Бензопила. Проблемы выбора и эксплуатации (2)В нашей стране, где запасы леса огромны, а древесина - незаменимый строительный материал, различные виды пил - предмет первой необходимости для многих россиян. Для валки леса, обрезки сучьев, подготовки бревен при возведении сруба, а также для пиления дров и различных садовых работ не обойтись без бензопилы. Какие же существуют бензопилы и на что надо обращать внимание при их выборе?Типы бензопил. Все представленные на рынке России бензопилы можно условно разделить на три класса: -бытовые пилы, предназначенные для работы "от случая к случаю". Как правило, это сравнительно маломощные инструменты, с помощью которых можно заготавливать дрова для камина. Они обладают минимумом функциональных возможностей, рассчитаны в среднем на использование до 20 часов в месяц (около 40 минут в день), а их невысокая мощность компенсируется малым весом и удобством в обращении с пилой; - полупрофессиональные модели. Способны выполнять любые работы - от ремонтно-строительных до валки деревьев. Единственное их "слабое место" - невозможность использования по 8-10 часов в сутки в течение длительного периода времени. Такие пилы зачастую используются в качестве сучкорезов на лесоповале; - профессиональные пилы. Обладают высокой мощностью (как правило, более 2,5 кВт), характеризуются широким спектром функциональных возможностей. Применяются в основном в качестве "вальных" пил, могут работать день за днем в течение года по 10-16 часов в сутки. Главная же особенность профессионального инструмента - возможность работы до 8 часов без перерыва. Такие пилы изготовляются из прочных и износостойких материалов, а их ресурс колеблется в пределах 1300-2000 моточасов (у бытовых моделей моторесурс в 2-3 раза меньше). Ресурс работы. Точного и четкого определения понятия "ресурс работы", которым бы одинаково пользовались все производители и продавцы, не существует. Поэтому, какие бы цифры вы ни услышали - основное внимание специалисты рекомендуют обращать на наличие фирменного сервиса. Скорость реза. Приобретая бензопилу, покупатели зачастую задают вопрос о скорости распиловки древесины конкретным типом пилы. В первую очередь это зависит от состояния пильной гарнитуры и, в частности, цепи. При работе тупой цепью не только будет низкая эффективность распиловки, но и повышается вероятность выхода пилы из строя, так как нагрузка на двигатель увеличивается. Кроме того, немалый вклад в производительность вносит и форма режущего зуба и шаг цепи. Наилучший результат достигается при оптимальном подборе цепи и мощности двигателя. Мощность пилы - это второй важный параметр, характеризующий "активность" пилы и определяющий граничные условия применимости данной модели. Проблема "обратного удара". Самым опасным моментом в процессе эксплуатации пилы является так называемый "обратный удар" - резкий отброс инструмента в сторону оператора. Происходит он в том случае, когда самый конец пильной шины "встречается" с поверхностью обрабатываемой древесины. Единственный способ избежать в этом случае травмы - быстрая остановка цепи. Выполняет эту задачу специальный тормоз, инерционным приводом для которого служит щиток, расположенный перед левой рукой оператора. Он представляет собой своеобразный рычаг, который может занимать 2 положения. Перед запуском щиток переключается в положение "ближе к руке" и тем самым "ставится на взвод". В момент обратного удара рука оператора упирается в него, и щиток срабатывает, мгновенно приводя в действие тормоз цепи. Кроме того, он может поменять положение без взаимодействия с рукой оператора, просто за счет инерции. Антивибрационная система безопасности. Длительная работа с сильно вибрирующим инструментом может привести к тяжелым заболеваниям суставов. Поэтому наличие антивибрационной системы просто необходимо, особенно на профессиональных моделях. Самым простым ее видом является набор резиновых прокладок, расположенных между рукоятками и корпусом. Впрочем, подобная антивибрационная система уже практически нигде не применяется - в современных бензопилах, как правило, реализован принцип "двух масс" - блок двигателя отделен от блока рукояток и топливного бака. Мощность и вес. В бытовых моделях производители избегают наращивать мощность, ибо это ведет к увеличению веса. Кроме того, большая мощность - не самый главный фактор при использовании бензопилы в домашнем хозяйстве. Благоприятное соотношение вес/мощность важно и для профессионала, так как этот параметр существенно влияет на удобство при работе и, как следствие, на качество труда. Вообще, для класса профессиональных бензопил характерен значительно больший разброс по мощностям (от 2 до 6 кВт), чем для бытового класса. Это объясняется разнообразием условий, в которых применяются профессиональные модели (разные по толщине стволы деревьев, твердая или мерзлая древесина и т. д.). Виды шин. Существует несколько типов пильных шин и цепей, предназначенных для различных задач и разных пользователей. Так пильная гарнитура, устанавливаемая на бытовые бензопилы, предназначена для тех пользователей, которые работают пилой изредка и не имеют особых профессиональных навыков. Поэтому, чтобы максимально обезопасить таких "операторов", производители устанавливают узкую плоскую шину с низкопрофильной цепью, обладающей весьма малой "склонностью" к обратному удару. Существуют облегченные шины, предназначенные для выполнения работ, в которых определенную роль играет вес инструмента (например, пиление на высоте). Подобные шины состоят из двух стальных пластин с выбранными пазами, пустоты между ними заполнены полиамидом. Такая конструкция позволяет существенно уменьшить вес инструмента. Для профессионального применения разработаны шины с заменяемыми головками. Они предназначены для длительной работы и используются на пилах средней и высокой мощности. Длина шины. В технических характеристиках бензопилы вместе с указанием длины шины обычно добавляют "рекомендуемая". Дело в том, что чем длиннее шина, тем большее сопротивление она оказывает вращательному моменту коленчатого вала двигателя. При недостаточной мощности бензопилы придется прилагать дополнительные усилия при работе, что приведет к преждевременной изнашиваемости пильной гарнитуры и двигателя. Кроме того, поскольку большая часть мощности будет уходить вхолостую, увеличивается расход топлива. Таким образом, длина шины должна быть согласована с мощностью пилы и слово "рекомендуемая" означает по сути "максимальная" (шины меньшей длины ставить можно, а вот большей - нежелательно). Цепи. Шаг цепи (расстояние между заклепками цепи, деленное пополам) измеряется в дюймах и может быть равен 0,325, 3/8(0,375) и 0,404. Низкопрофильные цепи предназначены для непрофессионального использования. Как правило, их шаг составляет 0,325 дюйма и обеспечивает минимальный уровень вибрации. На мощных бензопилах рекомендуется использовать цепи с шагом 3/8 и 0,404 дюйма. Уровень вибрации у них повышен, но и производительность гораздо больше. Именно такие цепи наиболее подходят для валки и раскряжевки толстомерных деревьев. Подбор пильной гарнитуры. Следует помнить, что компоненты пильной гарнитуры (цепь, шина, ведущее цепное колесо или звездочка) разных производителей, как правило, не совместимы. Различия заключаются в параметрах ведущего цепного колеса (в соответствии с которыми должен быть и шаг цепи) и толщине ведущего звена цепи, которая изменяется в пределах 1,3-1,6 мм. Поэтому, выбрав конкретную модель вы всегда должны использовать комплектующие с такой же торговой маркой. Многие считают, что чем больше шаг цепи, тем она агрессивнее. На практике же дело обстоит несколько иначе. Оказывается, "агрессивность" пилы с той или иной цепью сильно зависит от мощности и, соответственно, крутящего момента. Выведена следующая закономерность. Для пил с объемом цилиндра 40-50 см3 эффективнее всего использовать цепь с шагом 0,325 дюйма, тогда как для более мощных машин оптимальным будет шаг 3/8 дюйма. При этом в категории 40-50 м3 используются так те, как и другие цепи - выбор зависит от конкретных особенностей модели. Есть еще одна категория - мощные пилы с высоким крутящим моментом. На такие машины возможна установка цепи с шагом 0,404 дюйма. Следует также помнить, что меняя цепь на другую с иным шагом, придется поменять и ведущую звездочку. Требования к топливу и маслам. На любой пиле устанавливаются двухтактный карбюраторный двигатель и два бака (один - для заливки топливной смеси, другой - для заливки масла для смазки цепи). Объем топливного бака составляет от 0,3 до 1 л, а объем масляного, как правило, меньше в 1,5-2 раза. Такое соотношение объемов ведет к тому, что масло для смазки цепи и топливная смесь заканчиваются приблизительно одновременно, а именно через 30-45 минут работы (при полной нагрузке). Необходимость в приготовлении топливной смеси с добавкой в бензин масла понятна каждому, кто знаком с двухтактными двигателями. Рекомендации по маркам бензина и масла, а также по пропорциям топливной смеси следующие. При работе с российскими бензопилами используются 76-й бензин и обычные масла для двухтактных двигателей ("мотоциклетные" масла), которые добавляются в смесь в количестве около 4 процентов, то есть в пропорции 1/25. Зарубежные модели требуют применения бензина с октановым числом 92 (или выше) и "фирменных" масел производителей бензопил (при этом содержание масла в такой смеси должно быть порядка 1/40). С маслом для смазки пильного аппарата проще: во всех моделях бытовых и профессиональных бензопил можно использовать обычные "жигулевские" масла Следует обратить внимание и на особенности сезонной эксплуатации инструмента. Если пила используется при низких температурах, то даже при правильном выборе всех ингредиентов качество масла и топливной смеси может оказаться неудовлетворительным (происходит кристаллизация и значительно увеличивается вязкость). В этом случае сама пила должна быть адаптирована к использованию в таких условиях - например, нужно предусмотреть возможность прогрева карбюратора во время работы. Кроме того, рекомендуется перед работой прогреть пилу (если она хранилась в неотапливаемом помещении) во избежание нежелательных последствий из-за присутствия конденсата. Покупка и эксплуатация. При покупке пилы естественное желание каждого покупателя - проверить работоспособность инструмента. В этом, казалось бы, простом процессе существуют "подводные камни". Все дело в конструктивных особенностях цепных бензопил. Обратите особое внимание: любую бензопилу нельзя запускать без предварительно установленной и отрегулированной пильной гарнитуры (шины, звездочки и цепи). В противном случае при таком запуске сразу же "вылетает" сцепление. Так что не спешите дергать тросик - внимательно прочитайте инструкцию. (Кстати, если импортная пила попала на наш рынок официальным путем, то инструкция должна быть обязательно на русском языке.) После покупки бензопилы следует обязательно "обкатать" ее 40-50 минут на малых оборотах (это примерно соответствует выработке топливного бака), затем заглушить мотор и дополнительно проверить натяжение цепи. Далее нужно произвести несколько пропилов, прикладывая слабые усилия, и лишь затем перейти к работе "по полной программе". Обкатке каждой новой цепи (или шины) также необходимо уделять несколько минут. Делается это все для того, чтобы "звездочка", шина и цепь хорошо разогрелись, и масло попало на все смазываемые части пильной гарнитуры. Запуск бензопилы. После обязательной предстартовой проверки пильной гарнитуры и заправки топливом и маслом пила готова к работе. Чтобы быстро ее запустить, необходимо вытащить "подсос", полностью выбрать слабину стартового тросика и сильным рывком запустить (при вялом натяжении вы рискуете залить свечу, что несколько осложнит последующие попытки запуска) . Если все сделано правильно, пила заводится с первого раза.
светодиодное освещение квартиры |