Технико-экономическая оценка архитектурно-планировочных решений промышленных районов и узловДля выбора оптимального решения приводятся следующие показатели:общая площадь территории района (узла) в га; общая площадь территории, занимаемой площадками промышленных предприятий, в га; площадь резервных территорий в га; площадь озеленения района в га; общая длина железнодорожных путей района в км; общая длина автодорог района в км; общий грузооборот района по отдельным видам транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный и т. д.) в т/год; длина внешних инженерных сетей в промышленном районе или узле; стоимость общестроительных, санитарно-технических и других видов работ; стоимость технологического, энергетического и другого оборудования. Экономическая оценка эффективности капиталовложений в строительство промышленных районов (узлов) может быть выявлена на основе сравнения вариантов проектных решений промышленных районов (узлов) между собой и с вариантами проектных решений промышленных предприятий при обособленном их размещении. При проектировании промышленного узла необходимо разработать технико-экономические обоснования оптимального размера группы предприятий. Анализ показывает, что чрезмерное укрупнение усложняет инженерные сооружения и может свести к нулю экономическую эффективность группового размещения предприятий и даже повысить принятые для отрасли удельные капитальные вложения, как это имело место, например, при проектировании одного Северокавказского промышленного узла. При разработке схемы этого узла возникли значительные трудности из-за большого и сложного комплекса предприятий и особенностей природных условий района строительства. Оказалось, что дебит воды естественного водоема вблизи узла недостаточен для водоснабжения всех проектируемых предприятий. Это привело к необходимости проектировать строительство водохранилища емкостью 150 млн. м3, располагаемого в неблагоприятных топографических условиях. Итак, практика проектирования учит: при создании промышленных узлов в первую очередь необходимо обеспечить технико-экономическое обоснование выбора группы предприятий. Только после рассмотрения этих обоснований можно приступить к разработке схемы генерального плана промышленного узла в целом и схем генеральных планов и проектов предприятий, входящих в состав промышленного узла. Объединение предприятий в промышленный узел целесообразно прежде всего в тех случаях, когда строительство их осуществляется примерно в один и тот же период, в противном случае на длительное время омертвляются финансовые и материальные ресурсы, вкладываемые в строительство общеузловых коммуникаций и сооружений, рассчитанных на обслуживание всех предприятий. Кроме того, при больших разрывах в сроках ввода возникают трудности с финансированием строительства общеузловых объектов. Во избежание длительного омертвления капитальных вложений в общеузловые объекты затраты на их строительство следует планировать по очередям. Весьма актуальна проблема рационального использования земель при строительстве промышленных узлов, поскольку иногда изымаются наиболее ценные для сельского хозяйства земли пригородов и в долинах рек. Для компенсации потерь этих земель государство будет вынуждено выкорчевывать леса, осушать болота и приспосабливать под пашни неудобные или малоценные земли. Поэтому необходимо ограничивать наступление промышленности на лучшие пахотные земли. Таким образом, в технико-экономические обоснования размещения промышленных узлов на ценных землях необходимо включать потери в сельском хозяйстве от изъятия земель для строительства и стоимость освоения новых земель взамен изъятых. В связи с этим использование так называемых "бросовых", и малоценных для сельского хозяйства земель под промышленное строительство может улучшить технико-экономические показатели проектов.
Новости светотехники |