Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Жизнь arrow Искусство быть собой

Latest Articles

Most read

Искусство быть собой

И нтерьер любого жилого дома "растет и развива­ется" вместе с хозяевами. Жизнь не стоит на мес­те, и в созданном дизайнером пространстве появ­ляются непредусмотренные проектом вещи. Чем дальше, тем больше дом становится совсем не таким, как на картинке, — его обитатели то подпортят изысканные деко­рации не вполне подходящим по цвету и фактуре ковриком, то развесят "не те" картины, то поменяют шторы. Здесь есть одна забавная зависимость: чем более концептуальным бы­ло пространство изначально, тем более неуместными смот­рятся в нем любые отступления от авторской идеи. А вот ес­ли с самых первых шагов интерьер формировался естест­венно, без потуг на чрезмерную оригинальность и шик, то и развиваться он будет гармонично.

Для того чтобы обстановка дома соответствовала не представлениям архитектора об идеальном жилье, а мечтам и чаяниям его владельцев, последние ни в коем случае не должны оставаться в стороне от творческого процесса. Как известно, реализация проекта на практике — долгое и кро­потливое дело. Неудивительно, что многие, одобрив эскизы и по мере сил поучаствовав в выборе мебели и отделочных материалов, полностью устраняются от дальнейшей работы по созданию интерьера.

Нет ничего плохого в том, чтобы все от начала до конца поручить профессионалам. Более того, это единственный разумный выход для занятого человека, никогда не мечтав­шего попробовать себя в декораторском деле. Но если вла­делец дома обладает прекрасным чувством стиля, живо ин­тересуется искусством и не прочь собственноручно вопло­щать на практике свои идеи, стоит ли ему отказывать себе в удовольствии? Разумеется, нет. Оказывается, любители вполне могут работать в тандеме с профессионалами, отчего интерьер только выигрывает.

Об этом загородном доме его хозяева мечтали давно. По их замыслу он должен был напоминать старую загородную усадьбу — просторную, уютную, без архитектурных излишеств. Вплотную примыкающие друг к другу здания (для зоны отдыха с бассейном и сауной с самого начала преду­сматривалась отдельная пристройка) были выбраны по ка­надскому каталогу и выстроены с учетом особенностей кли­мата среднерусской полосы. Хозяин, человек энергичный и (что немаловажно) разбирающийся в строительстве и инже­нерных коммуникациях, по собственной инициативе взял на себя надзор за процессом возведения дома и проводил на стройплощадке все выходные. Когда строительство было завершено, он передоверил "бразды правления" супруге: вполне естественно, чтобы обустройством красивого и уют­ного коттеджа занималась женщина.

Как признается хозяйка, о том, чтобы самостоятельно придумывать проект, речи не было. Действительно, если в небольшой городской квартире типовой планировки и мож­но управиться своими силами, то при создании интерьера для целого дома получить достойный результат, отказав­шись от услуг профессиональных архитекторов, почти не­реально. В то же время ей очень хотелось обустраивать се­мейное гнездышко самой — хватало и желания, и фантазии, и чувства стиля.

Таким образом, молодые архитекторы Алена Петренко и Вадим Соболев должны были спроектировать интерьер элегантный, но свободный, позволяющий достаточно воль­ное толкование авторской концепции. Их задача осложня­лась еще и тем, что хозяин дома неравнодушен к колони­альному американскому стилю, в то время как хозяйке ближе средиземноморская классика. Авторам следовало придумать нечто такое, что устроило бы обоих супругов и в то же время позволило бы без проблем воплощать собст­венные идеи хозяйки дома, не ограничивая ни выбор мебе­ли, ни фасоны и цветовую гамму текстиля и аксессуаров. Из трех вариантов эскизов был выбран один, отличающий­ся своеобразным сочетанием небрежного изящества среди­земноморской виллы с комфортабельностью и добротно­стью альпийского шале. Два других, отвергнутых варианта (строгая, чуть ли не римская классика и она же, но с эле­ментами готики) не пропали: хозяева оформили эскизы в рамки и украсили ими стены лестничного холла в память о работе над домом.

Оставив архитекторам сложную, требующую профес­сионализма работу по созданию базовых элементов интерь­ера (развертки плитки для пола, стен, оригинальных душе­вых кабин, чертежи декоративных потолков) — как в доме, так и в пристройке с бассейном, подбор и покупку мебели, текстиля и аксессуаров хозяева полностью взяли на себя. Проект был принят за основу, но не служил жестким руко­водством к действию. Конечно, при приобретении мебели выдерживался предложенный архитекторами стиль, но са­ми предметы могли быть и совсем не такими, как преду­сматривалось проектом. Постепенно интерьер приобретал штрихи, не фигурировавшие ни в одном из первоначальных эскизов. В стене под лестницей появились узкие ниши для ваз, стены в столовой украсили декоративные вышивки в рамочках, созданные хозяйкой, а оконные проемы на лест­нице и в гостевом санузле — кованые кашпо оригинальной формы. Кстати, идея закрепить горшки с цветами столь не­обычным образом тоже возникла у хозяйки, и придуманные ею кашпо были сделаны на заказ. Принадлежит владельцам дома авторство и других кованых элементов, также выпол­ненных индивидуально: мебели в гостиной, решетки у бар­ной стойки, лестничного ограждения. Случайно купленный столик, столешница которого была сделана из среза кавказ­ского тополя, так органично вписался в комнату отдыха при сауне, что теперь хозяева уже подумывают заменить кожа­ные кресла сиденьями в том же "примитивистском" стиле, хотя первоначально предполагалось, что обстановка в этом помещении будет совсем другой.

