Искусство быть собойИ нтерьер любого жилого дома "растет и развивается" вместе с хозяевами. Жизнь не стоит на месте, и в созданном дизайнером пространстве появляются непредусмотренные проектом вещи. Чем дальше, тем больше дом становится совсем не таким, как на картинке, — его обитатели то подпортят изысканные декорации не вполне подходящим по цвету и фактуре ковриком, то развесят "не те" картины, то поменяют шторы. Здесь есть одна забавная зависимость: чем более концептуальным было пространство изначально, тем более неуместными смотрятся в нем любые отступления от авторской идеи. А вот если с самых первых шагов интерьер формировался естественно, без потуг на чрезмерную оригинальность и шик, то и развиваться он будет гармонично. Для того чтобы обстановка дома соответствовала не представлениям архитектора об идеальном жилье, а мечтам и чаяниям его владельцев, последние ни в коем случае не должны оставаться в стороне от творческого процесса. Как известно, реализация проекта на практике — долгое и кропотливое дело. Неудивительно, что многие, одобрив эскизы и по мере сил поучаствовав в выборе мебели и отделочных материалов, полностью устраняются от дальнейшей работы по созданию интерьера. Нет ничего плохого в том, чтобы все от начала до конца поручить профессионалам. Более того, это единственный разумный выход для занятого человека, никогда не мечтавшего попробовать себя в декораторском деле. Но если владелец дома обладает прекрасным чувством стиля, живо интересуется искусством и не прочь собственноручно воплощать на практике свои идеи, стоит ли ему отказывать себе в удовольствии? Разумеется, нет. Оказывается, любители вполне могут работать в тандеме с профессионалами, отчего интерьер только выигрывает. Об этом загородном доме его хозяева мечтали давно. По их замыслу он должен был напоминать старую загородную усадьбу — просторную, уютную, без архитектурных излишеств. Вплотную примыкающие друг к другу здания (для зоны отдыха с бассейном и сауной с самого начала предусматривалась отдельная пристройка) были выбраны по канадскому каталогу и выстроены с учетом особенностей климата среднерусской полосы. Хозяин, человек энергичный и (что немаловажно) разбирающийся в строительстве и инженерных коммуникациях, по собственной инициативе взял на себя надзор за процессом возведения дома и проводил на стройплощадке все выходные. Когда строительство было завершено, он передоверил "бразды правления" супруге: вполне естественно, чтобы обустройством красивого и уютного коттеджа занималась женщина. Как признается хозяйка, о том, чтобы самостоятельно придумывать проект, речи не было. Действительно, если в небольшой городской квартире типовой планировки и можно управиться своими силами, то при создании интерьера для целого дома получить достойный результат, отказавшись от услуг профессиональных архитекторов, почти нереально. В то же время ей очень хотелось обустраивать семейное гнездышко самой — хватало и желания, и фантазии, и чувства стиля. Таким образом, молодые архитекторы Алена Петренко и Вадим Соболев должны были спроектировать интерьер элегантный, но свободный, позволяющий достаточно вольное толкование авторской концепции. Их задача осложнялась еще и тем, что хозяин дома неравнодушен к колониальному американскому стилю, в то время как хозяйке ближе средиземноморская классика. Авторам следовало придумать нечто такое, что устроило бы обоих супругов и в то же время позволило бы без проблем воплощать собственные идеи хозяйки дома, не ограничивая ни выбор мебели, ни фасоны и цветовую гамму текстиля и аксессуаров. Из трех вариантов эскизов был выбран один, отличающийся своеобразным сочетанием небрежного изящества средиземноморской виллы с комфортабельностью и добротностью альпийского шале. Два других, отвергнутых варианта (строгая, чуть ли не римская классика и она же, но с элементами готики) не пропали: хозяева оформили эскизы в рамки и украсили ими стены лестничного холла в память о работе над домом. Оставив архитекторам сложную, требующую профессионализма работу по созданию базовых элементов интерьера (развертки плитки для пола, стен, оригинальных душевых кабин, чертежи декоративных потолков) — как в доме, так и в пристройке с бассейном, подбор и покупку мебели, текстиля и аксессуаров хозяева полностью взяли на себя. Проект был принят за основу, но не служил жестким руководством к действию. Конечно, при приобретении мебели выдерживался предложенный архитекторами стиль, но сами предметы могли быть и совсем не такими, как предусматривалось проектом. Постепенно интерьер приобретал штрихи, не фигурировавшие ни в одном из первоначальных эскизов. В стене под лестницей появились узкие ниши для ваз, стены в столовой украсили декоративные вышивки в рамочках, созданные хозяйкой, а оконные проемы на лестнице и в гостевом санузле — кованые кашпо оригинальной