Сквозь время и пространствоЗ а последние десять лет качественно изменился не только рынок строительных материалов, но и собственно та область, для которой он предназначен, а именно — архитектура частных загородных домов. Краснокирпичные монстры, когда-то заполонившие собой окрестности подмосковных и российских автотрасс, отошли на задний план. Люди стали понимать, что дом — это не просто четыре стены и крыша, а прежде всего, отражение их собственного мировоззрения, образа жизни, характера. И теперь, выезжая за город, все чаще замечаешь, что на пустовавших ранее полях вырастают коттеджи, облик которых приятно удивляет, а порой и восхищает. Как ни странно, но необычайное разнообразие архитектурных форм, используемых при проектировании загородных домов, поддается определенной систематизации. И прежде всего, по стилевому решению фасадов, которое может как детально копировать исторические аналоги, так и являться авторской интерпретацией того или иного известного направления, порой достаточно условной. Но есть и другая архитектура, подчиняющаяся не столько исторически сложившимся традициям, сколько стремлению автора проекта выразить в застывшей форме собственные представления о мироздании. Чтобы не показаться голословными, в режиме стоп-кадра (отсюда и название данной рубрики) проиллюстрируем фасады некоторых загородных домов, опубликованных в журнале "Современный дом" на протяжении последних пяти лет. ОСНОВА ОСНОВ Пожалуй, никакие статистические службы не дадут точный ответ на вопрос, какое стилевое направление пользуется наибольшей популярностью. Однако достаточно проехать по Рублевке, чтобы развеять все сомнения. Конечно же, классика, уже во времена Вольтера и Наполеона наделяемая эпитетами "нестареющая" и "вечная". И если в эпоху неоклассицизма архитекторы неукоснительно следовали древнегреческим образцам, то сегодня этот стиль получил весьма широкую интерпретацию. Среди общего многообразия часть проектов можно объединить в одну группу, отличающуюся характерным приемом в решении фасадов, — несмотря на объем сооружения, который может иметь один или несколько этажей, покрыт плоской или четырехскатной кровлей, быть в плане симметричным или образовывать загадочные геометрические фигуры, в декоре дома всегда используются характерные классические элементы. Это пилястры и полуколонны дорического, ионического, коринфского ордера, балюстрады, руст! арочные проемы с замковым камнем, стилизация двускатных кровель под фронтоны (классические и раскрепованные) и т.д. Тем, кого привлекает эстетика строгих выверенных форм, но кому претит излишняя помпезность, можно посоветовать обратиться к средиземноморскому стилю — опосредованному и стилизованному варианту все той же классики. Загородные дома, решенные в этом ключе, отличаются, прежде всего, отделкой фасадов натуральным или искусственным камнем. Вполне уместным здесь окажется и такой характерный для древнеримской архитектуры элемент, как аркада. Конечно, хорошо иметь твердые намерения построить дом в том или ином стиле. Однако случается и так, что человека одновременно могут привлекать и гармония классических элементов, и лаконичность предельно простых форм. Остановить выбор на чем-то одном довольно сложно. Портики и галереи в этом доме не выглядят чужеродными рядом с простыми прямоугольными объемами со сплошным остеклением, характерными для неоконструктивизма. Благодаря точно выверенным пропорциям разные стилевые направления мирно сосуществуют. АЛЬПИЙСКАЯ ПАСТОРАЛЬ После снятия железного занавеса устремившиеся в Европу соотечественники были буквально очарованы видом швейцарских, немецких, австрийских городков, мощеные улочки которых ограничены стройными рядами белоснежных домов, расчерченных каркасами из темного дерева на идеально равные части. Казалось, в них остановилось время, достигнув идеальных условий быта. Дома, словно сошедшие со страниц знакомых всем с детства сказок Андерсена, с характерным рисунком фахверковых конструкций, для многих явились символом уюта и благополучия. Романтичным натурам они тоже пришлись по вкусу, напоминая своим видом о Средневековье с его рыцарскими турнирами, штурмами неприступных бастионов, в общем, о том, о чем можно прочитать в романах Вальтера Скотта. Интересно, что развитие строительства на российских просторах домов-шале можно разделить на два направления. В первом случае заказчики предпочитают приобретать проекты с пакетом рабочей документации, разработанные зарубежными архитекторами. Примером тому может послужить дом, построенный компанией "ВОЛЬФСИСТЕМ" по проекту австрийского архитектора Герхарда Бишофа. Во втором случае над созданием коттеджей в альпийском стиле работают отечественные архитекторы, и тогда фахверковые конструкции, ассимилируясь на русской почве, обретают самые разнообразные формы. Они могут сочетаться и с другими архитектурными элементами, например, с деревянными галереями (проект архитектора Сергея Попова) или крытыми террасами (проект архитектора Андрея Оленева). Не редки и такие случаи, когда архитектору приходится работать над чужими ошибками. Заказчики, приобретя по случаю безликую коробку из кирпича или пеноблоков, просят хоть как-то приблизить ее к образу совершенного дома, запечатленному когда-то европейскими художниками в идиллических картинах на тему сельской пасторали. Используя в подобных случаях исключительно декоративные средства, архитекторам подчас удается создать оригинальный и неповторимый облик дома с вполне угадываемыми европейскими чертами. ЧИСТАЯ ФОРМА Конструктивизм в истории мировой архитектуры явился поистине революционным направлением, поскольку не только