Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Окна arrow Окно в древний мир планеты: известняк

Latest Articles

Most read

Окно в древний мир планеты: известняк

Окно в древний мир планеты: известнякИзвестняку обычно уделяют мало внимания по сравнению с другими природными ресурсами, хотя он имеет огромное значение для производства строительных материалов. А об известняковых карьерах вообще пишут мало. Известняк как полезное ископаемое не оказывает такого влияния на мировую экономику, как нефть или алмазы, а его карьеры, в отличие, например, от карьеров Курской магнитной аномалии, не поражают воображение своими размерами. Но известняковые карьеры и сам известняк скрывают в себе очень много.

Древняя Москва недаром называлась Белокаменной. Множество московских церквей и других зданий строилось из белого камня – известняка. Добывали его здесь же, недалеко от Москвы. Со средних веков до нашего времени известняк – один из основных видов полезных ископаемых, добываемых в Московской области.

За века многое изменилось. Раньше известняк в основном добывали в каменоломнях, долбили в нем длинные штреки, вырубали блоки прямо из скалы. В память о тех временах в Подмосковье остались разветвленные искусственные «пещеры» – так называемые системы, давным-давно заброшенные каменоломни. Самые известные из них – Сьяны, Кисели и Никиты, названные так по названиям расположенных неподалеку деревень. Эти системы очень популярны у спелеологов-любителей, хотя и опасны для неопытного человека – протяженность ходов в них достигает многих километров, подробных карт нет, местами искусственные коридоры сообщаются с естественными карстовыми полостями.

Постепенно от подземного способа добычи известняка отказались и перешли на открытый – добычу в карьерах. Это дешевле и безопаснее, чем пробивать шахты в толще породы. Карьеры – огромные искусственные образования, и хотя в Подмосковье они значительно уступают в размерах карьерам Курской магнитной аномалии или карьерам на кимберлитовых трубках, очень интересны и достойны внимания.

Сейчас известняк практически не используется в строительстве напрямую. В основном из него делают щебенку и цемент. Поэтому теперь нет необходимости вырезать известняк большими блоками, как это делали раньше. Его взрывают и дробят – это проще, а для производства цемента товарный вид сырья значения не имеет. Целые пласты известняка взрывают, дробят экскаваторами и вывозят на самосвалах или на специальных вагонетках, вскрышные породы и некачественный известняк сваливают в отвалы.

Надо сказать, что существует множество разных типов известняка, из которых далеко не все подходят для строительства или переработки в цемент. Так, в отвалы попадают доломитизированные известняки, желтого цвета с большим содержанием магния, образовавшиеся в водах с повышенной соленостью. Серовато-зеленые глинистые известняки, содержащие большое количество мелкодисперсного материала, – такие породы возникали в спокойных, заиленных участках морей. Прочные известняки с большим количеством кремниевых конкреций тоже не годятся для переработки.

Карьеры представляют большой интерес для геологов, палеонтологов, коллекционеров камней и ископаемых. А экологи, как правило, очень не любят карьеры. Для этого есть все основания. Появление карьера не доставляет радости обитателям окрестных экосистем. Вырубаются деревья, возникает постоянный шум от работы карьерной техники, регулярные взрывы сотрясают землю. Пыль оседает на растениях в радиусе нескольких километров от места добычи известняка, что приводит к угнетению их роста. Страдают и грунтовые воды – их приходится откачивать, чтобы карьер не затопило, от этого уровень грунтовых вод падает. Соответственно, могут обмелеть водоемы и колодцы.

Но есть в разработке карьеров и положительные стороны. На отвалах пустой породы, в нишах и пещерках между камнями в стороне от шума разработки находят убежище многие виды животных и птиц. Так как часто отвалы располагаются в паре километров от самого места разработки, шум карьера там почти не слышен. Многие растения, особенно виды, которые вытесняются конкурентами на более плодородных землях, растут на покрывающихся тонким слоем почвы отвалах.

Ну а там, где отвалы еще не покрылись растительностью, геологи и палеонтологи могут найти для себя много интересного. Особенно интересны карьеры для палеонтологов – в Подмосковье не так уж много естественных выходов на поверхность древних пород, содержащих окаменевшую палеофауну.

Известняки обязаны своим появлением живым организмам. Как правило, они состоят из мельчайших раковинок живых организмов с примесью хемогенного – осевшего из воды в результате кристаллизации и химических реакций – карбоната кальция. Раковинки миллиардов и миллиардов живых существ – водорослей, фораминифер и радиолярий, входящих в известняк, тоже выстроены из карбоната кальция. Иногда известняки практически полностью состоят из раковинок фораминифер, кусочков кораллов, иголок морских ежей, а иногда – из хемогенного карбоната, практически без примеси окаменелостей.

Подмосковные известняковые отложения образовывались в течение каменноугольного периода палеозойской эры. Им около 300 миллионов лет – возраст большой даже по геологическим меркам. На территории Московской области находилось море. Неглубокое, довольно теплое и насыщенное жизнью море.

Многочисленные окаменелости, которые можно найти в карьерах Подмосковья, позволяют представить экосистемы того времени. Здесь медленно росли коралловые рифы, ползали по дну морские ежи, колыхались в воде морские лилии, плавали рыбы и головоногие моллюски – наутилусы. На дне можно было увидеть брюхоногих моллюсков – гастропод, моллюсков камнеточцев, зарывающихся в ил и мягкий камень дна, брахиопод – похожих на моллюсков раковинных животных, относящихся к совершенно другому типу – плеченогим. Иногда попадались трилобиты, доминировавшие в морях ордовика и силура, эти членистоногие в карбоне уже вымирали. Ни млекопитающих, ни динозавров на Земле в те времена еще не было.

В известняковом карьере можно без труда найти множество раковин брахиопод, игл морских ежей и члеников морских лилий. Сохранность образцов очень разная. Обломки буквально валяются под ногами, а вот чтобы найти целый и крупный образец, нужно постараться. Сложнее найти целые раковины крупных гастропод – беллерофонов, головоногих моллюсков – наутилусов и роющих двустворок рода конокардиум. Самыми редкими представителями палеофауны Подмосковья являются трилобиты, видимо, дело не только в сохранности окаменелостей, но и в том, что в морях каменноугольного периода они попадались нечасто. Ну и реже всего удается найти в известняке отпечатки морских звезд и офиур – у этих животных не было прочных игл, как у морских ежей, или состоящих из хорошо окаменевающих пластинок стеблей, как у морских лилий. Так что и сохраниться в ископаемом состоянии морским звездам значительно сложнее. Эти окаменелости, пожалуй, самое интересное, что можно обнаружить в карьерах нашего региона.

Легче всего извлекать окаменелости из глинистого известняка – после сильных дождей он размокает так, что раковину брахиоподы или иглу морского ежа можно вынуть руками, без помощи геологического молотка. Сложнее всего извлечь окаменелость из окремневшего известняка – иногда этот камень отличается удивительной прочностью – молоток от него просто отскакивает. Зато в нем можно найти пустоты, заполненые небольшими, но очень красивыми кристаллами кварца. Иногда в известняке попадаются очень красивые натечные формы халцедона и концентрические агаты. Все эти минералы образовались благодаря подземным водам, насыщенным кремнием.

Так что кажущийся на первый взгляд пыльным и скучным известняковый карьер на самом деле – очень интересное место. Это окно в прошлое, окно в древний мир планеты, ненадолго приоткрывшееся.

светодиодное освещение квартиры