Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Лаки и краски arrow Вечные краски мозаики

Latest Articles

Most read

Вечные краски мозаики

Вечные краски мозаики

Не потеряла своей популяр­ности мозаика и в наши дни . Объясняется это тем , что она имеет ряд неоспо­римых достоинств : ее лег­ко укладывать , ею можно облицовывать криволи­нейные поверхности , и , кроме всего прочего , мо­заичные панно позволяют создавать роскошные и неповторимые интерь­еры . В последнее время ее все чаще можно встретить в новых домах и квартирах . На смену утерянным старинным секретам пришли про­мышленные технологии производства и уклад­ки мозаичных композиций .

немного истории

Древнейший памятник мозаики , дошедший до нас , - остатки орнаментального декора облицовки стен и полуколонн древнешумерского храма в го­роде Ур ( IV тысячелетие до н . э .), выполненного из обожженных глиняных клиньев , основания кото­рых были покрыты цветными глинами . Древние римляне называли эту технику opus musivum - что означает «сложенный из кусочков» . В русский язык этот термин пришел из итальянского или француз­ского языков , в которых он звучал как mazaico ( ит .) и mozaique ( фр .). В Древней Греции , Древнем Ри­ме и Византии это искусство получило весьма ши­рокое распространение , после чего было надолго забытой возродилось лишь в середине XVIII века ...

материалы

В наше время мозаику делают из чего угодно , но , как и прежде , популярными остаются натураль­ные камни , смальта . Кусочки какого - либо твердо­го материала , пригнанные плотно друг к другу , прикрепляются к грунту ( основанию ) с помощью цемента , мастики , клея или воска . В зависимости от назначения мозаика бывает каменная , стеклянная , деревянная ( интарсия ), из керамических плиток , раковин , кожи и других материалов .

По самой своей природе мозаика позволяет экс­периментировать с различными материалами и бесчисленным множеством рисунков . Поэтому для ее создания подойдут также кусочки цветного стек­ла , цветные стеклянные «камни» , черепки глиня­ной посуды , распиленные мраморные и гранитные плитки , кусочки сланца , известняка и мрамора , сте­клянные золотые плитки , галька , глазурованная и неглазурованная керамическая плитка .

камень

Камень когда - то был главным материалом для изго­товления мозаики . Тысячи лет назад греки исполь­зовали для этой цели камни - голыши . Хотя цветовая палитра гальки была ограничена до - вольно узким спектром , древние греки создавали мозаику по­трясающей красоты и изящества . Гальку и голыши используют и сегодня , ведь эти материалы лежат буквально под ногами . Однако на первом месте по количеству использования в мозаике все же стоит 0 г мрамор разнообразных природных цветов , а также оттенков белого и черного . Двух оди­наковых кусков мрамора не существует . Гранит , ка­мень с регулярными крапчатыми узорами , проч­нее мрамора . Он окрашен в природные земля­ные цвета . Мрамор и гранит прекрасно дополня­ют друг друга .

Третий тип каменной плитки - сланец , которым в основном кроют полы , крытые дворики и дорож­ки . Несмотря на цветовое однообразие сланца - от черного до различных тонов серого , - его пластин­чатая структура делает этот камень незаменимым во многих мозаичных композициях .

стекло

Стеклянные tesserae - один из наиболее высоко ценимых мозаичных материалов благодаря его отражательным свойствам и огромному количест­ву цветов . Цветное и прозрачное окрашенное сте­кло составляют красивую мозаику , в особенности на просвеченной насквозь поверхности . И все же наиболее распространены непрозрачные стеклян­ные плитки , изготовленные специально для моза­ики заводским способом .

Витражное стекло ( которое еще называют вене­цианским ) формуется машинами в тонкие квад­ратные плитки с гладкой поверхностью на лицевой стороне и слегка скошенными краями . Обратная сторона таких плиток часто бывает покрыта желоб­ками , но может быть и гладкой , в зависимости от производителя . При использовании плитки цели­ком желобки и скошенные края дают дополнитель­ное сцепление , но становятся помехой при резке на более мелкие кусочки . Плитки витражного стек­ла продаются приклеенными на листы бумаги или капроновой сетки . Они бывают различных разме­ров ; чаще всего это плитки со стороной квадрата в 2 см и толщиной примерно 3 мм . Витражное стек­ло изготавливают различных цветов , в том числе с прожилками золота и меди . Оно устойчиво к мо­розу , невероятно прочно и не пачкается . Смальта - сделанные вручную стеклянные tesserae . Она вы­пускается в относительно маленьких количествах и изготавливается по классической венецианской технологии . Расплавленное стекло , окрашенное металлическими оксидами , прессуется в большие плиты примерно в 1 см толщиной , которые затем разрезаются на маленькие прямоугольники . Не­ровная линия отреза становится торцевой сторо­ной каждого кусочка . Получается присущая только этому материалу сверкающая поверхность . Смаль­та бывает всех цветов радуги и разнообразных раз­меров , но наиболее часто встречающийся - 1,5 х 1,5 см . Смальту продают большим куском или при­клеенной к крафт - бумаге .

керамика

Керамические tesserae - вероятно , самый замеча­тельный из существующих материалов . Они быва­ют с глазурованной и неглазурованной поверхно­стью . Амплитуда цвета - от бледно - пастельных до насыщенных основных цветов , включая множест­во вариаций , которые дают камень и другие природные материалы . Неглазурованная плитка не изменяет цвет и особенно хороша тем , что ее можно класть как угодно . Глазурованная плитка получается при нанесении на кремовую основу тонкого цветного слоя , блестящего матового . Твердая и плотная плитка может выдерживать низкие температуры . Небольшие кусочки мозаики складываются в рисунок . Наиболее распростра­нена мозаичная плитка квадратной , шести - и восьмиугольной формы . Обычно мозаичная плитка продается прикрепленной к сетке , что упрощает ее укладку .

Применение мозаичной плитки на полах в прихожих , холлах , подъездах и проходах , где она испытывает максимальную нагрузку , слу­жит хорошим доказательством долговечности материала . Художественно выложенная моза­ичная плитка может представлять произведе­ние искусства .

способы набора мозаики

Набор мозаики осуществляют двумя метода­ми : прямым и обратным . В первом случае изо­бражение выкладывается непосредственно на поверхности и закрепляется в штукатурном слое . Это самая древняя техника , именно она была характерна для римской и византийской мозаики . Но , разумеется , такая работа требует особого мастерства и видения , не говоря уж об огромных затратах времени . Обратный набор использовался в основном после XVIII века и был более прост . При такой технике изображе­ние выкладывается на кальку лицевой сторо­ной вниз . В результате возникает не просто эф­фект мозаики в привычном ее понимании , а иллюзия приглушенного блеска и фактуры да­же не камня , а гобелена или ковра . Эта техника позволила воплотить в мозаике живописные оригиналы ( например , в Исаакиевском соборе Санкт - Петербурга ).

светильники для подсветки зданий