внутреннее , отогнутое как сгиб вогнутого : такова игра или метафизическая сущность складки . В духе постмодернистской традиции , когда каждое понятие имеет несколько смысловых уровней , складка , кроме философского осмысления , имеет также другое — абсолютно буквальное воплощение , особенно если с этой точки зрения посмотреть на " La Tana Di Alice " группы NOX , проект " Immaginary Forses " или " Eyebeam " Грега Линна . J Чем не складки ?..
Если продолжать шутить на тему дигитальный архитектуры , то стоит предложить писать не ди -, а дегитальная архитектура , настолько тут сильна тяга ко всяким " де -": децентрализация , детектонизация , деориентация и , ко-нечно , детерриторизация , как наиболее активно употребляемый архитектурными критиками . Детерриторизация — это смещение ( снятие ) прежних пространственных границ , когда вопросы относительно определения глубины и поверхности , внешнего и внутреннего , центра и периферии остаются без окончательного ответа . Приставка " де -" здесь означает разрушение территории , уничтожение привычных рамок . Пространство предстает как лишенное какой бы то ни было определенности , как открытое для выделения любых топосов , каждый из которых имеет характер лишь временно - значимого . Таким образом процессы детерриторизации и территоризации оказываются связанными и неразрывными будучи включенными друг в друга , что выступает условием возможности подлинной новизны как таковой . Не имея собственного места в детерриторизованном пространстве , где им уже не выпадает функция регламентаторов , архитектурные формы норовят спрятаться , слиться с другими поверхностями ( например , проект школы " Cincinnati Country Day School " no проекту " Greg Lynn Form " или " Н 20 EXPO " NOX ). Капли и пузыри так же апеллируют к этой тенденции — представляя собой нечто , они не разрывают своей материнской поверхности , оставаясь сокрытыми под ней . Атектоничность нелинейных оболочек , которые образуються в таком пространстве , апеллируют к понятию " тела без органов ", так же чрезвычайно важным для философии постмодерна . Как тело ( в самом широком понимании — как " скользящая , непроницаемая и натянутая поверхность " у Ж . Делеза и Ф . Гваттари ) восстает против наперед заданной определенности организма , с его едино правильной формой и конфигурацией , так и архитектурная форма , открыта для вариативного самоконфигурирования , без традиционных ограничений , налагаемых законами соразмерности , симметрии и даже красоты . Сегодня все еще приходиться напоминать про взгляд на дигитальную эстетику не как на " прямоугольные модернистские здания после приема галлюциногенов ", но с позиций в корне отличных от модернистского восприятия мира ( которое уже давно не свойственно современному человеку и часто культивируется под видом " хорошего вкуса "). В одном из своих интервью Г . Линн сказал : " К сожалению , вкус сегодня играет большую роль в архитектуре . Красота , элегантность , роскошь , качество — это очень важные ценности для клиентов . Но если начать работу , думая только об этом , в результате вы получите то , от чего просто ужаснетесь . Поэтому я стараюсь начать работу , использовав как толчок совсем другие ценности ... " В лабораториях дигитальной архитектуры существует негласный запрет на употребление слов " красиво " и " невозможно "... И это не удивительно , ведь когда ищешь абсолютно новый визуальный образ , никогда не знаешь , каким он должен быть . Сегодня в дигитальном мире постоянно бурлит жизнь , происходят кардинальные изменения технологий , влияний , направлений поисков . Терминологические рамки практически лопаются , кто - то уходит , кто - то подключается , и уже традиционно поговаривают об окончании неистовства цифровых форм и завершении эры дигитальной архитектуры . Но это очень хороший знак : про смерть постмодернизма уже тоже твердят лет тридцать . И ничего . Жив пока . " И даже весьма упитан ". А у дигитальной архитектуры еще довольно обширное поле деятельности , если она и далее будет стремиться к своей изначальной цели — к воплощению невозможного .
магазин технического света |