Алхимия любвиП очему-то, когда заходит речь о том, каким должен быть архитектор, чтобы ему можно было доверить постройку своего семейного гнезда, принято говорить о хорошем образовании, таланте, профессионализме, опыте. В конце концов, о его популярности и "раскрученности", частом появлении на страницах модных журналов — в общем, о чем угодно, только не о любви. Но ведь архитектура не только наука, а еще и искусство. От ремесленника, познавшего все секреты ремесла, вполне резонно ждать хорошего, качественного продукта — а приятно ли будет жить в добротно сработанном "по учебнику" доме? Чем, по сути своей, он будет отличаться от квартиры в многоэтажке? Разве что местонахождением... Зато когда в дело вмешивается такая неосязаемая, но мощная сила, как любовь архитектора к своей работе, рождаются "живые" дома, неповторимые и прекрасные в своей индивидуальности, способные порой в корне менять жизнь своих обитателей. Архитектуру дома предопределило расположение участка, граничащего с проезжей дорогой. Было решено отойти от российских стереотипов, согласно которым постройку размещают в центре участка. "Дом-забор", как с юмором окрестила свое творение архитектор, тянется вдоль дороги этакой крепостной стеной, изредка прерываемой окошками-бойницами. В планировке же на эту сторону здания ориентированы всевозможные вспомогательные помещения — кладовые, гардеробные, холл, санузлы и т.п. Гостевые и приватные комнаты, напротив, полностью скрыты от посторонних глаз и изолированы от дорожного шума. Главный фасад обращен в сторону леса. Перед ним раскинулась большая зеленая лужайка с детской площадкой и искусственным прудом, окруженным множеством растений, которые постоянно меняют свой облик в летние месяцы. Если взглянуть на дом со стороны пруда, становится понятно, что "дом-забор" образуют не одна, а три постройки — собственно дом, оригинальный гараж-навес и помещение для охраны. Благодаря огромным окнам гостиной, открытой веранде под навесом и балкону основной объем похож скорее на виллу где-нибудь на берегу Адриатики, нежели на подмосковный особняк. Но, главное, что одновременно поражает и восхищает в конструкции здания — это его нестандартная волнообразная, выпуклая крыша, напоминающая небрежно наброшенную на дом мягкую фетровую шляпу. Визуально она объединяет три разные по функциям постройки в единое целое. Выглядит это очень красиво, причем особых технических сложностей красота не требует — стропила с шагом в метр опираются на несущую внешнюю стену под разными углами. Тем не менее строителей, способных на практике реализовать столь необычный проект, пришлось искать целых четыре месяца: большинство фирм либо отказывались наотрез, либо называли совершенно пугающую цену. Выручили югославы — иностранцы, к счастью, воспринимают проектную документацию как руководство к действию, а не как повод поторговаться. Отметим сразу, всех трудов крыша стоила: благодаря ей дом превратился в своеобразную достопримечательность коттеджного поселка. "Народные" названия особняка впору коллекционировать фольклористам: "дом-волна", "дом-шапито", "австралийский дом" (австралийский, судя по всему, употребляется исключительно из-за географического положения Австралии — по всей видимости, как признание отчетливой "заграничное™" проекта), "Великая Подмосковная стена", "Наутилус". Хозяйка усадьбы с удовольствием рассказывает, что все стремятся побывать у нее в гостях — хоть организовывай экскурсии для любопытных. Кажется, что столь нестандартная архитектура дома обязательно должна была превратить планировку особняка в нечто загранично-нетипичное... Как ни странно, единственной "странной необычностью" внутреннего пространства является наличие мансардного перекрытия даже в некоторых помещениях первого этажа — ее создает "волна" крыши. В остальном планировка прозрачна, гармонична и практична. На первом этаже, как в большинстве загородных домов, расположены гостиная, столовая, кухня, домашний кинотеатр, комнаты и санузлы для гостей, веранда, зимний сад и бассейн. На втором — приватные помещения: спальня хозяев с санузлом, гардеробными и выходом на веранду второго этажа, детская комната, игровые, тренажерный зал. Мансардный этаж небольшой, из "полезных" помещений здесь находится