формы. Кстати, идея закрепить горшки с цветами столь необычным образом тоже возникла у хозяйки, и придуманные ею кашпо были сделаны на заказ. Принадлежит владельцам дома авторство и других кованых элементов, также выполненных индивидуально: мебели в гостиной, решетки у барной стойки, лестничного ограждения. Случайно купленный столик, столешница которого была сделана из среза кавказского тополя, так органично вписался в комнату отдыха при сауне, что теперь хозяева уже подумывают заменить кожаные кресла сиденьями в том же "примитивистском" стиле, хотя первоначально предполагалось, что обстановка в этом помещении будет совсем другой. Совершенно нетрадиционно в этом доме оформлены все помещения "мокрой" зоны. Началось все с ванной комнаты при спальне. Решили, что она будет выполнена в стиле Антонио Гауди. Мозаика была подобрана очень удачно: неяркий теплый розовый и серый цвета прекрасно дополняют друг друга, сложный узор не кажется ни вычурным, ни броским. Топ под раковину и рама зеркала также облицованы мозаикой. Реализованная на практике идея оказалась настолько удачной, что "под Гауди" предпочли оформить и бассейн с душевыми кабинками, расположенный в домике-пристройке. Кабинки неправильной формы (вспомните балконы в спроектированных Антонио Гауди домах) архитекторы сделали "врастающими" в стену и облицевали яркими колотыми плитками. Таким же веселым мозаичным разноцветьем облицованы фрагменты стен, бассейн, даже оконные проемы заключены в керамические "рамки" неправильной формы. Сложная сетчатая вязь, напоминающая переплетение корней векового дерева, украсила зеркальный потолок. Эти "корни" вылеплены вручную из специального цемента. Все вместе выглядит очень непривычно, но на редкость привлекательно. Поэтому было решено продолжить столь удачно начатые эксперименты с мозаикой на приусадебном участке, заказав оригинальные садовые скамьи. По рассказам хозяйки дома, очень многие элементы интерьера получались сами собой. Так, все аксессуары на кухне в стиле кантри, по сути, выросли из такой незначительной детали, как давным-давно привезенные из-за границы фаянсовые банки для круп и прочих припасов. Они расположились на открытых полках, и оказалось, что яркие фрукты, нарисованные на белых боках посуды, очень освежают строгий интерьер. Разумеется, остальные кухонные аксессуары пришлось приобретать в том же стиле — даже на абажуре красуются дары природы. Строгая мебель из темного дерева и плитка теплых, неброских тонов позволяют "добавить цвета" таким способом без каких-либо опасений переборщить. Необычно и остроумно решился вопрос с обстановкой для гостевых спален. В дом перевезли с городской квартиры старую, но добротную мебель из массива дуба. Шкафы и тумбы вполне подходили для комнат по размеру и вместительности, вот только фасон их показался скучноватым. Когда-то в Швейцарии хозяевами была подсмотрена идея расписной мебели в альпийском стиле. Теперь же выдался случай ее использовать. Почему бы не создать такое "изделие народных промыслов" своими силами? Архитекторы порекомендовали художницу, и вскоре на одних шкафах расцвели трогательные розочки, а на других — восточные лотосы. Теперь мебель в гостевых комнатах выглядит куда привлекательнее. Идею не грех и взять на вооружение — наверняка в любом доме найдется вполне добротный и удобный шкаф (кровать или тумба), расставаться с которым не хочется, несмотря на надоевший фасон. Вполне можно перенять ценный опыт — украсить мебель росписью по своему вкусу, пригласив художника. Но вернемся к интерьеру. Как видим, он выглядит продуманным, привлекательным и профессионально сделанным, несмотря на то, что огромную часть работы владельцы особняка выполняли сами. Напомним, что их профессиональная сфера деятельности далека от дизайна и архитектуры. Однако главное, что позволило любителям успешно участвовать в реализации проекта — трезвая оценка собственных возможностей. Разработка общей концепции, равно как и осуществление наиболее сложных с художественной или конструктивной точки зрения этапов работы, были доверены специалистам-архитекторам. А вот создание предметной среды, изменчивой, предельно индивидуальной и постепенно развивающейся вместе с домом, хозяева полностью взяли на себя. Наверняка интерьер будет усложняться и совершенствоваться, но никакие перестановки и дополнения не будут выглядеть чужеродными или неуместными, ведь его декор не навязан обитателям дома. В отличие от подчеркнуто "сделанных" интерьеров, просчитанных и продуманных архитекторами до мелочей, это пространство складывалось естественно. Как в музыкальной импровизации — архитекторы задали тему и ритмический рисунок, а хозяева удачно подхватили мелодию, обогатив ее интересными находками и новыми нотами. Может быть, в подобном равноправном сотрудничестве — будущее частной архитектуры?
архитектурная подсветка зданий |