Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Мебель arrow Триумф «бабушкиного» шкафа

Latest Articles

Most read

Триумф «бабушкиного» шкафа

Триумф «бабушкиного» шкафа

А пеллируя лишь к разуму, сложно оправдать следу­ющие действия: берется совершенно новая вещь, ей оббивают углы, оцарапывают поверхность, бурав­чиком просверливают дырочки, будто от шашеля, и вещь... выбрасывается? ...значительно удешевляется? Не тут-то было! Ее цена резко возрастает - да что там! - она те­перь изюминка интерьера. Иногда кажется, что вопрос стоит именно так: или мода, или здравый смысл. Все же излишняя категоричность ведет к однобокости и недопо­ниманию. Поэтому мы «выслушаем» мнения самых раз­ных людей, заинтересованных в нашем сегодняшнем раз­говоре. Наша тема: искусственно состаренная мебель, а также иные детали интерьера, подвергшиеся искусствен­ному старению.

Не будем забывать, что мода - увлекательнейшая игра. В ней есть правила, участники (фанаты, профессионалы и любители), азарт, высокое искусство, блеф, кураж, дина­мика. А значит, есть свой собственный, жизненно важный для многих людей, смысл. Вот его-то - смысл - мы и по­пробуем определить в данном конкретном случае. На нашем рынке мебельного «кутюр» предлагаются пре­красные коллекции образцов, сделанных по мотивам ис­торической мебели, в основном - это изделия итальянских производителей. Как правило, подобные двойники или «клоны» подвергаются определенной обработке. Убирает­ся глянец «новодела», наводится патина старины, прида­вая вещам неотразимый шарм.

Подобная практика существовала и ранее. Те же восточ­ные ковры традиционно подвергались процессу быстрого старения: их терли кирпичами или стелили на пыльных дорогах, где по ним проезжали, проходили путешеству­ющие. В результате - вещь приобретала истинное благо­родство и гармонию в сочетании цветов и оттенков. Своеобразная «индустрия», освоившая искусство быстро­го старения - это реставрация. С ней все более-менее по­нятно - подбираются особые материалы, используются хитроумные технологии, требующие кропотливого труда, создаются наработки - и все это ради продления жизни редкого музейного экспоната или иного раритета, уцелев­шего от давних времен.

Это как бы техническая сторона проблемы и некая предыс­тория теперешнего бума на искусственно состаренные ве­щи, который лишь на первый взгляд так трудно объяс­нить.

Для нашей страны подобная увлеченность искусными имитациями «фамильной» мебели - это одновременно и модная игра, и ностальгия по утраченным в бурных водах отечественной истории семейным реликвиям. Однако, эта мода пришла к нам «извне», и потому наши собственные исторические проблемы не могут ее полностью разъяс­нить.

Чтобы обрести некое «стереоскопическое» понима­ние моды на искусственно состаренные вещи и мате­риалы, мы обратились к людям, имеющим непосред­ственное отношение к нашей теме. У архитекторов-дизайнеров мы поинтересовались: что особенного привносит, по их мнению, в современ­ный интерьер предмет или материал, отделанный «под старину» и несущий на себе как бы печать вре­мени; какие элементы чаще всего подвергаются ста­рению и какова технология этого процесса. Вот, что они нам рассказали:

Игорь Шипович, архитектор: Как правило, жилой интерьер выстраивается «надолго», в нем изначаль­но закладываются «ощущение времени» и чувство стабильности как необходимые элементы. При этом желательно избегать впечатления новизны «с иголочки», всего, что психологически напомнило бы по аналогии гостиничный номер с его холодным глян­цем. Поэтому предметы с эффектом старины иногда просто незаменимы. Часто ими дополняется интерь­ер, созданный в стиле «под антиквариат». В таком случае искусственно старится даже паркет (как экс­тремальный вариант). Обычно же процессу старения подвергается мебель, ковка. Существует масса нара­боток, поэтому изобретать особо ничего не нужно в плане технологий. Работают целые строительные подразделения, занимающиеся заказами подобного рода. С такой работой прекрасно справляются рес­тавраторы. Что касается «орудий производства», то это преимущественно ручная кропотливая работа с использованием красок, кисточек, буравчиков, а также химикатов.

Константин Семкин, архитектор: Я не приветствую «новоделы», выполненные «под старину». Более то­го, мода на них вызывает у меня недоумение и полное непонимание. Да, действительно, подлинная антик­варная вещь привносит в интерьер вкус, шарм опре­деленной ушедшей эпохи, становясь изюминкой и украшением. Что же касается искусственно состарен­ных гарнитуров, которые имеют равную, а то и пре­вышающую стоимость (по сравнению с подлинными старинными предметами), то для меня это нонсенс. Приведенный в порядок антиквариат послужит дол­го, его можно передать по наследству, чего нельзя сказать о новомодной мебели. Таким образом, я совершенно убежден, что вкладывать капитал в дорогосто­ящие состаренные «новоделы» - все равно, что выбра­сывать деньги в мусорник. Вкладывая же средства в антиквариат, Вы тем самым будто помещаете их в банк. Что касается интерьеров, выстроенных с преоб­ладанием антикварных вещей, то мною практикуется состаривание некоторых деталей (например, позоло­ты), дабы добиться гармонии всех составляющих. Ис­кусственный шашель не имитирую, наоборот, всячес­ки вывожу и шпаклюю дырочки. Правда, следует сказать, что у нас-то настоящий шашель и не живет -поблагодарим центральное отопление. Раньше же, при печном, он действительно процветал.

