Все спятСон–это то, что уравнивает всех, сказал Сервантес в 1615-м, Сон–это то, что заменяет обед, сказал Дюма в 1844-м. Сон- это... Что сказал Фрейд, вы знаете сами. Сон–это самое большое удовольствие, которое у нас есть, потому что именно его нам сейчас больше всего не хватает, говорят современные дизайнеры и придумывают: 1) спальни консервативные классические, 2) спальни современные авангардистские, 3) спальни концептуальные философские. На любой стиль, цвет и вкус: в таких вы точно не уснёте...
Спальная философия (как мы её себе представляем) В последнее время очень много «спальных» концепций. На каждой мебельной, аксессуарной или текстильной выставке, стоит только поискать, обязательно найдётся хотя бы один некоммерческий проект, в котором есть спальня. Спальни придумывают чаще, чем гостиные и прихожие, чаще, чем даже кухни. Это вовсе не означает, что все прочие комнаты никого больше не интересуют, просто на спальни нынче мода. Спальня–главное «лакомство» дизайнеров романтических, коммерческих и концептуальных. Сейчас особенно последних, считающих, и небезосновательно, что в этой сфере срочно нужно делать up - grade . Он, собственно, состоит в следующем. Спальня должна быть максимально большой, лучше–огромной. Ни о какой интимности пространства речи не идёт. Центр спальни занимает кровать. Из мебели, кроме кровати, допускается огромная система хранения (язык не поворачивается шкафом назвать) у самых несдержанных. У сдержанных–обвалившаяся штукатурка, каменный пол, роспись и лёгкие, обязательно прозрачные занавеси. Это декор. Спальни нынче принято объединять с ванными и бассейнами – вариант почти классический, но с той лишь разницей, что стен сегодня между ними нет. СТАРЫЕ СТЕНЫ Вариант для романтических натур . Пол из каменных плит , арки , облупившаяся штукатурка и огромная кровать , напоминающая татами , посередине . Автор–Паола Навоне , инициатор оформления старых стен новыми вещами – производитель этих новых вещей Molteni & Dada , место - полуразрушенная Вилла Торлониа неподалёку от Римини . Кроме Навоне в оформлении виллы участвовали Альдо Росси , Афра и Тобиа Скарпа , Ханс Веттштейн –и все сделали спальни . Что закономерно : востребованная в последние годы идея смешивать старое и новое особенно органична в спальнях –старые стены действуют облагораживающе и почти полностью заменяют декор , хотя у Навоне в роли декора необычайно живописные галстуки в коробочках . Консервативный подход: классические спальни Насчёт того, что сейчас модно в классических спальнях, т. есть две точки зрения. Первая гласит, что из исторических стилей сегодня актуален ар деко (по законам жанра пришедший на смену модерну, который был востребован в прошлом году), вторая–что тенденций в классике нет, а есть соответствие психологическим типам (артистические натуры предпочитают модерн, организованные люди–неоклассицизм и т.д.). Но классика тем и хороша, что исключений здесь больше, чем правил, а следовательно, моды нет как таковой. Зато есть модные детали–перышки, розочки и всё такое прочее, аккуратно поступающие из мира фэшн раз в сезон. Во многом благодаря им нынешние классические спальни– чистая фикция. Лет 100-200-300 назад всё это выглядело совсем иначе (как–читайте далее в исторической справке). От старины остались пастухи и пастушки, ковры с Людовиками в райских кущах, вышивки, зеркала, картины и прочее, что ностальгирующие потомки истолковали на новый лад. Милее всего в классике–именно эти детально-концептуальные неточности: кровать с балдахином в современных габаритов спальне, абажуры с надписями «пером», полосатые матрасы.,. Они-то и наводят на мысль, что здесь подвизались самые остроумные дизайнеры и самые смелые заказчики, поскольку надо быть по-настоящему уверенным в себе человеком, чтобы спать на ложе из слоновой кости в мире, где главным достоинством интерьера по-прежнему считается пустота. Были времена, когда в русском лексиконе не существовало слова «спальня», а иностранное слово «мебель» даже в конце XIX века в народной среде произносилось как «небыль». В Древней Руси предметы интерьера были встроенными и сооружались одновременно со строительством дома. Местом для сна служили полати–своеобразные полки под потолком, пристенные лавки, а позднее–сундуки. Дворец от избы мало чем отличался, разве что лавки там покрывали сукном, бархатом и заморскими коврами. Первое известное нам изображение кровати сохранилось в летописи XV в. Она представляла собой ящик на четырёх столбах. Когда в XVII веке царь Алексей Михайлович возвёл в Москве из камня Теремной дворец, он закупил за границей обитые бархатом кресла, столы и несколько кроватей, по образцу которых стали работать русские мастера «кроватного убора» Оружейной палаты. По государеву указу сделали они для опочивальни вызолоченное резное ложе с высоким балдахином, как у других просвещённых монархов. Его наследник Петр I регламентировал убранство «приютов Морфея» по голландскому образцу. Стены спальни императора были обтянуты выбеленным холстом. Простую сосновую кровать он сделал своими руками. Украшением комнаты служили венецианское зеркало, буфет с китайскими чашками и морской пейзаж. Пышность русского барокко находила воплощение в живописи потолка, зеркальном оформлении стен, обилии золота и хрусталя, крашеной и расписной лёгкой мебели с цветочной обивкой.
