Облик современной Москвы: интервью с Владимиром Ресиным
Владимир Ресин - один из наиболее успешных организаторов-хозяйственников России, руководитель, решающий глобальные градостроительные задачи. Под его руководством в Москве строится жилье, вводятся поликлиники, детские сады и школы, реализуются программы строительства социального жилья, реконструкции кварталов пятиэтажек, построены десятки уникальных объектов, которые сегодня во многом определяют облик современной Москвы. При его непосредственном участии создан Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города. Сегодня о проблемах города настоящего и развитии города будущего с Владимиром Ресиным беседует Леонид Лавровский, редактор журнала Нome.
- Генеральный план развития Москвы до 2020 года не предусматривает расширения существующих границ города. В ближайшие годы за пределами МКАД будет вестись строительство на тех территориях, которые и сейчас входят в состав Москвы. Это такие районы, как Молжаниново, Северный, Кожухово и другие. В этом году завершится строительство Куркина - одного из самых современных и комфортных районов не только за пределами кольцевой автодороги, но и во всей Москве. Заканчивается строительство в Митине и Южном Бутове. В этих районах и будет развиваться город в ближайшей перспективе.
- Строительство за пределами МКАД и московских территорий - это вопросы развития Московской области, являющейся самостоятельным субъектом федерации. Что и как строить вокруг Москвы, будет решать областное правительство. Могу только предположить, основываясь на анализе мирового опыта развития пригородов мегаполисов, что в области будет строиться разнообразное жилье: и малоэтажные дома, и коттеджи, и таунхаусы, и многоэтажные дома в районах массовой застройки. Такая дифференцированная структура всецело отвечает потребностям жителей области, одни из которых хотят иметь свой дом с земельным участком, а другие готовы жить в многоэтажке.
- Что и как будет строиться в Москве, определено Генеральным планом. В этом документе сформулирован основной принцип, по которому застраивается столица, - все строительство в городе ведется комплексно. Это значит, что все жилье должно быть обеспечено необходимыми социально значимыми объектами, такими как учреждения образования, здравоохранения, объекты торгово-бытового обслуживания и досуга, средства связи, информации, безопасности, инженерное оборудование, благоустройство территорий и т. д. Это правило актуально и для нового строительства, и для реконструкции районов сложившейся застройки. Что же касается высоты домов, их типа - эти вопросы решаются в каждом конкретном случае. В каких-то районах будет вестись массовая застройка, в каких-то точечная, где-то панельная, где-то монолитная - городу нужны разные дома, а где какие - определяется в зависимости от нужд города, спроса на рынке недвижимости и архитектурного развития столицы.
- Вопрос сноса или реконструкции таких микрорайонов будет решаться в рамках Среднесрочной программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территории сложившейся застройки Москвы. В ходе реализации этой программы будут комплексно реконструироваться не только жилые дома, но и объекты инфраструктуры микрорайонов, инженерные коммуникации, строиться гаражи и стоянки. В зависимости от проекта, учитывающего и архитектурные, и экономические аспекты развития каждого конкретного квартала, какие-то здания, в том числе "несносимые" серии пятиэтажек и девятиэтажки, могут быть снесены, какие-то надстроены, какие-то реконструированы.
- В центре Москвы сосредоточено большинство памятников архитектуры, сам облик центральной части города с его малоэтажной застройкой - историческая ценность. Никаких высоток в центре города строить не будем. Более того, высотные здания, закрывающие исторические виды, не вписывающиеся в историческую среду, мы сносим. Снесли гостиницу "Интурист", много лет уродовавшую центр, уже начался снос гостиницы "Россия" - еще одного детища советской архитектуры. На их месте появятся невысокие здания, гармонично вписывающиеся в окружающую застройку. Тем не менее, вы правы, проблема нехватки земли в центре города особенно актуальна. И здесь выход - более активное использование подземного пространства и снос ветхих зданий, не являющихся памятниками архитектуры. В обоих направлениях ведется активная работа.
- Сносить памятники архитектуры никто не будет! Сейчас уже достигнуты принципиальные договоренности между федеральными и московскими властями по разграничению собственности на архитектурные памятники. В соответствии с Генеральным планом развития Москвы до 2020 года в столице России должны быть созданы все необходимые условия для комфортного проживания ее жителей. Одна из важных задач, которую ставит этот документ, - создание в городе современной туристической инфраструктуры и полноценных мест отдыха для москвичей. Для этого Генплан, в том числе, предусматривает приведение в порядок, реставрацию и реконструкцию памятников городской старины. Главным принципом московских властей в решении этого вопроса стал принцип, что каждый объект истории и культуры, расположенный в городе, должен полноценно служить людям. Так что все здания, признанные памятниками архитектуры и истории и находящиеся в ведении Москвы, будем реставрировать и приспосабливать для современных нужд.
