Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Интерьеры arrow Ванные arrow Кованные « декорации»

Latest Articles

Most read

Кованные « декорации»

Кованные « декорации»

Кузнечное дело издавна считалось одной из самых сложных и самых художественных профессий , и нередко его из категории ремесла переводили в категорию искусства . Ведь невозможно создать два одинаковых кованых изделия , как невозможно на­писать две одинаковые картины или рукописи . Пожалуй , сложно представить себе более древнее и более вечное искусство , чем ковка .

Законы популярности

Интерес к кованым изделиям то вспыхивал , то гас . В на­чале XX века , когда человечество увлеклось механичес­ким покорением металла , кузнецы оказались без рабо­ты . Однако во все времена существовали ценители , которые понимали , что душой обладает лишь тот металл , которого коснулась рука кузнеца .

Сегодня кованые изделия снова становятся популяр­ными , что объясняется многими причинами . Во - первых , только кованое изделие способно придать интерьеру или загородному участку яркий , индивидуальный об­лик . Во - вторых , металл является одним из наиболее дол­говечных и надежных материалов , который долгие годы сохраняет свой внешний вид и не требует специально­го ухода . В - третьих , кованые изделия способны орга­нично вписаться в любой интерьер , подчеркнуть стиль - от классики и барокко до модерна и хай - тека .

Кроме того , у металла есть удивительная особенность органично дополнять любой материал , при этом не толь­ко не нивелируя , но и подчеркивая его свойства . Так , ко­ваные изделия могут прекрасно сочетаться с камнем , деревом , плиткой , стеклом и даже текстилем , эффектно украшая любые жилые пространства .

Что же касается функциональных свойств , то кованые ре­шетки будут служить верой и правдой долгие годы , надеж­но защищая от непрошеных гостей . Кованые лестницы ни­когда не будут скрипеть , а кованые предметы интерьера не выцветут и не выйдут из моды . Ковка была , есть и будет ак­туальной во все времена , как любое бессмертное искусство .

Диапазон решений

Изделия из " ожившего " металла широко используются в жизненном пространстве человека . И имея в доме хо­тя бы один кованый предмет , хозяин автоматически по­падает не только под опеку Гефеста , но и в круг посвя­щенных эстетов . Так , кованые изделия можно условно поделить на несколько групп , в зависимости от назна­чения и области применения .

Бытовые - это изделия , которые мы используем ежеднев­но , функционально предназначенные для облегчения нашей жизни . К ним можно отнести всевозможные кованые подстав­ки , подсвечники , вешалки для одежды , вазы и вазоны для цветов , ножи , пепельницы , топорики и многое другое . Как правило , такие изделия создаются в единичном экземпля­ре и представляют собой авторскую работу .

Интерьерные . Эта группа кованых предметов призва­на не столько облегчить наш быт , сколько украсить его , придать индивидуальность и неординарность нашему жилому пространству . Как правило , подобные изделия заказывают , исходя из стилевой направленности ин­терьера ( барокко , модерн , классика ), чтобы расставить в нем необходимые дизайнерские акценты . К таким пред­метам относятся всевозможные рамы для зеркал , торше­ры и напольные светильники , люстры , многочисленные перегородки , перила для лестниц и ширмы , а также раз­нообразные каминные аксессуары .

Садовые изделия предназначены исключительно для загородных участков . Это всевозможные скамейки , сто­лики , фонари , беседки , ограды , ворота , калитки , статуэт­ки , указатели и специальные приспособления для солнеч­ных часов . Эти предметы способны украсить любой участок и требуют определенного мастерства и техники исполне­ния . " Наружная " ковка , как правило , отличается особой механической прочностью и атмосферостойкостью .

Власть над " живым " металлом

Качество , стоимость и эксклюзивность кованого изде­лия зависят от типа технологии , используемого мате­риала и , наконец , мастерства кузнеца . Еще древние ремесленники использовали два основных вида ков­ки , каждый из которых был предназначен для отдель­ной группы изделий и ценился по - своему .

Несмотря на то , что набор орудий кузнеца во все времена оставался неизменным - горн , наковальня , молот или кувалда , всевозможные щипцы и место , где изделие остывает , каждый вид ковки имеет свои особенности .

Самая трудоемкая , изысканная и дорогая художест­венная ( или , по словам кузнецов , " живая ") ковка . При такой технологии материал нагревается до невероят­но высоких температур , после чего мастер лепит из него деталь , словно из пластилина или из глины , а за­тем охлаждает изделие ( в воде , масле или на откры­том воздухе , в зависимости от материала ).