Совершенно нетрадиционно в этом доме оформлены все помещения "мокрой" зоны. Началось все с ванной ком­наты при спальне. Решили, что она будет выполнена в стиле Антонио Гауди. Мозаика была подобрана очень удачно: неяркий теплый розовый и серый цвета прекрасно дополняют друг друга, сложный узор не кажется ни вы­чурным, ни броским. Топ под раковину и рама зеркала также облицованы мозаикой. Реализованная на практике идея оказалась настолько удачной, что "под Гауди" пред­почли оформить и бассейн с душевыми кабинками, распо­ложенный в домике-пристройке. Кабинки неправильной формы (вспомните балконы в спроектированных Антонио Гауди домах) архитекторы сделали "врастающими" в сте­ну и облицевали яркими колотыми плитками. Таким же веселым мозаичным разноцветьем облицованы фрагменты стен, бассейн, даже оконные проемы заключены в керами­ческие "рамки" неправильной формы. Сложная сетчатая вязь, напоминающая переплетение корней векового дере­ва, украсила зеркальный потолок. Эти "корни" вылеплены вручную из специального цемента. Все вместе выглядит очень непривычно, но на редкость привлекательно. Поэто­му было решено продолжить столь удачно начатые экспе­рименты с мозаикой на приусадебном участке, заказав оригинальные садовые скамьи.

По рассказам хозяйки дома, очень многие элементы ин­терьера получались сами собой. Так, все аксессуары на кух­не в стиле кантри, по сути, выросли из такой незначитель­ной детали, как давным-давно привезенные из-за границы фаянсовые банки для круп и прочих припасов. Они располо­жились на открытых полках, и оказалось, что яркие фрук­ты, нарисованные на белых боках посуды, очень освежают строгий интерьер. Разумеется, остальные кухонные аксес­суары пришлось приобретать в том же стиле — даже на абажуре красуются дары природы. Строгая мебель из тем­ного дерева и плитка теплых, неброских тонов позволяют "добавить цвета" таким способом без каких-либо опасений переборщить.

Необычно и остроумно решился вопрос с обстановкой для гостевых спален. В дом перевезли с городской квартиры старую, но добротную мебель из массива дуба. Шкафы и тумбы вполне подходили для комнат по размеру и вмести­тельности, вот только фасон их показался скучноватым. Ко­гда-то в Швейцарии хозяевами была подсмотрена идея рас­писной мебели в альпийском стиле. Теперь же выдался слу­чай ее использовать. Почему бы не создать такое "изделие народных промыслов" своими силами?

Архитекторы порекомендовали художницу, и вскоре на одних шкафах расцвели трогательные розочки, а на дру­гих — восточные лотосы. Теперь мебель в гостевых комна­тах выглядит куда привлекательнее. Идею не грех и взять на вооружение — наверняка в любом доме найдется вполне добротный и удобный шкаф (кровать или тумба), расста­ваться с которым не хочется, несмотря на надоевший фасон. Вполне можно перенять ценный опыт — украсить мебель росписью по своему вкусу, пригласив художника.

Но вернемся к интерьеру. Как видим, он выглядит про­думанным, привлекательным и профессионально сделан­ным, несмотря на то, что огромную часть работы владельцы особняка выполняли сами. Напомним, что их профессио­нальная сфера деятельности далека от дизайна и архитек­туры. Однако главное, что позволило любителям успешно участвовать в реализации проекта — трезвая оценка собст­венных возможностей. Разработка общей концепции, равно как и осуществление наиболее сложных с художественной или конструктивной точки зрения этапов работы, были до­верены специалистам-архитекторам. А вот создание пред­метной среды, изменчивой, предельно индивидуальной и постепенно развивающейся вместе с домом, хозяева полно­стью взяли на себя. Наверняка интерьер будет усложняться и совершенствоваться, но никакие перестановки и дополне­ния не будут выглядеть чужеродными или неуместными, ведь его декор не навязан обитателям дома. В отличие от подчеркнуто "сделанных" интерьеров, просчитанных и про­думанных архитекторами до мелочей, это пространство складывалось естественно. Как в музыкальной импровиза­ции — архитекторы задали тему и ритмический рисунок, а хозяева удачно подхватили мелодию, обогатив ее интерес­ными находками и новыми нотами.

Может быть, в подобном равноправном сотрудничест­ве — будущее частной архитектуры?

архитектурная подсветка зданий