- Ежегодно около трети всего возводимого в Москве жилья строится для предоставления очередникам, переселенцам из сносимых пятиэтажек, молодым семьям и другим категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В прошлом, 2005 году из 5,2 млн. кв. м построенного жилья 1,6 млн. кв. м было передано на решение общегородских социальных задач в рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Жилищной программой 2006 года предусмотрено построить жилые корпуса общей площадью 4,7 млн. кв. м. В рамках городских социальных программ - 1,87 млн. кв. м, из которых 1,36 млн кв. м - за счет средств бюджета города Москвы. Кроме этого 4 тыс. московских квартир будет передано в этом году для военнослужащих Министерства обороны России. Средства для строительства социального жилья поступают в бюджет в качестве доли города по инвестиционным контрактам на строительство коммерческого жилья - в разных случаях доля города составляет 30-50% стоимости инвестиционного контракта. Я считаю, вполне справедливо, когда коммерческое жилье, приобретаемое теми, кто имеет средства, обеспечивает за счет доли города строительство муниципального жилья для малоимущих. В ближайшие пять-десять лет объемы муниципального строительства будут только возрастать, ведь национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" сегодня признан одним из приоритетных в стране. Цель проекта "Доступное жилье" в Москве - возвести к 2010 году 11,5 млн. кв. м муниципального жилья. Уверен, эта цель будет достигнута.
- Нормативы обеспечения населения всеми необходимыми социально-бытовыми объектами определены Генеральным планом развития города и строго соблюдаются. При строительстве нового района кроме жилья обязательно возводятся школы, детские сады, поликлиники, новые дороги и инженерные сети. Без этой необходимой инфраструктуры просто не утверждается проект.
- Московские городские усадьбы планово реставрируются по Комплексной программе реставрации историко-архитектурного наследия. Например, проведены ремонтно-реставрационные работы на таких объектах, как "Петровский путевой дворец", "Усадьба Дурасова", "Городская усадьба Н.А. Аршеневского" и других. Ведутся масштабные работы по восстановлению историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника "Царицыно". В планах правительства Москвы проведение всех работ в дворцово-парковом комплексе Царицына в кратчайшие сроки. Большой дворец должен быть достроен в следующем году, а уже в этом, ориентировочно ко Дню города, намечена сдача одного из знаменитых царицынских павильонов - Хлебного дома. Проект реконструкции подразумевает не только восстановление уникального архитектурного ансамбля музея-заповедника, но и создание на его территории целого культурно-рекреационного комплекса. Вся инфраструктура будет располагаться в подземной части между Большим дворцом и Хлебным домом. Посетителям предоставят возможность ознакомления с постройками более раннего, доекатерининского периода. Подобно Константиновскому дворцу в Петербурге, более полувека простоявшему в виде руин, при расчистке фундаментов Царицына строителями были извлечены сотни кубометров "культурного слоя" советской эпохи: битого стекла, мусора и зловонных нечистот. Точно так же была проведена диагностика состояния стен и несущих конструкций и проведен выбор реставрационных материалов, которые на глаз невозможно отличить от тех, что использовались при строительстве зданий два с половиной века назад. И точно так же, как завершение реконструкции Константиновского дворца стало одним из главных культурных событий празднования 300-летия Санкт-Петербурга, открытие музейного комплекса "Царицыно" должно стать главным культурным событием празднования 860-летия Москвы.
- Подземные автостоянки в центре города будут строиться обязательно. Как общего пользования, так и приписанные к конкретным зданиям. В центре города, где особенно остро стоит вопрос нехватки парковок и свободной земли, это практически единственный способ борьбы с пробками и припаркованными у тротуаров автомобилями. Без подземной автостоянки в центре города не будет утверждаться ни один строительный проект.
- Тверской и Никитский бульвары, как и все Бульварное кольцо, - любимое место отдыха москвичей, один из немногих оазисов тишины и зелени в центре города. Никаких планов по их ликвидации нет. Что же касается Тверской улицы и Ленинградского шоссе, то эту важнейшую транспортную артерию ждет серьезная реконструкция. Работы начнутся уже в этом году и продлятся три года. В результате главная столичная магистраль будет существенно разгружена от автомобильных пробок. На Пушкинской площади исчезнут светофоры, а Бульварное кольцо пройдет в тоннеле. Здесь построят подземную автостоянку и торгово-развлекательный центр. На Триумфальной площади возле памятника Маяковскому разобьют газоны и клумбы, а автостоянка также станет подземной. Радикально изменится и площадь у Белорусского вокзала - здесь появятся новая транспортная развязка и торгово-развлекательный центр с подземной парковкой. Район Ходынского поля получит выезд на Ленинградский проспект, в то же время будет реконструирована развязка в районе Сокола - там, где Ленинградский проспект раздваивается на Ленинградское и Волоколамское шоссе. При этом автомобильное движение станет бессветофорным, а вместо трамвайных рельсов по Ленинградскому проспекту будет организовано движение по восемь полос в обе стороны. Важно отметить, что все работы будут вестись за счет средств инвесторов, без привлечения бюджетных денег. Реализация проекта улучшит не только транспортную проходимость трассы, но и экологическую обстановку в центре города. Только в результате строительства тоннелей и бессветофорного движения на Пушкинской площади уменьшатся выбросы вредных транспортных выхлопов и уровень шума в 2-2,5 раза. Строительство будет вестись очень аккуратно, с учетом уникальной исторической ценности места - уже сейчас утвержден ландшафтный проект, проект обследования и укрепления фундаментов близлежащих зданий, проект геологических и археологических изысканий, проект обследования сооружений метрополитена и другие.
- В Москве строится много жилья повышенной комфортности, в то время как действительно элитного жилья возводится довольно мало. В основном это небольшие дома в центре, на Остоженке, Пречистенке, где немаловажную роль играет не только комфорт квартир, но и место расположения дома. Думаю, в 2006-2007 годах спрос на такое жилье продолжит расти. Источник: журнал "Нome", № 5(7), май 2006
Беседовал Леонид Лавровский
варианты расположения точечных светильников |