Отделка поверхностейРазделка набрызгом производится по ранее окрашенной высохшей поверхности колером, приготовленным на одинаковом с фоном связующем и гармонирующим с ним по цвету. Набрызг осуществляется специальным прибором или маховой кистью из щетины и, конского волоса длиной около 17 см. Набрызг выполняют несколькими приемами. На кисть набирают небольшое количество краски и ударами вертикально расположенной кисти о ладонь левой руки или линейку сбрызгивают краску на поверхность. Этот же участок поверхности покрывается набрызгом с наклоном кисти в левую сторону и затем в правую. Для равномерного распределения брызг на поверхности в краску добавляют небольшое количество керосина или скипидара.Чаще всего делают набрызг одним цветом, реже - двумя-тремя цветами. При отделке набрызгом в несколько цветов каждый последующий набрызг наносится после высыхания предыдущего. Особенно красивую разделку можно получить при набрызге колера с алюминиевым порошком по поверхности, окрашенной цельным ультрамарином, или же колером с бронзовым порошком по окраске цельным баканом (смесь порошков железного сурика 30%, киновари 50% и свинцового сурика 20%) или краплаком вишнево-красного цвета. Разделка губкой, или туповка, производится при помощи натуральной или резиновой губки, смоченной колером. Туповка может производиться клеевыми и масляными составами. Разновидностью этого способа является разделка резиновой торцовкой, представляющей собой щетку, в которой вместо щетины вставлены резиновые пластинки или трубки. Особый эффект при разделках этого вида получается при обработке поверхности лессировочным слоем краски, нанесенным на основной фон. При нанесении ударов губкой или резиновой торцовкой лессировочный слой раздвигается и начинает просвечивать основной тов краски. Накатка мешковиной представляет собой разновидность тушевки и выполняется жгутом из мешковины следующим образом. Из куска мешковины размером 30Х30 см, смоченного красочным составом и слегка отжатого, свертывают винтообразный жгут. Прокатывая жгут по разделываемой поверхности и нажимая на него ладонями рук так, чтобы краска не вытекала, получают отпечаток своеобразного рисунка. Накатка мешковиной хорошо скрывает различные дефекты штукатурки и может применяться при клеевой и масляной окрасках. Хорошего эстетического вида достигают при накатке мешковиной белого колера по голубой или салатной поверхности. Накатка валиками создает поверхность с многократно повторяющимся рисунком при помощи резинового валика с рельефным узором заводского изготовления. Нанесение рисунка валиком производится по маячным линиям (горизонтальным или вертикальным) путем прокатки по поверхности в горизонтальном направлении слева направо или в вертикальном направлении сверху вниз. В качестве красок для наката применяются обычные клеевые кодеры или металлические порошки (бронза, алюминий) на разбавленном водой жидком стекле. Накатка рельефными валиками может выполняться колером одного или разных цветов. Набирать краску на резиновый валик лучше всего путем прокатывания по войлочной подушке, пропитанной краской. Рельефные окраски (под линкруст) выполняют следующим образом. Отделываемая поверхность грунтуется (олифой или масляной краской) и после высыхания на нее наносится ровным слоем толщиной 2-2,5 мм шпатлевочная масса (левкаса) при помощи шпателя или кисти-ручника. Влажная поверхность тут же разделывается под заданный рисунок. Разделка может выполняться торцеванием кистью из короткой щетины, вертикальным перемещением деревянной гребенки, вращательными движениями кисти-ручника и прокатыванием валика с рельефным рисунком. Когда нанесенный и обработанный слой фактуры просохнет, поверхность прочищается (отглаживается) наждачной бумагой и покрывается тонким слоем олифы или масляной краски. Затем после высыхания грунтовки фактура окрашивается масляной краской с торцовкой поверхности. Разделка по трафарету применяется для окраски верхних частей стен - фризов в виде различных узоров. Трафареты изготовляют из плотной