Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Ковка, сварка и пр arrow Художественная ковка и литье

Latest Articles

Most read

Художественная ковка и литье

Рис. 1   И стория развития художественной ковки в России знала как взлеты, так и падения. Наибольший ее расцвет пришелся на ХVIII - ХIХ века, период масштабных градостроительных работ, начатых еще Петром I. Именно в это время в Москве, Петербурге, Туле, Новгороде создаются великолепные архитектурные и садово-парковые ансамбли, в оформлении которых используются произведения этого декоративно - прикладного искусства: ограды, фонари, перила мостов, оконные решетки, ограждения балконов и лестниц. В индустриальном ХХ веке многовековые традиции были практически утрачены. И вот сегодня они вновь возрождаются.   

Сегодняшняя популярность изделий художественной ковки объясняется тем, что они идеально дополняют интерьер, придают ему неповторимый облик. И при этом органичны в любом стиле и любом пространстве. Художественный металл уникален еще и своей сочетаемостью с другими материалами - камнем, стеклом, древесиной, майоликой и даже текстилем, что дает художнику по металлу безграничные возможности для творчества, для воплощения самых смелых идей.   

Роль и свойства материалов. В современной художественной ковке применяется масса новых технологических приемов, но до сих пор, как и сотни лет назад, металл нагревают в горне, изделия куют на наковальне и используют все те же проверенные временем инструменты - кувалды, ручники, пробойники, гладилки, клещи, тиски и т. д. Не изменились и используемые материалы - черный и цветной металлы (медь, латунь, бронза). Правда, последние чаще применяются для изготовления декоративных вставок в композиции, выполненные из основного материала - стали.   

Как известно, сталь - это сплав железа с углеродом. По доле углерода стали делятся на низкоуглеродистые (до 0,25 %), среднеуглеродистые (0,25-0,6 %) и высокоуглеродистые (0,6-2 %). С увеличением этой доли возрастает твердость и закаливаемость, но снижается пластичность и ковкость. Для улучшения тех или иных свойств в сплав вводятся добавки - никель, мышьяк, медь, фосфор, сера и др. Рис. 2   

Идеально для кузнечных работ подходят углеродистые стали обыкновенного качества с маркировкой Ст0, Ст1, Ст2. Содержание углерода в них 0,1-0,3 %, они характеризуются наибольшей пластичностью и наименьшей гибкостью при одних и тех же термических режимах, выдерживают многократные нагревы, не деформируются и не дают пластических напряжений. В умелых руках мастера такой материал подобен пластилину, из него можно создать практически любую форму и линию. Широко используется Ст3, но здесь есть некоторые нюансы. Дело в том, что стали с маркировкой "Ст" поставляются по механическим свойствам и не нормируются по химическому составу. В силу этого в Ст3 доля углерода может оказаться завышенной (это зависит от исходного сырья - руды и от качества плавки на предприятии-производителе). Поэтому данная марка чаще применяется для изготовления низконапряженных конструкций, там, где нет ударных и вибрационных нагрузок.   

Защита поверхности изделия. Очевидно, что каждое изделие художественной ковки и слесарного искусства должно иметь эстетичный внешний вид. В наше время, когда атмосфера наполнена агрессивными выделениями, эта проблема встает особенно остро. И хотя методы защиты поверхности, использовавшиеся в старину, хорошо известны, сегодня они уже не так эффективны. В современной атмосфере содержится, например, большое количество сернистого ангидрида, пагубно влияющего на металлы. Кроме того, химическая устойчивость металлов, главным образом сталей, значительно уменьшилась из-за появления в процессе металлургического производства инородных примесей. Решая вопрос о защите поверхности изделия, необходимо учитывать, где оно будет находиться. В отношении предметов интерьера ситуация проще, а вот изделия, размещенные снаружи, требуют большего внимания. Практика показывает, что на сегодняшний день из металлических покрытий наиболее пригодны автомобильные антикоррозийные грунты и краски. Они относительно дешевы, прочны, легко наносятся и быстро сохнут, сохраняя заданную художником фактуру ковки. Два-три слоя обеспечивают защиту поверхности на срок до 10 лет. Иногда художники используют приемы искусственного состаривания. Радикальные средства, избавляющие черный металл от способности ржаветь, - оцинковка и гальванопластика. Правда, в этом случае стоимость покрытия может превысить стоимость самого изделия. Рис. 3   