Парадные спальни ценились дорого, их готовили в приданое царевнам и богатым девицам. Даже молодая Екатерина II не могла себе позволить лишний спальный гарнитур и при переезде из Зимнего в Летний дворец везла с собой кровати, канапе и комоды. Заботясь о парадной опочивальне своего внука Александра I , предусмотрительная императрица заказала тульским оружейникам уникальную кровать с балдахином из синей стали с золотом, фестонами и алмазными вставками. А к его свадьбе была создана Хрустальная спальня, где стены, пол и потолок были облицованы сверкающими гранёными пластинами и мебель имела хрустальные ножки. Роскошные чертоги между тем служили «для славы Российской», а спали самодержцы в маленьких комнатах, где умещались кровать, «туалет» с зеркалом, переносные столики, иногда небольшой письменный стол, как у Екатерины Великой, которая в своей личной спальне «слушала дела». Начало XIX века–время строгого ампира. На стенах–непременные лепные гирлянды из листьев аканта и лавра, подвешенные на лентах с бантом. Амуры, сатиры, грифоны, сфинксы, медальоны и драпировки стали излюбленными сюжетами лепных фризов. Спальные гарнитуры из красного дерева и карельской берёзы, декорированные «античными» латунными накладками, включали в себя стулья с ажурными спинками, лёгкие комоды, обитые атласом кушетки и полированные кровати. Стендаль, побывав в Москве, писал, что красота русских интерьеров «превосходит всё, что знает Париж». Модные журналы конца XIX века рекомендовали интерьеры в китайском, египетском и готическом стилях. Романтические натуры смешивали в своих спальнях разностильные предметы, не забывая между тем о комфорте и удобстве. Так, «Вестник моды» в 1888 году предлагал следующий вариант: над кроватью в духе Генриха II возвышался балдахин из атласа цвета старого золота с вышивкой кручёным шёлком. Зеркало и камин были украшены драпировками с такой же вышивкой. На камине–бронзовые вазы. Тут же–несколько кресел в стиле Людовика XIII . На одной из стен висели фамильные портреты и оружие, на другой разместились несколько мандолин и цыганский бубен. «Эта комната–настоящий маленький музей, полный прелестных вещей. Что касается стиля всей обстановки, то он не выдержан строго, потому что любители в настоящее время окружают себя вещами всякого стиля и всех времён, обращая внимание на то, чтобы вещь была незаурядная по своему художественному и элегантному виду или старинная и редкая». К концу века в спальнях появились пружинные матрасы, бумажные обои и электрические светильники, но в них по-прежнему царил дух подражательности и эклектизма, воспроизведённый в той мере, в которой позволяла состоятельность их обитателей, среди которых появились люди разных социальных слоев, придавшие новые черты приватным интерьерам. Современный подход: авангардистские спальни Говорим «спальня», подразумеваем «кровать»–вот первый принцип спален не классических. Объяснение простое: кровати сейчас такие огромные, что на каждой из них можно легко разместить футбольную команду, но поставить в комнате что-то, кроме кровати, уже нельзя (или можно, но мало). Игра масштабов ограничивается объёмами. Под влиянием Японии или в результате всеобщего увлечения высоким- низким кровати едва возвышаются над полом. Традиционных элементов–свечей, зеркал, картин– практически нет. Если есть–то без эффекта интимности и теплоты, свойственных тем же свечам-зеркалам-картинам в классике. Цвета в спальнях–определённые и контрастные (белый, красный, чёрный вместе и по отдельности). Хорошим тоном считается стиль унисекс–интересный, но, как правило, неуютный. Поэтому для людей, которые не любят классику, но считают спальню местом уютно-личным, экзотика–единственная альтернатива.
дюралайт светодиодный |