Зеркало в доме (2)З еркала из стекла впервые сделали в средневековой Голландии, а во времена Ренессанса возникают стеклянные мануфактуры в венецианском городке Мурано. Стеклодувы из этих мануфактур достигали невиданных по тем временам результатов: создавали цветное стекло, вплавляли в него золотые нити, выдували сложной формы сосуды и вазы. Секреты стеклянного производства хранились в строжайшей тайне, до сих пор остаются загадкой некоторые технологические приемы муранских мастеров. Там же впервые горячее стекло было раскатано на полированной бронзовой пластине - получилось почти современное зеркало. Позже на стеклодувных фабриках Европы зеркала делают из ртутно-оловянной или серебряной амальгамы. Стоили они баснословно дорого и доступны были только королевским семьям и богатейшей знати. Чтобы показать величие Франции, король Людовик XIV построил в возводимом в то время дворце в Версале Зеркальную галерею. Роскошью отделки, лепниной, резьбой и позолотой, а, главное, обилием и дороговизной зеркал она поражала современников, вызывая к французскому королевскому дому уважение и зависть. Эпоха стиля рококо придала зеркалу новое назначение: отражать, многократно повторяя вычурные и сложные элементы отделки мебели в виде цветочных гирлянд, золотые нити тканей в обивке стен, обилие позолоты, шелка и бархата. Это было поистине время господства зеркал в интерьере, своим блеском они как бы подчеркивали и без того избыточную роскошь. Менялись эпохи, архитектурные стили, менялась мода на интерьеры - они то насыщались мебелью и декором, то удивляли аскетизмом. Оправа и форма зеркал тоже менялись в зависимости от стиля, но в любом интерьере зеркало занимало почетное место, являясь как бы завершающим аккордом. Классицизм предпочитает зеркала прямоугольной формы, оправа строго симметрична и напоминает архитектурный ордер. Однако, несмотря на строгость и лаконичность форм, зеркало в классическом стиле всегда современно, а тонкая золоченая оправа его выглядит очень изысканно, придавая интерьеру благородство. Ампир оправляет зеркало в легкую позолоту задрапированных знамен (дань военной символике), украшает резным орлом или обрамляет золочеными бронзовыми кистями. Период барокко добавил лепнины и позолоты в зеркальную раму, сделав зеркало овальной формы. Рококо в этом направлении постарался еще больше. Рамы делали в виде цветочных гирлянд сложной формы. Выполнены они из дерева с резьбой, поверх которой нанесена позолота или отлиты из бронзы. Зеркала имеют не только сложную раму, но и вычурную криволинейную форму, ставятся на пол на бронзовых опорах, напоминающих лапы. Модерн, оставив изгибы и текучие линии, убрал излишнюю лепнину. Рама стала резной деревянной, причем украшением служила не только сложная, красивая резьба, но и сама фактура дерева ценных пород. Растительные мотивы, мягкие линии, гладкое полированное дерево с очень декоративной структурой древесины - все красиво и благородно. В современной обстановке жилищ типичные черты определенных стилей часто смешиваются, сохраняя строгое соответствие канонам жанра только в редких, воспроизводящих эпоху "исторических" интерьерах. Поэтому чаще всего присутствуют некие мотивы или отголоски стилей, которые в современном варианте получают новое звучание. Зеркало не только помогает наводить красоту. Его удачное расположение расширяет пространство, а форма и обрамление создают декоративный эффект в убранстве дома. Зеркало давно стало привычным предметом обихода. Внимательно вглядываясь в свое лицо, мимоходом осматривая себя перед выходом из дома, мы просто пользуемся отражающей способностью зеркал, не задумываясь о других его функциях. Они же взаимодействуют и с пространством дома, раздвигая стены, подчеркивая и увеличивая эффект от настольных ламп, цветов в вазах, любимых предметов. Выбор размера, формата, рамы зеркала, его размещения в доме - дело довольно непростое. В каждой части помещения зеркало имеет свое особое назначение, основное место зеркала в ванной - над умывальником. Лучше