Каждый предмет художественной ковки существу­ет в единственном экземпляре - никогда металличес­кий стебелек , который был " вылеплен " мастером из рас­каленного металла , не будет повторен . Никакой компьютер или лазер при всем их совершенстве не создадут такого неповторимого штриха , нанесенного резцом на изделие , не сделают таким выверенным и ис­полненным шарма ковочный рисунок декоративной рамки или металлической скульптуры . Подобный вид ковки обеспечивает также максимальную прочность и долговечность готовых изделий , ведь именно таким образом металл закаляется .

Изделия горячей ковки всегда можно отличить по внешнему виду . У них причудливые формы , практи­чески нигде не повторяется толщина или длина деталей , они чрезвычайно прочные и имеют минимальное количество спаек и соединений . Путем горячей ковки выполняют в основном бытовые и интерьерные пред­меты , значительно реже - изделия для садовых нужд , и уж только миллионеры могут позволить себе подоб­ную роскошь в качестве ворот и заборов .

Горячая ковка требует к себе особого отношения - металл в разогретом состоянии чрезвычайно капризен , поэтому создавать произведения кузнечного искус­ства могут не подмастерья , а только опытные профес­сионалы .

" Холодное " искусство

Холодная ковка менее кропотлива , требует меньших вре­менных и материальных затрат . Несмотря на то , что кузнецы называют такой вид работы с металлом " не­живым ", предметы , выполненные по такой техноло­гии , впечатляют не меньше . Своим названием этот вид ковки обязан тому , что при работе металл не нагрева­ют до высоких температур . Как правило , существующие заготовки - прутья , металлические листы , декоратив­ные элементы , вырезанные вручную или машинным способом , - гнут , придавая им необходимую форму , пос­ле чего все детали спаивают между собой . Чаще все го для создания " холодных " изделий используют не столько ручной труд , сколько труд прессовальных ма­шин , автоматических молотов и кувалд .

Предметы , выполненные путем холодной ковки , как правило , изготавливают по специальным шабло­нам , поэтому они серийны , а не эксклюзивны . Хотя уро­вень их исполнения в большинстве случаев достаточ­но высок , и визуально их непросто отличить от " горячих " аналогов , однако по цене они в три - пять раз дешевле .

Как правило , с помощью холодной ковки изготав­ливают крупные конструкции ( решетки , балконы , бе­седки , скамейки и др .), состоящие из геометрически правильных повторяющихся элементов .

Одна из разновидностей холодной ковки - штам­повка или чеканка . Принцип в обоих случаях оди­наковый : заготовка помещается в определенную форму , из которой выходит уже готовое изделие . Штамповку использовали испокон веков , однако се­годня этот процесс значительно усовершенствовал­ся благодаря дополнительным техническим возмож­ностям . При помощи штамповки можно достаточно быстро получить разнообразные мелкие детали , ко­торые впоследствии спаиваются с крупными эле­ментами изделия - например , лепестки цветка или крылья петуха - флюгера . Сварка различных элемен­тов может быть разной - и газовой , и полуавтома­тической , и электродуговой . Особой популярностью благодаря удобству и надежности пользуется аргонная сварка .

То , что в основе

В создании кованого изделия мастерство кузнеца , не­сомненно , играет главную роль , однако важен и материал . Сегодня , как и много веков назад , для ковки ис­пользуют в основном медь , латунь , бронзу , а также всевозможные сплавы , в основе которых , как прави­ло , лежит сталь . Сталь - это не что иное как сплав же­леза и углерода . Причем от количества углерода за­висит прочность стали . Чтобы не вдаваться в сложные технические расчеты , остановимся на самой распро­страненной классификации стали : низкоуглеродис­тая , среднеуглородистая и высокоуглеродистая .

Низкоуглеродистая сталь ( СТ 1) - с содержанием углерода ОД до 0,25 % - отличается высокой пластич­ностью и легкостью в работе . Она устойчива к многократ­ным термическим обработкам , однако не выдерживает тяжелых механических нагрузок .

Среднеуглородистая сталь ( СТ 2) - с содержанием углерода от 0,25 до 0,6 % - менее гибкая , но более прочная . Ее используют для изготовления решеток , скамеек , беседок и т . д .

Высокоуглеродистая сталь ( СТЗ ) - с содержанием углерода до 2 % - характеризуется высокой твердостью и степенью закаливаемости . Ее используют в холодной ковке при производстве массивных конструкций .

Кроме того , практически в любую сталь добавля­ют определенное количество примесей - никеля , мышьяка , меди , фосфора или серы , в зависимости от функциональной необходимости . Также сталь под­вергают различным видам обработки - закалке , от­жигу , нормализации и отпуску .

