Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Дом arrow Полы arrow Архитектура вне политики

Latest Articles

Most read

Архитектура вне политики

В жизни часто случается, что в долгих поисках единст­венно верного решения неожиданно находится подсказка. Так произошло и на этот раз. Присев поработать над оче­редным эскизом, архитектор окинул взглядом книжные полки и обратил внимание на книгу о русском плакате вре­мен конструктивизма. Полистав ее, он увидел плакат Лаза­ря Лисицкого "Бей белых красным клином!". Конечно, сна­чала его отпугнули агитационные призывы и революцион­ный настрой, а потом, вглядевшись в композицию, состав­ленную не только из простых форм, но и цветов, архитектор понял замысел художника — красный клин прорезал белый круг, словно впиваясь в него. Ведь отбросив текст, можно без труда заметить, насколько плакат выразителен, дина­мичен и вместе с тем потрясает своей простотой. Причем вписать сюда можно любые слова, что говорит о мастерстве художника, способного выделить и совместить творческое начало с особенностями требований времени.

Так две идеи — одна художника-конструктивиста, дру­гая современного архитектора — оказались близкими по со­держанию, несмотря на разделяющее их время, и легли в основу проекта загородного дома, получившего название "Красный клин". Причем архитектор даже пытался выдер­жать пропорциональное соотношение фигур, заданное в плакате, только, конечно же, увеличенное в несколько раз. Динамика вторжения клина в круг отражена как в архитек­туре, так и в декоре интерьера. Правда, из соображений ра­циональности планировки пришлось несколько изменить композицию плана: сместить круг из центра (как было на плакате) к краю фасада.

Работая над проектом, автор подходил с определенной осторожностью как к планировочному решению, так и к цветовому. Первоначально была идея сделать фасады разноцветными или выкрасить их в насыщенно-синий цвет. Од­нако поиски единственно верного варианта привели архи­тектора к простой мысли — чистота идеи заключается в точном ее исполнении, то есть если архитектура дома не­двусмысленно указывает на аналогию с русским конструк­тивизмом, то и в выборе цвета необходимо следовать прин­ципам этого движения. Так в декоре дома появилось четыре оттенка, связавших воедино концепцию фасадов и интерье­ра, — красный, белый, серый и черный.

Говоря обобщенно, архитектура и планировка зда­ния представляют собой столкновение разных, но простых по форме объемов. Чтобы понять это, достаточно прогулять­ся вокруг дома. Со стороны фасада, обращенного во внут­ренний двор, кажется, что куб, усеченная пирамида и па­раллелепипеды выстроились друг за другом. Супрематиче­ская композиция подчеркнута цветом — серый объем сме­няется красным, затем белым и снова становится серым. Со стороны главного фасада динамика картины меняется: два куба — белый и серый — буквально пронзают друг друга. Такой эффект создается благодаря двум треугольным бал­конам, сходящимся у белой квадратной колонны (в действи­тельности опирающимся на нее). Конструкция выглядит од­ним из углов белого куба, пронзающего серый. И лишь с юж­ной стороны участка прочитывается изначальная компози­ция, навеянная плакатом Лисицкого: в белый полукруглый объем врезается красный клин — усеченная пирамида. По­скольку полукруг оказался единственным в объемно-про­странственной конструкции здания, архитектор решил под­держать его с противоположной стороны скругленной сте­ной гаража. Ее динамичная форма еще более четко прочи­тывалась, если бы, согласно первоначальному замыслу, га­раж остался в виде навеса. Однако впоследствии заказчик решил переоборудовать это просторное помещение под не­большой бассейн с сауной, и проем заложили белыми стек­лоблоками. Использовав уже знакомый прием, то есть для визуальной поддержки клина, стены гаража вместе с кров­лей из профнастила выкрасили в красный цвет.

Фасады оштукатурили, а затем тоже покрасили. Серые объемы отличаются сплошной рустовкой. Для этого после ос­новного слоя штукатурки строители вбили в стены узкие рей­ки с определенным интервалом, рассчитанным архитектором, и повторно оштукатурили поверхность стен, затем рейки уда­лили. Таким довольно простым способом удалось придать оп­ределенную динамику гладким плоскостям фасадов.

В усеченной пирамиде размещена лестница. Чтобы обеспечить ее хорошую инсоляцию, архитектор предпола­гал вместо обычных окон использовать сплошное остекле­ние части выступающего из плоскости фасада угла прозрачными витражами. Однако после привязки дома к участ­ку стало понятно, что ожидаемого эффекта не получилось бы, поскольку из лестничного пролета открывался бы не­презентабельный вид на расположенный поблизости (всего лишь в четырех-пяти метрах) высокий забор. Тогда вместо витражей использовали белые полупрозрачные стеклобло­ки. Кстати, в игре отблесков их ломаных стеклянных линий автор проекта также находит определенное очарование. К тому же стеклоблоки — не менее характерный элемент русского конструктивизма, чем, например, металлические фермы.