принципиально изменил точку зрения на застывшую в каменной оболочке форму, но и обновил технологии строительства. Умение видеть эстетику простой геометрической формы помогает и современным архитекторам создавать яркие и незабываемые проекты загородных домов. Причем, располагая, казалось бы, довольно ограниченным количеством элементов, им удается работать так, что ни один из проектов не похож на предыдущий. Проект загородного дома Веры и Алексея Лобановых оригинален тем, что помимо сочетания несложных объемов, в целом создающих достаточно динамичную композицию, в отделку фасадов включен цвет, который помогает визуально разделить здание на несколько частей. Поскольку в неоконструктивизме особенно важно соблюсти чистоту и простоту формы, подчеркнуть выразительность фасадов можно с помощью остекления. Причем и в этом случае архитекторы предлагают самые различные варианты — от панорамных окон (проект дома бюро ALSOP architects ), утопленных в толще стен или смонтированных в одной плоскости с поверхностью фасадов, до стандартных, но с оригинальными переплетами. В рамках современного конструктивизма можно выделить направление, получившее довольно широкое развитие. Речь идет о проектах, в которых легко угадываются элементы, характерные для творчества знаменитого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Но заметим, что, обращаясь к зарубежным тенденциям в развитии частной архитектуры, российские зодчие никогда не доходили до их буквального копирования. Использование при проектировании простых форм отнюдь не отвергает сложную смысловую или композиционную трактовку объема. Например, идея расположить здание главным фасадом к лесу, а не традиционно вдоль красной линии, подвигла московского архитектора спроектировать собственный дом так, что со стороны проезжей дороги видны лишь гараж и глухие стены. Его объем представляет собой усеченную пирамиду, узким концом (согласно плану, здесь расположены хозяйственные помещения) обращенную к поселку. И лишь на единственном фасаде, ориентированном в сторону леса, глухие плоскости сменяются сплошным остеклением, кардинально изменяя вид дома. Здесь не приходится опасаться посторонних глаз, поэтому все парадные помещения расположены именно в данной части дома. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ Заботясь об экологии жилья, многие заказчики отдают предпочтение деревянным домам. В этом можно усмотреть и возрождение национальной идеи, ведь Россия немыслима без деревянных изб и храмов. Однако за долгие годы борьбы в нашей стране с частной собственностью отсутствовало не только развитие технологий строительства загородного жилья, но были утеряны и русские традиции деревянного зодчества. Потому за последние десять лет столь большой популярностью пользуются сборные дома из цельного бруса, построенные по скандинавским или канадским технологиям. Примером тому может послужить деревянный дом, построенный "Компанией МСК" по проекту известной финской фирмы Lapponia House . Однако такие дома отличаются небольшой площадью застройки. Оно и понятно — в Европе земля дорогая, важно сэкономить не то что сотку, а буквально каждый квадратный метр. Ну а русскому человеку с широтой его души всегда хочется строиться с размахом. Вот и появляются все чаще те же скандинавские проекты, но переработанные под национальные особенности загородного дома. К счастью, постепенно начинает возрождаться и отечественная традиция деревянного домостроения, поражающего и масштабностью, и необычными формами. Так, например, дом, построенный по проекту архитектурно-строительной компании "Четыре", сочетает в себе как черты царских хором (здесь можно вспомнить известный теремной дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском), так и театральные элементы, подсмотренные в декорациях к русским сказкам. Впрочем, развитие современных строительных технологий позволило значительно расширить концептуальную трактовку архитектуры деревянного дома. Классические и модернистские элементы объединены в композиции фасадов декоративным элементом, встречаемым в оконных витражах, деревянных и кованых перилах. Его очертания напоминают стилизованное изображение ели. Именно с помощью этого мотива архитекторам удалось объединить архитектуру, интерьер и ландшафт. В поставленной заказчиком задаче построить дом-яхту архитектор старался избегать прямого заимствования характерных форм, поэтому именно использование цвета, а также сочетание в объеме дома самых разнообразных архитектурных и декоративных форм помогло избежать тривиальности ее решения. Но порой заказчики ставят перед архитектором прямо противоположные задачи. Так, например, дом, спроектированный Евгением Ассом, должен был выглядеть предельно просто и универсально, поскольку его предполагалось использовать в качестве гостиничного номера. В плане лесное бунгало представляет собой квадрат со стороной 10,8 м, четверть которого занимает открытая терраса с прорастающим сквозь нее кленом. Основательность и масштабность дому придает материал, из которого он построен. Это клееный брус, но изготовленный и уложенный по определенной технологии, позволяющей придать дому постмодернистские очертания. ОДУШЕВЛЕННАЯ МАТЕРИЯ За последние годы все чаще встречаются и такие загородные дома, которые невозможно классифицировать, то есть отнести к тому или иному стилевому направлению. Проекты загородных домов порой бывают настолько причудливы, что их авторам приходится выдумывать истории возникновения своего творения, дабы хозяева могли поражать ими своих друзей и знакомых, с легкостью объясняя сложную архитектурную концепцию.
художественная подсветка зданий |