только кабинет. Оформление помещений является логическим продолжением отделки фасада. Белая штукатурка, дерево, натуральный камень — причем внутренняя несущая стена, "прошивающая" все здание, облицована таким же материалом, что и главный фасад. Создается впечатление, что стена с асимметричными проемами проросла сквозь дом, аккуратно разделила его на отдельные помещения и структурировала внутреннее пространство на две части — жилую и хозяйственную. Теплый песочный оттенок камня превосходно гармонирует с цветом дерева и керамогранита, которым выложены полы, и образует приятный и ненавязчивый контраст с гладкой штукатуркой потолков и стен. Обстановкой дома занимался целый коллектив профессионалов — дизайн-студия "Аканто". Здесь привыкли возиться с заказчиками, как с родными. Кропотливо рисуют-чертят расстановку мебели (например, стеллажей) по каждой стене, собирая идеальный для той или иной комнаты комплект по мелочам, учитывают каждый нюанс. Елена Карпова, директор "Аканто", рассказывает, что однажды для того, чтобы обставить весь дом заказчика в вожделенном им классическом английском стиле, пришлось собрать под одной крышей 17 фабрик — и это далеко не предел возможностей. Чтобы интерьер "дома-волны" стал именно таким, каким вы его видите на снимках, пришлось немало потрудиться. Эксклюзивность проекта и высокие запросы хозяев заставили дизайнеров салона придумать ряд новых, не значащихся в каталогах итальянских фабрик предметов. Например, туалетный столик со шкафчиком-колонной в спальне был собран из нескольких программ фабрики Rattan Wood : темная, под венге, столешница с узкими ящиками была "вынута" из коллекции мебели для ванной, а потом соединена со шкафчиком, теоретически предназначенным для гостиной. Интересно, что дизайнеры в своих построениях "танцевали" от главного предмета спальни — шикарной, обтянутой толстой, шоколадного цвета кожей кровати от Move . Так что, придумывая корпусную мебель, приходилось учитывать не только стиль, желаемое наполнение и размеры, но и цвет — он должен был совпадать с обивкой кровати. Для детской комнаты выбраны яркие, веселые вещицы от Tumidea — такая мебель, строго говоря, не является малышовой. Яркие подвесные полки, стол и кровать прекрасно послужат не только дошколенку, но и подростку. (Качество вещей вполне позволит им "дожить" без повреждений едва ли не до институтских лет их хозяина — в отличие от копеечных ярких детских, рассчитанных на пару лет службы и последующий выброс, подобная мебель покупается не на 2 _3 года.) Подбирая мебель для расположенных по соседству игровых и гардеробной, старались сделать так, чтобы все эти помещения были решены в едином стиле. От фисташково-оранжево-белой гаммы, заданной детской, в гардеробной и игровой осталось "вкусное" сочетание оранжевого и белого (точнее, цвета магнолии, с едва уловимой желтинкой). Коробки, пуфы и кармашки для мелочей в гардеробной вовсе не "из одного флакона", пришлось задействовать аж три фабрики. По признанию дизайнеров, очень помогло то, что оранжевый — относительно простой цвет, поэтому удалось найти все предметы, совпадающие по оттенку. Главным украшением игровой стал культовый предмет дизайна начала 70-х — раскладной диван Anfibio от Giovanetti . Эта вещь уже не первый год выпускается как в черно-бело-красной классике, так и в модных солнечных цветах. Учитывая то, что игровая комната для любой мягкой мебели — зона повышенного риска, диванчик заказали не в текстиле, а с обивкой из высокотехнологичного синтетического материала, на ощупь напоминающего кожу. Он куда менее чувствителен к механическим повреждениям и легко очищается от случайных пятен, поэтому есть все основания рассчитывать на долгую жизнь дивана (вещица-то недешевая). Солидный и добротный кабинет от Smania пришелся по душе главе семейства, в особенности обтянутый кожей письменный стол. Проблема в том, что дешевая мебель, пусть даже похожая на дорогую внешне, не настолько удобна и долговечна. Тут ничего не поделаешь — либо качество и шик, но значительные траты, либо недорого, но со всеми вытекающими отсюда минусами". К счастью, хозяева этого дома не стали гнаться за дешевизной — в результате на интерьер приятно взглянуть не только по окончании работ, но и спустя