Сохранность превыше всего

Чтобы изделие долгие годы не теряло своего внешне­го вида и радовало хозяев оригинальностью и эстети­ческой свежестью , его нужно подвергать специальной обработке .

Если искусство ковки с годами не изменилось прин­ципиально и по - прежнему произведением кузнечно­го мастерства является " живой " кованый элемент , ™ окружающая среда изменилась . А вместе с ней и ус­тойчивость металла к внешним воздействиям . Поэто­му " дедовские " рецепты защиты со временем устаре­ли , сегодня актуальны те средства и технологии , которые способны эффективно бороться с одним из главных врагов металлических поверхностей - гряз­ным воздухом , в избытке содержащем вредные хи­мические элементы ( например , сернистый ангидрид ). В первую очередь необходимо защищать поверхнос­ти , которые подвергаются постоянному влиянию ок­ружающей среды , то есть находятся на улице . Сегод­ня наиболее популярной защитой служат всевозможные автомобильные антикоррозийные крас­ки и грунтовки . Мороки с ними немного , при нанесе­нии особых сложностей не возникает , да и по цене они доступны . Кроме того , они не меняют существенно внешний вид изделия . Для этих же целей иногда ис­пользуют разнообразные лаки , эмали , краски и грун­товки для металла .

Существует и радикальный , надежный , но очень до­рогой способ уберечь изделие - оцинковка и гальва­нопластика . В этом случае само изделие может оказать­ся дешевле его обработки .

По работе и цена

Прежде чем заказывать кованый элемент , необходи­мо вооружиться знаниями - выяснить , сколько это мо­жет стоить и каким образом оформляется сделка .

Не следует забывать и об удивительной особеннос­ти металла : каким бы красивым , воздушным и невесо­мым ни казалось кованое изделие , на самом деле оно может весить несколько десятков килограмм . Поэто­му , заказывая , к примеру , люстру , нужно сначала при­кинуть , выдержит ли потолок ее вес . То же самое ка­сается и других подвесных изделий .

Если говорить об этапах работы над изделием , то их несколько , и стоимость всех этапов , к которой добав­ляют стоимость материала , в итоге составляет общую цену изделия .

Первым делом необходимо определиться с типом , назначением , формой и размерами изделия - в куз­нечной мастерской или специализированном сало­не вам , как правило , предложат каталоги со всевозможными вариантами как функциональных , так и де­коративных кованых предметов . Можно разработать эскиз детали или конструкции самостоятельно или привлечь процессу грамотного дизайнера , но при этом стоимость шаблонного аналога будет значи­тельно дешевле изделия , выполненного по индиви­дуальному заказу . Этот же этап предполагает выбор металла , детальную разработку чертежей и создание картонного макета .

После того как макет утвержден заказчиком ( ин­дивидуальный проект потребует больше не только материальных , но и временных ресурсов ), кузнецы изготавливают основные детали будущего изделия . В зависимости от размера и сложности над издели­ем работает один кузнец или группа профессиона­лов , каждый из которых отвечает за свой участок работы . Когда все детали созданы , осуществляется предварительная сборка - если какая - то часть не подходит , ее тут же переделывают . Как правило , такие форс - мажоры учтены в итоговой смете зака­за . В стоимость также входят нарезка , штамповка , обработка материала , оригинальное мастерство куз­неца и др . Затем определяются со способом свар­ки ( лучше , если она будет аргонная ) и , наконец , на последнем этапе зачищают швы и наносят антикор­розийное финишное покрытие . Кто - то может отка­заться от подобной услуги и обработать изделие самостоятельно . Правда , нанесение патины и пота­ли ( для придания металлу стильного , слегка " ус­талого " вида ) требует все - таки определенной ква­лификации .

Монтаж массивного готового изделия ( к приме­ру , лестницы , ворот или беседки ), так же как и дос­тавка , могут входить в общую стоимость заказа . Итоговая цена " металлического совершенства ", включая все накладные расходы , способна испугать нерасчетливого заказчика . Но , как известно , красота не может стоить дешево . И уж тем более за­печатленная на века . Не овладев вначале элементарными , а затем и сложными приемами кузнечного дела , мастеру никог­да не стать настоящим художником . Даже при соот­ветствующих задатках . Казалось бы , чего проще : на­калил железку и молоти по ней молотком или кувалдой . Но не тут - то было . Ковка вообще , а худо­жественная тем более , не терпит дилетантства ни по отношению к материалу , ни по отношению к ковоч­ному инструменту . Слишком велик престиж произве­дений , созданных в технике ковки художниками по металлу разных стран и времен . И это , несомненно , вдохновляет современных мастеров на создание но­вых шедевров .

дюралайт светодиодный