бумаги, картона, пластмассы длиной 60-80 см и шириной по размеру узора. Различают трафареты простые, многокрасочные, обратные и контурные или трафареты под лепку по припороху. Набивка рисунка по трафарету производится специальной трафаретной кистью или коротко подвязанным ручником, которыми набирают краску только на конец щетины, предварительно отжав ее о край посуды с краской. Это необходимо для того, чтобы лишняя краска не западала под трафарет и не портила чистоты узора. При работе трафарет плотно прижимают левой рукой к поверхности стены, на которой предварительно отбивают шнуром, натертым древесным углем, верхнюю линию трафарета. Иногда применяют набивку по трафарету всей поверхности стен (а не только фриза) сплошным узором (орнаментом). Основной цвет стен (фон) при этом должен соответствовать отделке узором. Сплошной стенной узор наносится преимущественно в одном цвете многократной набивкой в несколько тонов, которые должны отличаться от цвета фона. Иногда набивку сплошного стенного узора производят в несколько цветов. Роспись потолков, несложная по характеру и расцветке рисунка, также выполняется по простым и многокрасочным трафаретам. Рядовая разделка под ценные породы дерева производится масляными и казеиново-восковыми красками. На подготовленную поверхность наносят масляный грунт цветного тона, который должен быть немного светлее самых светлых мест образца имитируемой древесины. Наибольшее распространение получили разделки поверхностей под дуб, под орех и под карельскую березу. Рассмотрим процесс разделки под дуб. Она выполняется краской, составленной из 6-7 весовых частей белил и 2-3 частей золотистой охры, разведенных на олифе с добавлением скипидара и жидкого сиккатива (аколо 8- 10%). При разделке под темный дуб в краску добавляется умбра или сиена натуральная до получения нужного цвета. Лицевой, более темный слой, подлежащий разделке процарапыванием, наносится ручником и потом обрабатывается ударами в различных направлениях кистью-расхлесткой с длинной щетиной, что обеспечивает равномерность и тонкость слоя. Разделка производится по свеженанесенному лицевому слою по частям, обрабатывается за один раз не более одного квадратного метра поверхности. Вначале резиновым гребнем или резиновой растушевкой процарапывается рисунок крупных слоев древесины. Затем наносится контур, окаймляющий крупные слои сердцевины. Растушевка каждого крупного слоя древесины производится от руки филеночными кистями. Для создания в рисунке фактуры пористости дуба применяют тонкие и частые гребни, которыми рассекают слои древесины. После просушки разделанная поверхность покрывается даумя-тремя слоями масляного бесцветного лака. Разделка под мрамор масляными и клеевыми красками. Подготовленная поверхность разбивается на "камни" по размеру плит естественного мрамора и каждый прямоугольник окрашивается под основной цвет мрамора. По нанесении красочного состава в пределах одного прямоугольника приступают к вырисовке жилок филеночными кистями. Вслед за этим составляют более темную краску и кисточкой выделяют главные жилки, после чего производят растушевку губкой и ветошью. По высыхании поверхности ее покрывают одним или двумя слоями бесцветного лака. Торцевание (торцовка) заключается в том, что вслед за нанесением на поверхность последнего слоя краски производят по ней легкие и частые удары сухой щеткой - торцовкой до получения шероховатого вида окраски, лишенной блеска. При обработке поверхности нельзя делать пропуски и ударять повторно по одному и тому же месту. Окрасочный колер, подвергающийся торцеванию, должен быть несколько гуще, чем обычно. При масляной окраске применяют торцовки с короткой и жесткой щетиной (можно воспользоваться жесткой платяной щеткой), при клеевой - с длинной и мягкой. Следует отметить, что перечисленные способы художественной отделки окрашенных поверхностей являются весьма сложными в исполнении и могут быть доброкачественно выполнены только при наличии определенных способностей и навыков у мастера-альфрейщика.
Новости светотехники |