Menu Content/Inhalt

Latest Articles

Most read

SAGA GATESHEAD

SAGA GATESHEAD

Новый музыкальный центр Saga Gateshead (" Сага Гейт­схед ") был выдвинут в этом году на премию им . Стерлинга . Объект интересен тем , что своими очертаниями напоми­нает ракушку . Усиливает эту ассоциацию место располо­жения здания — берег реки Тина . Такое гармоничное вклю­чение в ландшафт , органичность строения и элегант­ность холодного хай - тека свойственны Фостеру . В то же время , за скульптурностью его архитектуры всегда стоит целесообразность . В классификации объектов Фостера ар­хитектурным критиком Рейнером Бэнемом Saga Gateshead относится к " металлическим укрытиям ": волнообразная крыша как гигантский панцирь накрывает собой весь ком­плекс , включающий три концертных зала , несколько функ­циональных зон и речной вокзал .

- Концертный зал №1 предназначен для исполнения клас­сической музыки , концертный зал №2 — для народной му­зыки , концертный зал №3 ( Nothern Rock Foundation Hall ) специально спроектирован для репетиций оркестра " Nothern Sinfonia ".

- Речной вокзал разместился в нижней части конструкции строения , выходящей к

реке , и исполняет функции как ком­муникационного узла , так и публичного пространства . Здесь также расположены кафе , бары , магазины , кассы . Му­зыкальный учебный центр и неформальное театральное пространство .

- Функциональные помещения изолированы от концертных залов , чтобы слушатели могли без помех наслаждаться му­зыкой .

Конструкция " ракушки " совершенно автономна по отноше­нию к другим частям комплекса . Она крепится на арках . Пролет 80 метров по оси север - юг . Общая площадь ее по­верхности — 12 000 м г . Эти размеры получены в результате длительных расчетов и являются наиболее оптимальными . " Ракушка " органично связана не только с окружающей сре­дой . Форма предельно тектонична , повторяет трехчастную структуру всего комплекса ( соответственно трем концертным залам ).

Генеалогия конструкции восходит к " геодезическим конст­рукциям " архитектора Фуллера и напоминает о сотрудни­честве Фостера с этим архитектором . В 1971 году совме­стно с Фуллером Фостер реализовал проект Климатрофиса . Это была первая удачная крупномасштабная работа , в которой воплотилась идея многоцелевого выделенного пространства с собственным микроклиматом . Но сама идея создания таких легких автономномных перекрытий над большими участками территории относится еще к послевоенному периоду творчества Фуллера . Он , увлечен­ный мыслью создания максимального по объему и прочнос­ти и минимального по затратам и трудоемкости жилья — " большее в меньшем ", — пришел к выводу , что наиболее целесообразна сферическая форма . В процессе ее разра­ботки появилась идея повторяющихся треугольных эле­ментов как наиболее рациональных . Главное достоинство " геодезических конструкций " — рав­номерное распределение силы тяжести и напряжения по всей площади их поверхности . Правда у них есть и недо­статки . Первый — большие размеры , что не позволяет возводить их в плотно застроенных районах города . Вто­рой — сложность организации системы вентиляции , кон­диционирования и пожарной безопасности . Но в Saga Gateshead эти проблемы были успешно преодолены . Есть и третий недостаток — невозможность расширения строения . Но это — особенность всего творчества Фостера : предельная рациональность граничит со скульптур­ностью , все просчитано и функционализировано настоль­ко , что ничего ни прибавить , ни убавить просто нельзя . В современной архитектуре идея легких укрытий над боль­шими территориями нашла наибольшее применение при строительстве аэропортов , свою роль в развитие кото­рой внес и Фостер ( самый известный его проект — аэро­порт Chep Lap Kok в Гонг Конге ). Впрочем , образ " ангара для самолета " угадывается и в силуэте Saga Gateshead . Это заметили журналисты британского журнала " Гардиэн ", как - то написав , что Фостеру " больше нравится создавать архитектуру для самолетов , чем для людей ".

План первого уровня .

Акустические характеристики концертных залов могут варьироваться не зависимо от их основного профиля . Это позволяет использо­вать залы для музыки разных жанров .

a . Концертный зал №1. Этот зал предназна­чен для исполнения музыки XVIII - XIX ст . В его дизайне заложена возможность механическо­го регулирования акустических параметров : шесть мобильных панелей на потолке ( каж­дая весом 14 тонн ) позволяют изменять вы­соту помещения на 10 — 21 метров ; 90% по­верхности стен закрывают регулируемые зву­копоглощающие занавесы .

b . Концертный зал № 2. Интересное прост­ранственное решение . Зал на нижнем уровне представляет собой пятигранник , а выше при­обретает форму десятигранника . Такая геоме­трия помещения сделала его оптимальным для исполнения народной музыки , составляющей репертуар ведущего британского ансамбля на­родной музыки " Folkworks ", но может использо­ваться и для концертов классической музыки .

c . Концертный зал №3 (Nothern Rock Foundation Hall). Он максимально приближен к акустичес­ким характеристикам концертного зала №1. Качество звука регулируется с помощью звуко­поглощающих занавесов .

P . S

Кстати , первая крупномасштабная экспериментальная " геодезическая конструкция " Фуллера была построена на территории колледжа Black Mountain College ( Северная Ка­ролина , США ) еще в 1948 году . Ее диаметр — 50 футов . Так как в те годы архитектурное проектирование еще не было компьютеризировано , расчеты по этому проекту велись " вручную " целых два года и были закончены только благо­даря помощи молодого ассистента Фуллера — Дональда Рихтера ( Donald Richter ). Но , к сожалению , эксперимент провалился : конструкция не простояла и нескольких ми­нут . Но сей факт не убавил энтузиазма Фуллера , и он про­должал экспериментировать в этом направлении . А со временем купил компьютер ...

светильники slv уличные