если оно вытянуто по вертикали и закреплено на шарнирах, чтобы можно было регулировать угол наклона и поворота. К нему удобно иметь дополнительное зеркало на ручке, чтобы в их двойной системе, встав спиной к основному, увидеть прическу с затылка. Зеркало в ванной лучше помещать в металлическую нержавеющую или пластиковую раму. В прихожей, холле, коридоре зеркало тоже имеет, в основном, деловое назначение. Его следует размещать поближе к входной двери, чтобы было удобно оглядеть себя с ног до головы, поправить головной убор или причесаться. Удачно размещается зеркало и на входной двери, особенно если прихожая небольшая: отражение зрительно увеличивает пространство. Если коридор узкий, зеркала лучше вешать на боковой стене, чтобы они создавали впечатление большей ширины. Если расположить их друг против друга и подсветить верхним и боковым светом, создается интригующий мир множественных отражений, стены при этом раздвигаются. Хорошо оформленное зеркало может стать стержнем всего интерьера. Так, если светильники в прихожей имеют металлические каркасы, то и зеркало может быть в такой же металлической раме. Особенно органично выглядят зеркала в деревянных рамах - в контрасте теплого дерева и холодной глади стекла. Позолоченная деревянная рама зеркала придает интерьеру несколько дворцовый оттенок, соответственно которому можно подобрать и прочую утварь. В большинстве квартир есть комната, которую принято называть общей и которая нередко по совместительству играет роль гостиной, столовой, кабинета. В такой комнате зеркало необязательно, ведь прилюдно причесываться, поправлять макияж или разглядывать свое лицо не рекомендуется, но в зеркале так красиво отражается хорошо накрытый стол, мелькание нарядных платьев, блеск праздничных свечей и украшений и оно становится частью убранства комнаты, придает ей законченность и очарование. Особое внимание надо сосредоточить на том, где и какое зеркало повесить, помня об эффекте зрительного увеличения пространства, об игре отражений и о стилевом единстве. В гостиной хороши высоко повешенные зеркала с наклоном, круглой или горизонтально удлиненной формы. Обрамление зеркала должно соответствовать духу всей комнаты и учитывать своих соседей - картины, гравюры, панно, ковры. Рядом с картиной зеркало лучше не вешать, а вот на фоне ковра оно может смотреться отлично. Если раму трудно подобрать к обоям и общему оформлению стены, следует предпочесть нейтральное деревянное обрамление в тон мебели. Зеркало в детской комнате просто необходимо: маленький человек не только привыкает к своему облику, но и приучается следить за аккуратностью и красотой одежды. Вешать зеркало надо невысоко, с наклоном, чтобы ребенок в нем видел себя во весь рост. Раму следует придумать более привлекательной - из разноцветного пластика, из дерева с резьбой и росписью или оплести ее цветными шнурами с кистями и помпонами. Старую раму можно оклеить тканью или декоративной бумагой. Такой же бумагой можно оклеить коробки для игрушек, а из ткани сделать подушки. Для спальни любую деталь интерьера надо подбирать с особым настроением. Конечно, можно ограничиться чисто функциональным зеркалом в платяном шкафу. Можно помечтать о зеркальном потолке, но даже небольшое зеркало, повешенное горизонтально с наклоном, умело подсвеченное парой мерцающих ночников, может внести новые интонации в любовные отношения. Уместны в спальне овальные зеркала и подзеркальные туалетные столики. С помощью зеркал можно не только украсить, но и изменить конфигурацию пространства. Так, например, зеркальная стена в небольшой по размеру прихожей создаст ощущение просторного помещения, а отраженная в ней хрустальная люстра добавит света и "солнечных" бликов в помещение, не имеющее окон. В прихожей и гостиной, детской и спальне, ванной и гардеробной - везде зеркало необходимо. Бесстрастно отражая окружающий нас мир и нас самих, зеркало раздвигает стены, создает иллюзию иного мира, иных пространств, увлекая и завораживая.
расчет освещения теория |