Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Жизнь arrow Сквозь время и пространство

Latest Articles

Most read

Сквозь время и пространство

Сквозь время и пространство

З а последние десять лет качественно изме­нился не только рынок строительных ма­териалов, но и собственно та область, для которой он предназначен, а именно — ар­хитектура частных загородных домов. Краснокирпичные монстры, когда-то заполонившие собой ок­рестности подмосковных и российских автотрасс, отошли на задний план. Люди стали понимать, что дом — это не просто четыре стены и крыша, а пре­жде всего, отражение их собственного мировоззре­ния, образа жизни, характера. И теперь, выезжая за город, все чаще замечаешь, что на пустовавших ранее полях вырастают коттеджи, облик которых приятно удивляет, а порой и восхищает.

Как ни странно, но необычайное разнообразие архитектурных форм, используемых при проекти­ровании загородных домов, поддается определен­ной систематизации. И прежде всего, по стилевому решению фасадов, которое может как детально ко­пировать исторические аналоги, так и являться ав­торской интерпретацией того или иного известного направления, порой достаточно условной. Но есть и другая архитектура, подчиняющаяся не столько исторически сложившимся традициям, сколько стремлению автора проекта выразить в застывшей форме собственные представления о мироздании. Чтобы не показаться голословными, в режиме стоп-кадра (отсюда и название данной рубрики) проиллюстрируем фасады некоторых загородных домов, опубликованных в журнале "Современный дом" на протяжении последних пяти лет.

ОСНОВА ОСНОВ

Пожалуй, никакие статистические службы не да­дут точный ответ на вопрос, какое стилевое на­правление пользуется наибольшей популярно­стью. Однако достаточно проехать по Рублевке, чтобы развеять все сомнения. Конечно же, класси­ка, уже во времена Вольтера и Наполеона наде­ляемая эпитетами "нестареющая" и "вечная". И если в эпоху неоклассицизма архитекторы не­укоснительно следовали древнегреческим образ­цам, то сегодня этот стиль получил весьма широ­кую интерпретацию. Среди общего многообразия часть проектов можно объединить в одну группу, отличающуюся характерным приемом в решении фасадов, — несмотря на объем сооружения, кото­рый может иметь один или несколько этажей, по­крыт плоской или четырехскатной кровлей, быть в плане симметричным или образовывать загадоч­ные геометрические фигуры, в декоре дома всегда используются характерные классические элементы. Это пилястры и полуколонны дорического, ионического, коринфского ордера, балюстрады, руст! арочные проемы с замковым камнем, стилизация двускатных кровель под фронтоны (классические и раскрепованные) и т.д. Тем, кого привлекает эстетика строгих выве­ренных форм, но кому претит излишняя помпез­ность, можно посоветовать обратиться к среди­земноморскому стилю — опосредованному и сти­лизованному варианту все той же классики. Заго­родные дома, решенные в этом ключе, отличают­ся, прежде всего, отделкой фасадов натуральным или искусственным камнем. Вполне уместным здесь окажется и такой характерный для древне­римской архитектуры элемент, как аркада.

Конечно, хорошо иметь твердые намерения построить дом в том или ином стиле. Однако слу­чается и так, что человека одновременно могут привлекать и гармония классических элементов, и лаконичность предельно простых форм. Оста­новить выбор на чем-то одном довольно сложно. Портики и галереи в этом доме не выглядят чу­жеродными рядом с простыми прямоугольными объемами со сплошным остеклением, характер­ными для неоконструктивизма. Благодаря точно выверенным пропорциям разные стилевые на­правления мирно сосуществуют.

АЛЬПИЙСКАЯ ПАСТОРАЛЬ

После снятия железного занавеса устремившие­ся в Европу соотечественники были буквально очарованы видом швейцарских, немецких, авст­рийских городков, мощеные улочки которых ог­раничены стройными рядами белоснежных до­мов, расчерченных каркасами из темного дерева на идеально равные части. Казалось, в них оста­новилось время, достигнув идеальных условий быта. Дома, словно сошедшие со страниц знако­мых всем с детства сказок Андерсена, с харак­терным рисунком фахверковых конструкций, для многих явились символом уюта и благополу­чия. Романтичным натурам они тоже пришлись по вкусу, напоминая своим видом о Средневеко­вье с его рыцарскими турнирами, штурмами не­приступных бастионов, в общем, о том, о чем можно прочитать в романах Вальтера Скотта.

Интересно, что развитие строительства на рос­сийских просторах домов-шале можно разделить на два направления. В первом случае заказчики предпочитают приобретать проекты с пакетом ра­бочей документации, разработанные зарубежными архитекторами. Примером тому может послужить дом, построенный компанией "ВОЛЬФСИСТЕМ" по проекту австрийского архитектора Герхарда Бишофа. Во втором случае над созданием коттед­жей в альпийском стиле работают отечественные архитекторы, и тогда фахверковые конструкции, ассимилируясь на русской почве, обретают самые разнообразные формы. Они могут сочетаться и с другими архитектурными элементами, например, с деревянными галереями (проект архитектора Сер­гея Попова) или крытыми террасами (проект архи­тектора Андрея Оленева).

Не редки и такие случаи, когда архитектору приходится работать над чужими ошибками. За­казчики, приобретя по случаю безликую коробку из кирпича или пеноблоков, просят хоть как-то приблизить ее к образу совершенного дома, запе­чатленному когда-то европейскими художника­ми в идиллических картинах на тему сельской пасторали. Используя в подобных случаях ис­ключительно декоративные средства, архитекто­рам подчас удается создать оригинальный и не­повторимый облик дома с вполне угадываемыми европейскими чертами.