Конструктивистская архитектура немыслима без пло­ской кровли. Поэтому, за исключением наклонной крыши "красного клина", вся остальная кровля, имеющая три уровня, не только плоская, но и эксплуатируемая. Из лест­ничного холла второго этажа предусмотрен выход на крышу гаража-бассейна, оттуда, поднявшись по нескольким ступе­ням, можно попасть на кровлю, перекрывающую часть при­ватных помещений. И наконец, поднявшись еще выше, ока­зываешься на самом верху, где отчетливо прочитывается пирамидальный объем "красного клина", пронзающего весь дом не только по горизонтали, но и по вертикали, и круглая форма самой крыши. Если мысленно представить себе план кровли, то в основе его мы увидим плакат Лисицкого — как по композиции, так и по цветовой гамме. Клин — профна стил пирамидального объема, покрытый красной краской, прорезает круг — кровлю верхнего уровня, отделанную плиткой кремового, почти белого цвета. И вся композиция окружена прямоугольными объемами нижних уровней, чет­ко прочитывающимися благодаря оштукатуренным и вы­крашенным в серый цвет поверхностям стен.

К сожалению, керамическая плитка оказалась не самым удачным в эксплуатации кровельным покрытием. Видимо, из-за разницы температур в летний и зимний периоды она потрескалась, и крыша начала протекать. Тогда заказчик решил поверх плитки уложить слой гидроизоляции резит-рикс — своего рода резиновый ковер, который наплавляет­ся на поверхность крыши и надежно защищает ее от проте­чек. Ну а поскольку в летнее время кровлю предполагалось использовать в качестве солярия, то ее непрезентабельную черную поверхность покрыли деревянным настилом.

Как только появилась идея "красного клина", работа над проектированием не пошла по четкому сценарию, весь объем прорисовался согласно найденной логике, и архитек­тору оставалось лишь сдерживать собственные фантазии, дабы сохранить чистоту первоначального замысла. В плане дом скорее напоминает птицу, распластавшую в полете свои крылья. Ее тело и хвост — уже знакомый рисунок круга с врезающимся в него клином. На первом этаже его образует круглый объем гостиной, в который вклинивается пирами­дальное пространство лестницы. На втором этаже картина немного меняется. Круг образуют два помещения — хозяйская спальня и холл. Но так или иначе, основную супрема­тическую композицию, то есть парадное или приватное про­странство (в зависимости от уровня), обступают вспомога­тельные помещения: кухня, гостевая спальня, крыло гара­жа-бассейна на первом этаже и детские, гардеробные, ван­ные комнаты на втором.

Конструктивно "красный клин" отнюдь не является де­корацией. Часть стен лестничного пролета несущие, на них опираются монолитные перекрытия. Круглый объем гости­ной и спальни потребовал сложного армирования, посколь­ку частично он представляет собой сплошь остекленный фасад, на который нельзя передавать несущую нагрузку. С этой функцией справляются лишь некоторые из внутрен­них стен. Учитывая, что радиус объема довольно большой (архитектор не хотел жертвовать ради упрощения распре­деления несущей нагрузки комфортабельностью и разме­рами парадной части), от конструкторов потребовались тщательные расчеты шага армирования, а от строителей — их точное исполнение.

Кстати, столь эффектный художественный прием, как остекление на высоту двух этажей угла пирамидального объ­ема, в действительности тоже результат сложных расчетов и определенных технических приемов. Во-первых, поскольку эта часть фасада принимает на себя не всю нагрузку кровли, перекрывающей лестничный пролет, глухие стены, возве­денные над стеклоблоками, максимально облегчили, не забыв при этом их хорошо утеплить. Во-вторых, чтобы полностью исключить сильное давление на стеклоблоки, между ними и верхними глухими поверхностями проложили металличе­ские балки, которые передают силу тяжести на внешние не­сущие стены, выложенные из кирпича.

Однако конструктивными расчетами дело не ограничи­лось. Газовщики чуть было не испортили вид фасада, выходя­щего во двор, намереваясь провести трубу к бойлерной на вы­соте первого этажа, вдоль всего серого прямоугольного объема. Причем на настойчивые просьбы архитектора изменить положение трубы они не обращали никакого внимания, ссы­лаясь на то, что при этом уменьшится давление. Пришлось убеждать их с помощью простых расчетов, доказывающих, что при правильном изменении конфигурации путепровода давление газа останется в норме. В итоге газовщики сделали даже две уступки, не только переделав газопровод, но и вы­красив трубу не в стандартный желтый цвет, а в тон серого фасада.