несколько лет после активной эксплуатации мебели. Как уже говорилось, дом с самого начала предполагалось сделать по-европейски элегантным, легким, современным. В определенный момент этого набора достоинств показалось маловато — решили поступить так, чтобы буквально в каждом помещении была своя "зацепка", какая-нибудь супероригинальная деталь или веселый, не пафосный, а скорее ироничный арт-объект. Над обеденным столом, например, повисла "швабра" — так, с юмором, архитектор и хозяйка окрестили роскошный дизайнерский светильник из светящейся металлической бахромы. Камин в гостиной, сделанный по эскизу автора проекта, облицевали металлическими ржавыми пластинами (ржавчина подлинная, натур-продукт, не какая-нибудь намалеванная патина), а для того чтобы облицовка не пачкалась, покрыли ее лаком. Мозаичные ковры в холле и на кухне скрупулезно выложены рабочими по разверткам, выполненным архитектором. Шкафчики-"ступеньки" в кабинете и спальне сделаны на заказ. Куда ни глянь — сплошной эксклюзив, причем потрясающе обаятельный, никакой помпезности или снобизма. Одна из самых великолепных находок в этом интерьере — баснословно дорогие лестницы от Е dilco (в холле) и Moretti (в бассейне). Тонкие, как ювелирное плетение, металлические конструкции, извивающиеся по этажам, поддерживают в воздухе солидные ступеньки из массива дерева. В большинстве частных домов лестница, к сожалению, либо занимает неоправданно много места, либо оказывается из-за карликовых размеров проступи и крутизны маршей не слишком функциональной. Здесь же она возведена в ранг украшения, а не необходимого конструктивного элемента. Своеобразная линия крыши подарила мансардные скошенные потолки достаточно большому количеству помещений, в том числе и некоторым комнатам на первом этаже. Чтобы уравновесить объем, визуально скрыть скосы, архитектор воспользовалась... светильниками. Огромные стеклянные "капли" украсили ванную, не только заставив ее казаться более "кубической", но и добавив света и простора. Знаменитый "бумажный" светильник Инго Маурера "завис" в кабинете — там самое место исписанным листочкам из блокнота! Сложнее всего оказалось разобраться с потолком домашнего кинотеатра: специально для него была придумана легкая объемная конструкция из ткани и светильников в виде наполненных ветром парусов, которая могла бы не только скрывать "ненужный" объем над головой, но и способствовать коррекции звука в акустически неправильном помещении. После бесплодных поисков выяснилось, что ни одна мастерская по пошиву штор не берется выполнить заказ в точности так, как требуется по проекту. В результате в полном соответствии с народной мудростью: "Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо — сделай сам", пошивом пришлось заняться автору идеи. На достаточно естественный вопрос, не хотелось ли упростить наиболее сложные в исполнении элементы проекта, такие как озадачившая строителей крыша или "невыполнимые" паруса-светильники, заменить их чем-нибудь более традиционным, архитектор отрицательно качает головой: «Тогда все получилось бы совсем другим, не было бы той естественности, цельности. В финансовом плане подобное упрощение бессмысленно — правильно выстроенный, точно соответствующий утвержденному проекту красивый особняк будет стоить не намного дороже, чем здание такого же размера, сложенное по принципу "как проще". Да, упростив что-то, отказавшись от сложных деталей, можно выгадать время — но стоят ли сэкономленные два-три месяца того, чтобы потом жить не в доме, о котором мечталось, а в постройке под девизом "так получилось"?» В данном случае заказчики не сдерживали свои желания и позволили автору проекта поставить творческое начало во главе своего труда. Любовь к профессии не пиар-ход и расхожая фраза, а жизненное кредо архитектора. Скажите, много ли вам приходилось слышать о заказчиках, не поленившихся получить соответствующее образование и профессионально занявшихся дизайном после соучастия в реализации архитектурного проекта, как это произошло в данном случае? А теперь подумайте, каким должен быть архитектор, если он умеет не только работать и получать удовольствие от своего труда, но и заражает своим энтузиазмом и искренностью окружающих!
опоры декоративные освещения |