Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Архитектурное проектирование arrow Технико-экономическая оценка генеральных планов промышленных предприятий

Latest Articles

Most read

Технико-экономическая оценка генеральных планов промышленных предприятий

Технико-экономическая оценка генеральных планов промышленных предприятий производится по следующим показателям:

общая площадь территории предприятия в га;

резервные площади в га;

площадь застройки в га;

площадь автодорог и мощеных частей территории в га;

площадь тротуаров и отмосток в га;

площадь железнодорожных путей в га;

площадь озеленения в га;

протяженность железнодорожных путей в км;

протяженность автодорог в км;

длина инженерных сетей в км;

протяженность ограждения по внешней границе участка в км;

плотность застройки в %;

объем земляных работ в м3 - выемки, насыпи;

стоимость отдельных видов работ по генеральному плану предприятия.

Кроме указанных показателей, приводятся показатели за единицу выпускаемой продукции:

площадь территории завода в га;

площадь застройки в га;

общая стоимость работ по оборудованию и благоустройству территории предприятия.

При определении технико-экономических показателей необходимо соблюдать следующие правила:

1. Площадь территории завода определяется как сумма площадей собственно заводской территории и территории объектов, размещаемых в ограде с учетом веера железных дорог.

Площади в пределах заводской территории, предусматриваемые для расширения зданий и сооружений путем пристройки и предназначенные для дальнейшей застройки на свободной территории, учитываются как резервные. К резервным площадям не относятся свободные участки территории, не имеющие конкретного перспективного назначения для застройки.

2. Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов,- навесы, открытые технологические, санитарно-технические и энергетические установки (газгольдеры, ресиверы, электроподстанции, брызгальные бассейны и т. д.), открытые склады и площадки для хранения готовой продукции, имеющие ограждение или оборудованные стационарными устройствами для механизации складских работ, эстакады и галереи, подземные сооружения (резервуары, погреба, убежища, тоннели, проходные каналы инженерных коммуникаций, над которыми не могут быть размещены здания или сооружения), площадки погрузочно-разгрузочных устройств (рампы). В площадь застройки не включаются от мостки вокруг зданий и сооружений, тротуары, автомобильные и железные дороги, открытые спортивные площадки, площадки для отдыха трудящихся, площадь озеленения (посадка деревьев, кустарников, цветов), открытые стоянки индивидуального транспорта, открытые водоотводные и другие каналы, подпорные стенки.

3. Площадь автодорог и мощеных частей территории складывается из суммы площадей покрытий автодорог, въездов в цехи, проезжих частей внутризаводских магистралей и проездов, внутризаводских площадей, имеющих асфальтовое или другое покрытие, подъездов к цехам и складам (за исключением площадей складов).

4. Площадь под железнодорожными путями подсчитывается как произведение длины в пределах заводской территории и средней ширины полосы, занимаемой путями.

5. Площадь озеленения - это сумма площадей, занятых деревьями, кустарниками и цветниками.

6. Протяженность железнодорожных путей слагается из суммы длины путей в пределах территории завода.

7. Протяженность автодорог определяется как сумма длины дорог в проездах, на магистралях, подъездах к цехам и складам и выездов из цехов в пределах территории завода.

8. Протяженность ограждения определяется внешними границами территории и не включает ограждения внутренних участков (гаражи и т. п.).

9. Плотность застройки площадок промышленных предприятий определяется в процентах как отношение площади застройки к общей площади предприятия в ограде с включением в нее площади, занятой веером железнодорожных путей.

Однако плотность застройки, достаточно полно отражающая прогресс в проектировании генеральных планов предприятий ряда отраслей промышленности, не достигает желаемой цели при механическом перенесении ее в химическую, нефтехимическую и некоторые другие отрасли промышленности.

Дело в том, что улучшение архитектурно-планировочных решений не всегда вызывает повышение плотности застройки (например, на предприятиях химии). Насыщенность территории коммуникациями и повышение степени взрывоопасности производственных установок определяют предел, после которого увеличение плотности застройки является нерациональным. В этом случае для более полной оценки проекта и стимулирования дальнейшего улучшения архитектурно-планировочных решений следует в дополнение к показателям плотности застройки учитывать "удельную площадь производства", характеризуемую отношением размера территории производства к его мощности.

Рассмотрим две схемы генеральных планов производства стирола одинаковой мощности. Ранее для размещения такого производства требовалась площадь 20 га, теперь требуется немногим более 8 га. При этом плотность застройки территории повышена с 0,20 только до 0,217, а удельная площадь производства сократилась с 2,5 до 1,1 м2/т, т. е. в 2-3 раза.

Помимо снижения первоначальных затрат на строительство предприятий рациональное решение генерального плана дает возможность сократить расходы по его эксплуатации и снизить себестоимость продукции.

Одним из важнейших направлений, обеспечивающих улучшение технико-экономических показателей генерального плана предприятий большинства отраслей промышленности, является блокирование отдельных цехов как основного, так и подсобного производства. Однако в отдельных случаях блокирование не может быть оправдано и не дает экономического эффекта.

Объединению цехов и помещений в одном здании могут препятствовать сложный рельеф местности, соображения пожарной безопасности, требование к изоляции от внешних воздействий (лаборатории, испытательные станции), распространение шумов и запахов (химическая промышленность), наличие сотрясений и вибрации.

При выборе участка под строительство многопролетного здания большой площади к рельефу местности следует предъявлять более жесткие требования, чем под застройку его отдельно стоящими корпусами небольшой ширины. Строительство сблокированных зданий большой ширины на участке с резко выраженным односкатным уклоном местности нецелесообразно.

Объединение цехов в некоторых случаях может привести также и к повышению эксплуатационных расходов на содержание здания вследствие необходимости перехода на искусственное освещение, механическую вентиляцию и кондиционирование воздуха. В этих случаях критерием эффективности должно быть обязательное сопоставление единовременных и эксплуатационных затрат. Показатели эксплуатационных затрат для производства, требующих особо сложных температурно-влажностных режимов, являются, как правило, превалирующими.

Новости светотехники