Елена Добровольская, архитектор: Предпочитаю ре­шать интерьер «на контрасте». Именно поэтому тре­буются элементы, в том числе и мебель, с искус­ственно состаренной поверхностью. В моей практи­ке был такой показательный случай. Для определен­ного помещения я спроектировала стульчик, кото­рый по моему замыслу следовало подвергнуть «ста­рению». Но я честно предупредила заказчика, что стоимость вещи возрастет на 30%. Естественно, он начал отказываться и говорить, что у бабушки в селе он найдет массу таких стульчиков, и они будут со­вершенно бесплатными. Мне пришлось показать ка­талоги, объяснить, какого эстетического результата я добиваюсь. Он согласился. Через какое-то время клиент перезвонил и заказал мне такой же журналь­ный столик. Как он мне объяснил, это будет ему на­поминать «бабушкину мебель», а интерьер станет теплее и душевнее.

Ольга Рычагова, архитектор: Я нечасто работаю с ис­кусственно состаренными материалами, но опыт, действительно, был. Для интерьера требовался ка­мин, и хозяин хотел, чтобы поверхность мрамора бы­ла матовой. Обдумав задачу, я поняла, что уместно пойти немного дальше. Оговорив все с заказчиком, я выбрала подходящий экземпляр, попросила масте­ров сделать насечки и сколы в некоторых местах на мраморе. Когда камин «приехал» в дом, хозяин пере­звонил мне и осторожно осведомился, не роняли ли вещь по дороге. Я успокоила его, разъяснив, что все в порядке. Когда же камин стал на свое место в интерь­ере, все были чрезвычайно довольны полученным эф­фектом и работа не вызвала нареканий. Вопросы, с которыми мы обратились к менеджерам по продажам крупнейших киевских мебельных са­лонов, касались возрастных категорий покупателей, предпочитающих «состаренные» гарнитуры, и моти­вов, которыми они руководствуются, выбирая подоб­ные предметы. Вот, что нам рассказали в: Emporium : Как это ни покажется на первый взгляд странно, гарнитуры с «патиной старины» предпочи­тают молодые покупатели. Может быть, молодости свойственно добирать солидности за счет обстановки, имитирующей «фамильную» мебель. Кроме того, по­добная мебель очень практична. Даже шаловливые дети не смогут нанести ей значительного урона после различных манипуляций по искусственному старе­нию, проведенных на самой фабрике. Сейчас даже размер дырочек, якобы от шашеля, можно оговорить и заказать по своему усмотрению. Такая мебель очень «теплая», она несет с собой шарм одновремен­но как бы старой, но в тоже время по-современному удобной мебели.

Томпо: Мебель «под старину» с искусственно соста­ренной фактурой выбирают люди, которым знакомо чувство ностальгии. Скорее всего, это средний воз­раст. Если отвечать на вопрос «Почему не антиквари­ат?», то основным аргументом будет комфорт новых вещей. Например, шкаф, напоминающий «бабушки­но приданое» разворачивается в полноценный кухон­ный блок: открываются дверцы, становятся доступ­ными многочисленные ящички, мойка, опускается компактный столик, прикрепленный к внутренней поверхности дверцы такого шкафа. После этого все можно спрятать, закрыть, и перед нами снова - про­сто отдельно стоящий шкаф.

DIO : Клиенты, заказывающие подобную мебель, -чаще всего немцы, именно для Германии мода на «старину» актуальна. На нашем рынке состаренные гарнитуры предпочитаются богемной публикой. По­добные вещи приобретаются «для прикола», для смелых решений интерьера с легким или значитель­ным уклоном в нарочитый «кич». Обычные же поку­патели мало интересуются подобными вещами, если их не убеждают обратить особое внимание на «ис­кусственную старину» дизайнеры, с которыми они работают.

В заключение нашего своеобразного расследования обратимся к мнению самих владельцев интерьеров и мебельных гарнитуров. Приведем два диаметрально противоположных высказывания: Владелец «антикварного» интерьера, сформирован­ного с преобладанием подлинных старинных вещей: Я знаю, что возможно искусственно старить новую стилизованную мебель, даже шашель имитируется и наводится патина. Знаю, но не хочу приобретать по­добные предметы. Слишком много вещей и людей в нашем мире выглядят не такими, каковы они есть на самом деле. Мне нравится подлинность. Новые вещи «ничего не помнят» и «ничего не знают». Другое де­ло, антиквариат - целое собрание сюжетов и семей­ных преданий.

Владелица нового гарнитура «под старину»: Мне очень нравятся старинные предметы обстановки. Од­нако сознание того, что вещь принадлежала до меня незнакомому человеку с неизвестной мне судьбой, отбивает охоту приобретать антиквариат. Вещи «пропитываются» атмосферой дома, в котором дол­гое время находились, они в какой-то мере излучают флюиды своих бывших хозяев. Никогда не знаешь, обернется ли во благо их влияние на «климат» наше­го собственного дома, и каким образом это отразится на судьбе его обитателей.

Вот такой в результате получился поучительный раз­говор о разумном безумии моды и о том, насколько все мы разные, насколько различная у нас мотивация, вкусы и предпочтения. Каждый выбирает свое...

освещение зимнего сада