ЧИСТАЯ ФОРМА

Конструктивизм в истории мировой архитектуры явился поистине революционным направлением, поскольку не только принципиально изменил точку зрения на застывшую в каменной оболочке форму, но и обновил технологии строительства. Умение видеть эстетику простой геометрической формы помогает и современным архитекторам создавать яркие и незабываемые проекты заго­родных домов. Причем, располагая, казалось бы, довольно ограниченным количеством элементов, им удается работать так, что ни один из проектов не похож на предыдущий. Проект загородного дома Ве­ры и Алексея Лобановых оригинален тем, что по­мимо сочетания несложных объемов, в целом соз­дающих достаточно динамичную композицию, в отделку фасадов включен цвет, который помога­ет визуально разделить здание на несколько час­тей. Поскольку в неоконструктивизме особенно важно соблюсти чистоту и простоту формы, под­черкнуть выразительность фасадов можно с по­мощью остекления. Причем и в этом случае архи­текторы предлагают самые различные вариан­ты — от панорамных окон (проект дома бюро ALSOP architects ), утопленных в толще стен или смонтированных в одной плоскости с поверхностью фасадов, до стандартных, но с оригинальны­ми переплетами.

В рамках современного конструктивизма можно выделить направление, получившее до­вольно широкое развитие. Речь идет о проектах, в которых легко угадываются элементы, характер­ные для творчества знаменитого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Но заметим, что, обращаясь к зарубежным тенденциям в раз­витии частной архитектуры, российские зодчие никогда не доходили до их буквального копирова­ния.

Использование при проектировании простых форм отнюдь не отвергает сложную смысловую или композиционную трактовку объема. Напри­мер, идея расположить здание главным фасадом к лесу, а не традиционно вдоль красной линии, подвигла московского архитектора спроектиро­вать собственный дом так, что со стороны проез­жей дороги видны лишь гараж и глухие стены. Его объем представляет собой усеченную пира­миду, узким концом (согласно плану, здесь распо­ложены хозяйственные помещения) обращенную к поселку. И лишь на единственном фасаде, ори­ентированном в сторону леса, глухие плоскости сменяются сплошным остеклением, кардинально изменяя вид дома. Здесь не приходится опасаться посторонних глаз, поэтому все парадные помеще­ния расположены именно в данной части дома.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Заботясь об экологии жилья, многие заказчики отдают предпочтение деревянным домам. В этом можно усмотреть и возрождение национальной идеи, ведь Россия немыслима без деревянных изб и храмов. Однако за долгие годы борьбы в нашей стране с частной собственностью отсутствовало не только развитие технологий строительства за­городного жилья, но были утеряны и русские тра­диции деревянного зодчества. Потому за послед­ние десять лет столь большой популярностью пользуются сборные дома из цельного бруса, по­строенные по скандинавским или канадским тех­нологиям. Примером тому может послужить де­ревянный дом, построенный "Компанией МСК" по проекту известной финской фирмы Lapponia House . Однако такие дома отличаются небольшой площадью застройки. Оно и понятно — в Европе земля дорогая, важно сэкономить не то что сотку, а буквально каждый квадратный метр. Ну а рус­скому человеку с широтой его души всегда хочет­ся строиться с размахом. Вот и появляются все чаще те же скандинавские проекты, но перерабо­танные под национальные особенности загород­ного дома. К счастью, постепенно начинает возрождать­ся и отечественная традиция деревянного домо­строения, поражающего и масштабностью, и не­обычными формами. Так, например, дом, постро­енный по проекту архитектурно-строительной компании "Четыре", сочетает в себе как черты царских хором (здесь можно вспомнить извест­ный теремной дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском), так и театральные элементы, подсмотренные в декорациях к русским сказкам.

Впрочем, развитие современных строитель­ных технологий позволило значительно расши­рить концептуальную трактовку архитектуры деревянного дома. Классические и мо­дернистские элементы объединены в композиции фасадов декоративным элементом, встречаемым в оконных витражах, деревянных и кованых пе­рилах. Его очертания напоминают стилизованное изображение ели. Именно с помощью этого моти­ва архитекторам удалось объединить архитекту­ру, интерьер и ландшафт.

В поставленной заказчиком задаче построить дом-яхту архитектор старался избегать прямого заимствования характерных форм, поэтому имен­но использование цвета, а также сочетание в объе­ме дома самых разнообразных архитектурных и декоративных форм помогло избежать тривиаль­ности ее решения. Но порой заказчики ставят пе­ред архитектором прямо противоположные зада­чи. Так, например, дом, спроектированный Евге­нием Ассом, должен был выглядеть предельно просто и универсально, поскольку его предполага­лось использовать в качестве гостиничного номе­ра. В плане лесное бунгало представляет собой квадрат со стороной 10,8 м, четверть которого за­нимает открытая терраса с прорастающим сквозь нее кленом. Основательность и масштабность дому придает материал, из которого он построен. Это клееный брус, но изготовленный и уложенный по определенной технологии, позволяющей придать дому постмодернистские очертания.

ОДУШЕВЛЕННАЯ МАТЕРИЯ

За последние годы все чаще встречаются и такие загородные дома, которые невозможно класси­фицировать, то есть отнести к тому или иному стилевому направлению.

Проекты загородных домов порой бывают на­столько причудливы, что их авторам приходится выдумывать истории возникновения своего творе­ния, дабы хозяева могли поражать ими своих дру­зей и знакомых, с легкостью объясняя сложную ар­хитектурную концепцию.

художественная подсветка зданий