Стоимость кованого изделия. Когда речь заходит о стоимости кованого изделия, нельзя забывать, что мы имеем дело с художественным произведением. Поэтому определяющую роль здесь могут сыграть нематериальные аспекты - эстетические достоинства вещи, ее оригинальность, авторский стиль, известность автора. Так, если попытаться определить договорную цену наиболее массовых изделий, в которых преобладают распространенные детали и заготовки, то цена складывается следующим образом. Сначала учитывается работа, связанная с замерами, разработкой эскизов, проектов, рабочих чертежей, затем - количество и стоимость материалов. К ним относятся: антикоррозийные покрытия (грунты, краски, растворители, патины), расходные материалы и инструмент (отрезные, зачистные круги, электроды, кокс и т. д.), металл.   

Например, тонна стали Ст3 стоит 10 - 12 тыс. руб., тонна меди - 85 - 87 тыс. руб. Далее - непосредственное исполнение: заготовительные работы (рубка, штамповка, резка, рихтовка), кузнечные работы (они оцениваются по количеству тех или иных кованых деталей с учетом размеров сечения заготовки), токарные и фрезерные, слесарно-сборочные, зачистные работы. Таким образом, технологию сборки элементов кованого изделия выбирают клиент и художник по металлу.   

Сегодня применяются различные виды сварки: полуавтоматическая, газовая, электродуговая и самая на сегодняшний день прогрессивная - аргонная. Материалы, разные по своим техническим свойствам и характеристикам, при аргонной сварке отлично соединяются и практически не требуют зачистки швов. Ее использование, как и применение старинных технологий сборки, требующих высокой квалификации, значительно увеличивают цену кованого изделия. Следующее - работы по антикоррозийной защите изделия и придание ему товарного вида. Как правило, это окраска воздушным распылением и нанесение различных патин. Рис. 4   

Последний пункт - накладные расходы (каждое предприятие рассчитывает их по-своему, они могут составлять до 25 % себестоимости изделия) и налоги. В цену могут быть также включены монтажные работы и транспортные расходы.   

Есть изделия, в общую композицию которых включены элементы заготовок машинного производства, то есть штамповки. Это не значит, что они не подвергаются дополнительной кузнечной обработке, но стоят дешевле. Следует отметить, что создание изделий, которые состоят из одних только заготовок, тоже возможно. Цена в этом случае будет намного ниже, но и вид, соответственно, монотонней. При ручной художественной ковке нельзя сделать две одинаковые детали и элементы декора. Например, стебель цветка или его лепестки обязательно будут иметь различную форму и толщину. При частичной ручной ковке, когда в композиции используются заготовки, декор и детали будут одинакового размера и толщины, но различны по форме. Если же изделие состоит только из штампованных деталей, то все элементы одинаковы и по форме, и по размеру, и по толщине.   

Этапы изготовления кованых изделий. Чтобы составить общее представление о том, как рождается произведение художественной ковки, рассмотрим основные этапы изготовления на заказ лестничного ограждения:   

- выбирается из нескольких эскизных набросков один, который берется за основу и дорабатывается художником; Рис. 5   

- после утверждения окончательного варианта, по эскизу делается картон-рисунок (макет) лестничного марша в натуральную величину с точной прорисовкой деталей композиции;   

- по макету кузнец-художник вручную изготавливает детали для будущего ограждения;   

- осуществляется предварительная сборка изделия. Это делается, чтобы еще раз проверить точность исполнения каждой детали при необходимости их дорабатывают;   

- окончательная сборка по технологии, ранее оговоренной с клиентом (соединение деталей на заклепках, специальная кузнечная сварка, электросварка и т. д.);   

- когда лестничный марш собран, все соединительные швы зачищаются. Изделие готово к монтажу и последующей обработке поверхности - грунтовке и покраске.   

- придание лестничному маршу эстетичного вида с помощью современных красок, имитирующих золото, серебро, медь, бронзу и т. д.

светодиодное освещение