Menu Content/Inhalt

Latest Articles

Most read

Светская жизнь

Светская жизнь

АЗЫ ОСВЕЩЕНИЯ

Схему размещения светильников и разводку кабе­ля разрабатывают на основе генплана. Стоимость проекта освещения варьируется от 7 до 25 у.е. за сотку. В идеале в его разработке принимают уча­стие ландшафтный архитектор и инженер-элек­трик, но на практике подобный тандем могут позво­лить себе только крупные компании. При заключе­нии договора на проведение работ проект часто вы­полняется бесплатно. Монтаж системы желательно приурочить к этапу благоустройства, а окончатель­но "настраивать" некоторые элементы подсветки целесообразно лишь в полностью оформленном са­ду. Рытье траншей и прокладка кабеля обходятся в 3-15 у.е./пог. м (без стоимости материала), монтаж светильников на готовое основание с подключени­ем — минимум в 10 у.е. за штуку. Порой актуаль­ность "иллюминации" владельцы осознают, когда в усадьбе уже существуют дорожная сеть, подпор­ные стенки, газоны, древесные насаждения. Квали­фицированные специалисты аккуратно сделают "трансплантацию", но в этом случае работа будет оценена дороже.

Фонари высотой от 2 м должны иметь класс за­щиты не менее IP 23, более низкие светильники — IP 44, прожекторы подсветки — IP 55. Элементы, встраиваемые в дорожное покрытие и предназна­ченные для водных сооружений, отвечают самым высоким требованиям — IP 67 и IP 68 соответствен­но. Класс электроизоляции обозначается римскими цифрами, от I до III . Каждый производитель ис­пользует собственные рецепты для защиты улич­ных фонарей от природных и антропогенных воз­действий, поэтому в разных компаниях гарантия на продукцию варьируется от года до 25 лет, на мон­тажные работы — от года до пяти лет.

Светильники изготавливают из самых разных материалов — дерева, камня, нержавеющей стали, алюминия, бронзы, а также высокопрочных компо­зитов. Источниками света служат галогенные и обычные лампы накаливания, компактные люми­несцентные лампы высокого давления и т.д. Для снижения расхода электричества используют све­тильники на солнечных батареях, которые заряжа­ются днем, а ночью преобразуют накопленную энергию в свет. Правда, для полной зарядки акку­муляторов солнечные лучи должны попадать на панели батарей в течение всего дня. Преимущество фонарей подобного типа — для их установки не нужно копать траншеи и прокладывать провода.

СВЕТЛЫЙ ПУТЬ

В режиме дежурного освещения принято подсве­чивать ворота, калитку, ведущую к дому дорож­ку и крыльцо. Кроме того, светильники распола­гают вблизи подъездной дороги, парковочной площадки, гаража. Если "автотрасса" одновре­менно является парадной аллеей обширного зем­левладения, обустроенного по "дворцовым" канонам, ее принято освещать фонарями так называе­мого верхнего света. Плафоны с матовым покры­тием (круглые, цилиндрические, граненые, оди­ночные или по два-пять на опоре) размещают как минимум на двухметровой высоте.

Часто для подсветки подъездного пути ис­пользуют фонари высотой 0,8-1,5 м (в том числе болларды) или светильники, встраиваемые в до­рожное покрытие. Бра и подвесные фонари можно разместить непосредственно на здании. Монотон­ность подсветки поможет разрядить "маяк" — вы­деленное светом крыльцо или фрагменты декора фасада (колонны, фронтон, балюстрады, балкон и т.д.). При использовании приборов направленно­го света луч не должен попадать в окна коттеджа.

Фонари с сенсорными датчиками обычно раз­мещают на пути от калитки к дому. Они не только благополучно "доведут" вас до входа, но и свое­временно предупредят о вторжении непрошеных гостей. В охранных целях на открытых простран­ствах (во вспомогательной или хозяйственной зо­нах, на пристани) применяют заливающее осве­щение, а по периметру владения направляют свет вдоль ограждения. Прожекторы могут го­реть "для устрашения" всю ночь, но наибольший эффект производит свет, неожиданно ослепляю­щий нарушителя частной собственности.

ТЕАТР СВЕТА И ТЕНИ

Постоянно подсвечивать необходимо лишь наиболее посещаемые зоны сада и потенциально опасные места. Для удобства систему освещения участка

разбивают на отдельные линии (цепи, контуры). Как правило, они подсоединяются к единому распреде­лительному щиту, что позволяет включать фраг­менты системы в любых комбинациях. Отдельные линии можно подвести к площадке для барбекю, утилитарной зоне (огороду, теплице), удаленному от дома секретному саду, "новогоднему" дереву.

Для оформления водных сооружений и дру­гих участков с повышенной влажностью используют оптоволоконную подсветку или 12-вольт­ные светильники, укомплектованные понижаю­щими трансформаторами. Источники света обыч­но устанавливают вровень с поверхностью водо­ема, монтируют на разной глубине, направлен­ным лучом освещают отдельные участки дна и прибрежной полосы, украшают водное зеркало плавающими "пузырями". Загадочное мерцание создаст специально подобранный режим или рас­ходящиеся от водопада волны. Для подсветки пейзажного пруда лучше выбрать белый, голубой и зеленый свет; иллюминация фонтана или пла­вательного бассейна может быть более яркой.