В оформлении интерьера автору постоянно приходилось бороться с собственным желанием разнообразить либо ком­позицию декора, либо цветовое решение. Однако понимание того, что концепция архитектуры должна быть отражена и во внутреннем пространстве дома, помогло выдержать чистоту стиля. И даже более того, первоначально архитектор решил выкрасить стены комнат в те же тона, что и фасады, то есть каждый объем имел бы одинаковый цвет как снаружи, так и внутри. Однако какой бы открытой ни была планировка дома, она все равно распадается на отдельные изолированные час­ти. А значит, визуально определить изнутри составные объе­мы здания, даже если каждый из них имеет свой цвет, невоз­можно. И непонятно, по какой причине в детской, например, одна из стен была бы серой, другая — красной, а третья — белой. К тому же, изолируя помещения, невозможно обой­тись без внутренних перегородок, тон которых не гармониро­вал бы с придуманной цветовой концепцией. Так что во избе­жание полной неразберихи и чересполосицы от идеи бук­вального повторения цветового решения фасадов в интерье­ре автору проекта пришлось отказаться.

Стены везде (за исключением ванных комнат) остались белыми, а вот уже знакомый мотив прорезающего круг крас­ного клина присутствует в декоре потолка и пола, причем на всех уровнях. В то же время композиция не является везде абсолютно симметричной. На каждом этаже в нее привносит­ся что-то новое. Так, несмотря на объединенное пространство парадной части, объем гостиной четко выделен с помощью смены напольного покрытия с черной керамогранитной плитки, покрывающей пол в прихожей и лестничном холле, на белую, образующую гигантский круг, форму которого в точности повторяет белый подвесной потолочный элемент. Динамику в эту черно-белую композицию вносит уже хоро­шо знакомый красный гипсокартонный клин, разрывающий на потолке ровно в центре гостиной двойное кольцо белого подвесного элемента. В холле второго этажа супрематиче­ский мотив из плоскостного превращается в объемно-про­странственный благодаря включению в композицию полу­круглых стен, ограждающих приватные помещения, и вер­тикали металлической трубы каминной вытяжки.

Идея с подвесным камином появилась уже на первых этапах разработки проекта. За ним предполагалось устано­вить низкую полукруглую перегородку из перфорирован­ного металла, которая дополнительно подчеркивала бы круглую форму гостиной и визуально отделяла проход из лестничного холла в кухню от места отдыха. Все, что было представлено в эскизах, теперь реально существует. Крити­ке заказчика подверглась лишь идея разместить по обеим сторонам от довольно компактного камина телевизор и му­зыкальную аппаратуру. Его смутил тот факт, что, несмотря на обещания поставщиков, после топки камина металличе­ский очаг все же довольно сильно нагревался и мог привести к поломке телевизионного оборудования из-за повышенной температуры. Так что домашний кинотеатр разместили сле­ва от входа в гостиную.

Несмотря на сдержанность идей конструктивизма в де­коре интерьера, более развернутая трактовка супрематиче­ской композиции Лисицкого все же нашла отражение в по­мещениях, изолированных от общественного пространст­ва: в двух ванных комнатах — хозяйской и детской. Стены и пол в них облицованы керамической плиткой уже традици­онных для этого дома цветов — красной, серой, белой и чер­ной, но вот в образованном ею рисунке можно обнаружить самые различные геометрические фигуры. Впрочем, хоро­шо знакомые круг и клин здесь тоже присутствуют.

Отступить от строгого следования композиции "красно­го клина" архитектору удалось и в дизайне трех светильни­ков, освещающих лестницу. Кстати, они отличаются не только оригинальным видом, но и простотой исполнения. Каркас светильников выполнен из гипсокартона, круглые элементы вырезаны из жесткого пенопласта, который про­клеили серпянкой и прошпаклевали, а придающие динами­ку каждой композиции черные и белые полосы сделаны из строганых реек. В объемные детали встроены обычные га­логенные лампы.

Без внимания архитектора не осталась и такая нема­ловажная деталь, как ограждение участка. К сожалению, соседи возвели с двух сторон огромный бетонный забор. Сооружать собственное ограждение выше соседского было бессмысленно, и заказчик попросил архитектора приду­мать, как обыграть скучную бетонную плоскость. Идея оказалась простой и по композиции, и в исполнении. Обычные деревянные рейки сколочены на деревянном каркасе так, что образуют простые геометрические фигу­ры. Зато со стороны главного фасада забор имеет не ме­нее концептуальную форму, чем сам дом. И в нем по-прежнему присутствуют выкрашенные красной крас­кой клинья, разрезающие сетчатые секции необычной трапециевидной формы. Все детали сделаны по авторским эскизам из металла на заводе.

Во всей рассказанной архитектором истории можно уловить одну интересную деталь: ни художник, ни сам ав­тор проекта в своих работах не ставили перед собой задачу шокировать публику или соответствовать духу времени. Поэтому творчество одного оказалось близким и понятным сегодня, невзирая на сопровождающую плакат революци­онную идеологию, а созданный другим проект загородного дома стал удачным примером того, как нарисованные на плоскости простые фигуры способны обрести оригинальные объемные формы. Причем жить в таком концептуальном пространстве ничуть не менее комфортно, чем в канониче­ском дворце, хотя и не в пример интересней.

светодиодное освещение комнат