Здания культурного обслуживанияОбъекты культурного обслуживания на промышленных предприятиях предназначены для проведения культурных мероприятий и отдыха в обеденный перерыв и в нерабочее время - до или после работы.К первым относятся красные уголки, помещения цеховых читален и библиотек, спортивные площадки, расположенные на заводской территории, а ко вторым - здания и помещения заводских клубов и Домов культуры, крытые спортивные залы или спортивные комплексы. Комплекс помещений красных уголков является первичным центром культурно-массового обслуживания, имеющим цеховое значение. Опыт эксплуатации предприятий показывает, что в обеденный перерыв после принятия пищи люди устремляются в этот центр, чтобы в комфортной обстановке отдохнуть, почитать, посмотреть короткометражный фильм, послушать беседу, лекцию и т. п. Поэтому основным помещением красного уголка является зал общественных мероприятий, который используется как зал для собраний и совещаний цеховых производственных коллективов. Зал собраний рассчитывается на обеспечение местами 30% работающих в наиболее многочисленной смене при норме площади на одно место примерно 1 м2. Число красных уголков, один из которых является центральным, зависит от величины предприятия. Так, на Московском мясокомбинате- 6 красных уголков, на автомобильном заводе им. Лихачева - 72. Следует проектировать относительно крупные красные уголки, для залов которых следует предусматривать киноаппаратные и эстрады, а также устраивать фойе. На базе цеховых красных уголков формируются цеховые коллективы художественной самодеятельности и спортивные коллективы. В связи с этим в составе помещений красных уголков предусматриваются помещения для проведения клубно-кружковой работы и помещения для хранения инвентаря. Красные уголки следует располагать в зоне размещения цехов, для которых они предназначены, по возможности смежно со столовыми с целью использования обеденных залов для послеобеденного отдыха. На территории предприятий следует устраивать площадки для спортивных игр во время послеобеденного отдыха (волейбол, настольный теннис, бадминтон и т. п.) и для гимнастических упражнений перед работой и во время организованных перерывов в работе. Спортивные площадки целесообразно размещать в зоне расположения столовых и помещений общественных мероприятий. Следует иметь в виду, что удаленное от рабочих мест расположение помещений общественных мероприятий, спортивных площадок и помещений для отдыха приводит к тому, что рабочие предпочитают проводить время послеобеденного отдыха в цехах, у станков, что неправильно. Общезаводскими центрами культурно-массового обслуживания являются культурные комплексы, формируемые в составе заводских клубов или Домов культуры и спортивных сооружений. Проектируют их, как правило, по специальным заданиям. Опыт показывает, что на базе культурно-спортивных комплексов формируются заводские коллективы художественной самодеятельности и заводские спортивные коллективы. В различных помещениях клубов и спортивных сооружениях - в библиотеках и читальных, кружковых помещениях, гимнастических и игровых залах и т. п. -проводят свой досуг работающие на предприятии, члены их семей, а зачастую и жители близрасположенных жилых районов. На весьма больших отечественных предприятиях имеются заводские Дворцы культуры, сильно развитые культурные иомплексы. Таким, например, является Дворец культуры автомобильного завода им. Лихачева. Следует, однако, избегать возведения как мелких, так и чрезмерно крупных заводских комплексов культурно-массового обслуживания. Относительно небольшие по составу и размерам помещений объекты культурно-массового обслуживания - наиболее подходящие для развития активных форм клубной самодеятельной работы коллектива одного или группы предприятий и наиболее рентабельные в эксплуатационном отношении. Основными планировочными элементами здания клуба являются зрелищная часть (зрительный зал, фойе, ветибюль и др.), клубная часть и административно-хозяйственная часть. Нередко сюда включается и спортивная часть. Наиболее целесообразно строительство клубов с вместимостью зрительных залов 400-800 человек. Вместимость зрительных залов общезаводских клубов можно ориентировочно рассчитывать на 10% числа работающих. Состав и площадь помещений клубов следует принимать в соответствии с нормами проектирования клубов. Ориентировочно же площадь на одно зрительское место может быть принята 4-6 м2. В целях укрупнения спортивных комплексов, так же как и клубных, возможно их кооперированное возведение для двух соседних или группы предприятий. Например, спортивный комплекс Московского мясокомбината, имеющий в своем составе крытый спортивный корпус, где занимается 17 спортивных секций, и два теннисных корта, рассчитан на обслуживание еще трех небольших соседних предприятий. Заводские комплексы культурно-массового обслуживания следует размещать таким образом, чтобы можно было обеспечить хорошее озеленение и благоустройство участков, имея в виду, что рассматриваемые объекты предназначены для обслуживания большого числа людей. Объемы, формирующие здания клубов и спортивных залов, весьма выразительны и могут оказывать заметное влияние на архитектуру всего промышленного комплекса.
Новости светотехники |