Особенности рельефа, зонирование участка, трассировку дорожек, конфигурацию площадки деликатно подчеркнет маркировочное освеще­ние: фонари небольшой мощности и высоты, в том числе вмонтированные в мощение, подпор­ную стену, облицовку бассейна или утопленные в газон. Светильники, вмонтированные в покры­тие дорожек, призваны лишь обозначить конту­ры последних. Чуть ярче стоит осветить ступе­ни, мосты и резкие повороты, но при этом следует помнить, что бьющий снизу луч ослепляет и дезориентирует. Слишком большие "пробелы" между светильниками, установленными вдоль функциональных и прогулочных маршрутов, могут нарушить целостность восприятия дорож­ной ленты.

Стабильность, спокойствие садовых декора­ций достигается за счет симметричного расположения фонарей; асимметрия придает ландшафту динамику. Ритм задается подсветкой повторяю­щихся элементов — пересечений садовых тропи­нок, базовых древесно-кустарниковых групп, скульптуры. Также можно акцентировать не­сколько значимых деталей оформления усадь­бы — фонтан, партерный цветник, могучий дуб, массивный камень. Если сад четко разделен на освещенные и темные участки, переход от "дня" к "ночи" необходимо смягчить с помощью рассе­янного, приглушенного света. Следует помнить, что чрезмерно яркое освещение или его полное отсутствие негативно воздействует на человече­скую психику. Чаще всего световой поток направ­ляют сверху вниз, но некоторые элементы сада можно подсветить снизу, чтобы изменить при­вычное местоположение света и тени.

ТАЙНОЕ СТАНЕТ ЯВНЫМ

Неудачно оформленные уголки усадьбы лучше скрыть во мраке, что придаст таинственность обли­ку сада и позволит визуально расширить неболь­шое пространство. Наиболее живописные фрагмен­ты ландшафта благодаря светодизайну станут вы­глядеть особенно интригующе. Например, за счет цветной подсветки белый объект (мощение, стена, скульптура, цветущий куст гортензии) причудливо окрашивается в фиолетовые, золотистые или зеле­новатые тона. Для создания спецэффектов исполь­зуют слайды и тканевые светящиеся конструкции, приводимые в действие нагнетателями воздуха.

Акцентами спящего сада порой становятся растения, в дневное время довольствовавшиеся ролью статистов. Так, подсвеченный сзади тем­но-пурпурный куст станет алым, насыщенно-зе­леный — нежно- салатовым. Не менее оригиналь­ную картину можно "нарисовать", украсив крону дерева гирляндами из мелких лампочек, в том числе разноцветных. Другой вариант оформле­ния — подсветить дерево снизу. Один источник света располагают почти вплотную к стволу, или два-три прожектора размещают с разных сторон так, чтобы лучи пересекались в определенной точке кроны. Объемные кустарники чаще подсве­чивают изнутри.

Иллюзия свечения плоскостей достигается при помощи источника направленного света, расположенного вблизи "контролируемой" по­верхности. Этот способ используют для подсвет­ки газона: луч идет параллельно дерну, словно скользит по стриженой траве. Подобным спосо­бом можно подсветить стриженые изгороди, га­лечное покрытие, подпорные стенки из грубо об­работанного камня.

СТИЛЬ "ОТ ФОНАРЯ"

Садовые фонари различных типов способны представить аллеи, розарии, папоротниковые за­росли "в ином свете". Иногда осветительный при­бор прячется под маскароном, "притворяется" указателем или камнем. Существуют также де­коративные светильники в виде цветка, лягушки, черепахи, пагоды и т.д.

Прожекторы, создающие направленные све­товые потоки, обычно устанавливают таким обра­зом, чтобы они не были заметны. Светильники, вы­полняющие не только утилитарные, но и декора­тивные функции, задают тон оформлению усадь­бы, что предполагает детальную проработку окру­жающего пространства. К примеру, кованые фо­нари и бра в стиле модерн должны соседствовать с витыми оконными решетками, скамейками, эле­ментами ограждения и ширмами для вьющихся растений. Японский фонарик уместно разместить рядом с "чайным" домиком, в окружении порос­ших мхом камней и "дальневосточной" флоры. "Пушкинский" светильник подчеркнет неброский колорит русской усадьбы: "дом с мезонином", ли­повые аллеи, ива над излучиной реки...

Хай-тек более демократичен — лаконичные по дизайну и компактные по размеру светильники хо­рошо смотрятся рядом с искусственными элемен­тами сада, в дневное время сливаясь с раститель­ностью. Однако блеск металлических поверхно­стей, специфическая форма, "инопланетный" или нарочито "индустриальный" дизайн должны гар­монировать с архитектурой усадебных построек и не диссонировать с оформлением участка.

светодиодное освещение